Путешествие по мастерским народных умельцев
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Рахманова Солмаз Векил кызы

Цель: Развитие речи и творческих способностей через

знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: Развитие речи и творческих способностей через

знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Инициировать декоративное оформление нарисованных фигур – украшение элементами декоративной росписи по мотивам дымковской игрушки.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Словарная работа:  орнамент, умелец.

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, показ презентации, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

Изделия народных мастеров Дымково, Гжели, Хохломы, вырезанные фигурки по мотивам дымковской игрушки, краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

 ХОД:Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая,великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать  мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо  выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера? Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились    на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Ребёнок:Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт!

Ребята, я приглашаю вас в путешествие по мастерским народных умельцев. (показ слайдов)

-Это Дымка. Из чего сделаны эти игрушки? Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи? Какие используют цвета? (Дымково-это деревня, где мастера делают игрушки из глины, затем обжигают их в печи, покрывают белой краской и расписывают орнаментом. Это широкие и тонкие полосы, круги, овалы, горошины.)

 – Ребята, а   как вы думаете,трудно ли сделать такую интересную игрушку?(Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.)

 – Это Гжель. Нежно-голубое чудо-сказочная гжель,так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепят посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали, используя голубой цвет в узорах. Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.

Психогимнастика:

Наши синие цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

А на вечер все цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, глазки закрывают.

 — Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка-это жемчужина народного искусства. Почему называется Филимоновская? Какие игрушки создавали эти мастера? Какие цвета использовали в филимоновской росписи, какой основной узор? (Деревня Филимоново, игрушки-свистульки- это птицы, коровы, медведи, три основных цвета: малиновый, желтый, зелёный, а узор-это полоски.)

 –Городецкая игрушка-народный промысел. Игрушки передавали сцены народного быта, это и птицы, и кони, и цветы. Это детская мебель, разделочные доски для кухни. Материал для промысла – дерево. Элементы росписи – цветы (розаны и купавки)

Физ.минутка:

Конь меня в дорогу ждёт.

Бьёт копытом у ворот.

На ветру качает гривой:

Пышной, сказочной, красивой.

Быстро на коня вскачу,

Не поеду, поскачу.

Там за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

 – Народный промысел – Хохлома. Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета. Что расписывают этой росписью? (мебель, посуду) Из чего сделаны изделия? (выточены из дерева) Какие цвета используют умельцы? (жёлтый, красный, зелёный, чёрный) Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.

 Отгадайте загадку:

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Как зовут товар такой? ( хохломские расписные ложки)

 – Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Найди узор, о котором расскажу»

 (На столе разложены образцы с орнаментом росписи разных народных промыслов.

Цель игры: найти орнамент росписи народного промысла, который я опишу.)

— Ребята! Скажите мне, как называется наша малая Родина – наша республика, в которой мы живём? (Карачаево-Черкесия) Ребенок читает стихотворение Л.Воронько «Лучше нет родного края».

-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы? А есть ли у нас мастера и умельцы? Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. Умельцы нашего края славятся вязанными шерстяными изделиями, чеканкой по металлу, работой изделиями из овчины.

— Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась? А вы хотите показать своё мастерство? Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю расписать заготовки рубашек дымковским орнаментом.

– Отмечаю, что орнамент рисуется прямо на заготовке, кисть нужно держать тремя пальцами, перпендикулярно листу. Заготовку можно вращать для более удобного положения. Вспоминаем приёмы дымковской росписи – волнистые линии, широкие полосы, тонкие полосы, между ними  круги, точки.

Итог: Предлагаю детям сделать выставку из наших работ, провести их анализ и  полюбоваться ими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе

Тема:   «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи.      Образовательные: ...

НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев

Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...

открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....

Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»2019г

Описание работы: интегрированное занятие, которое направлено на закрепление полученных знаний детей о изделиях народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России; на ...

«Путешествие по мастерским народных умельцев»

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (тверская, филимоновская, коргопольская игрушки), с их характерными особенностями. Развивать эстетические чувства, интерес к народному искусс...