НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Гончарова Екатерина Юрьевна

Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»

под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г.

 

Возрастная группа: группа старшего возраста

 

Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием):

«Народно – прикладное искусство»

Тема НОД:  «Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев»

 

Образовательная область:  «Художественно – эстетическое развитие»

 

Цель:  продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные:

Ø Систематизировать знания детей о  дымковской игрушке;

Ø Способствовать  обогащению представлений детей об этапах изготовления и  характерных особенностях росписи дымковской игрушки;

Развивающие:

Ø Обеспечить развитие умения создавать узоры по собственному замыслу, используя технику нетрадиционного рисования и  разнообразные приемы работы кистью;

Ø Обеспечить развитие речевой активности.

 

Воспитательные:

Ø Продолжать воспитывать у детей интерес к народным тра­дициям своей страны, желание продолжать традиции народных умельцев.

Ø Помочь получить эстетическое наслаждение от реализации самостоятельной творческой деятельности.

 

Виды деятельности:

Продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации,

пальчиковая игра, продуктивная деятельность, игра с речевым сопровождением.

 

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: дымковские глиняные игрушки, сундучок, письмо от мастерицы, алгоритм «Последовательность изготовления дымковской игрушки», схема «Элементы узоров дымковской росписи», карточки – картинки с изображением игрушек «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец», «Филимоново», ноутбук, аудиозапись с русской народной музыкой, доска, кусок красной глины, стека, миска с водой, плакат - картина с изображением одной из стен в мастерской мастеров, мольберт.

Раздаточный: шаблоны дымковских игрушек из бумаги, краска -  гуашь красного, синего, зеленого, жёлтого, оранжевого цветов; салфетки  тканевые, ватные палочки, кисти, баночка – непроливайка, подставка для кисти и ватных палочек, влажные салфетки.

 

Предварительная работа:

Беседа «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, игрушек с дымковской росписью, просмотр презентации «Есть на Вятке слобода…" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

НОД

«Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев»

        

Составила:  

Воспитатель Гончарова Е.Ю.

п. Светлый, Саратовской области, 2014 г.

                                             

Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»

под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г.

Возрастная группа: группа старшего возраста

Тема (в соответствии с комплексно – тематическим планированием):

«Народно – прикладное искусство»

Тема НОД:  «Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев»

Образовательная область:  «Художественно – эстетическое развитие»

Цель:  продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные: 

  • Систематизировать знания детей о  дымковской игрушке;
  • Способствовать  обогащению представлений детей об этапах изготовления и  характерных особенностях росписи дымковской игрушки;

Развивающие: 

  • Обеспечить развитие умения создавать узоры по собственному замыслу, используя технику нетрадиционного рисования и  разнообразные приемы работы кистью;
  • Обеспечить развитие речевой активности.

Воспитательные: 

  • Продолжать воспитывать у детей интерес к народным традициям своей страны, желание продолжать традиции народных умельцев.
  • Помочь получить эстетическое наслаждение от реализации самостоятельной творческой деятельности.

Виды деятельности:

Продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации,

пальчиковая игра, продуктивная деятельность, игра с речевым сопровождением.

Материалы и оборудование: 

Демонстрационный: дымковские глиняные игрушки, сундучок, письмо от мастерицы, алгоритм «Последовательность изготовления дымковской игрушки», схема «Элементы узоров дымковской росписи», карточки – картинки с изображением игрушек «Гжель», «Хохлома», «Дымково», «Городец», «Филимоново», ноутбук, аудиозапись с русской народной музыкой, доска, кусок красной глины, стека, миска с водой, плакат - картина с изображением одной из стен в мастерской мастеров, мольберт.

Раздаточный: шаблоны дымковских игрушек из бумаги, краска -  гуашь красного, синего, зеленого, жёлтого, оранжевого цветов; салфетки  тканевые, ватные палочки, кисти, баночка – непроливайка, подставка для кисти и ватных палочек, влажные салфетки.

Предварительная работа: 

Беседа «Дымковская игрушка», рисование дымковских узоров, рассматривание иллюстраций, открыток, игрушек с дымковской росписью, просмотр презентации «Есть на Вятке слобода…"        

 Содержание образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг,

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Дети становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый и весёлый в моих руках колокольчик. Какой росписью он украшен?  

Дети: Дымковской  (предлагаю подойти к столу, накрытом скатертью в народном стиле, на котором выставлены разные изделия дымковских ремесленников)

Воспитатель:  Да, ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Удивительному чуду

мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке

Хотите вы начать рассказ?

Воспитатель: Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется?

Дети: В Дымково, местечке около города Кирова. Назвали так потому, что зимой из трубы каждого дома вьётся дымок, когда топятся печи, а весной и летом в пасмурные дни  деревня в тумане из-за близости к реке Вятке. (Если дети затрудняются, говорю сама)

Воспитатель:  Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами - художниками. Назовите основные элементы этой росписи.

Дети: круги, точки, овалы, кольца, волнистые и прямые линии.

Воспитатель: А какие краски используют дымковские умельцы?

Дети: Яркие: малиновые, зелёные, жёлтые, оранжевые и т.д.

Воспитатель: Да, правильно. А какие игрушки появились первыми?

Дети: Свистульки (Предлагаю одному из детей поиграть на свистульке)

Воспитатель: Отсюда и название одного из самых весёлых праздников на Руси весенней ярмарки Свистунья, к которой старались успеть мастера сделать игрушки.

Воспитатель: А потом какие игрушки появились?

Дети: Лошадки, петушки, барышни, индюки  и т.д.

Воспитатель: Правильно! Дымковскому промыслу много лет, но и сегодня мастера продолжают этим заниматься. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России.

Ребята, а хотите отправиться в мастерскую к народным умельцам. Тогда давайте закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной: «Крутись, вертись, в мастерской окажись…»

( В другой части группы «устроена» мини – мастерская: два стола, на них доска и глина на ней, рядом картинки с поэтапным изображением приёмов работы по изготовлению игрушки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как интересно: здесь красная глина, из которой делают игрушки, инструменты мастера: доска (её клали себе на колени и начинали лепить), стека, кисти, краски. Посмотрите, перед нами схема (алгоритм) поэтапного изготовления дымковской игрушки:

  1. Сначала мастера лепили мелкие части игрушки
  2. Потом из отдельных частей составляли целое
  3. Затем игрушку обжигали в печи, раньше в русской, а сейчас -  в электрической при очень большой температуре.
  4. Потом покрывали меловым грунтом, т.е. белили её
  5. Затем расписывали красками
  6. Вот игрушка и готова.

Воспитатель: А вот на столе картинки с изображением изделий народных промыслов, которыми богата Россия, здесь «Дымка», «Хохлома», «Гжель», «Филимоново», «Городец», я предлагаю поиграть в игру «Что лишнее?» -  на столе надо оставить только картинку с дымковскими  игрушками.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь сундучок (появился при переворачивании картинок с изображением «лишних» промыслов»), здесь чья – то фотография,  письмо и шаблоны (читаю письмо)

Текст письма:         «Дорогие ребята! Я – мастерица музея дымковской игрушки Удальцова Екатерина Сергеевна. Хочу просить вас о помощи. Мне пришлось срочно уехать в Москву на выставку, поэтому я не успела расписать шаблоны, которые вы обнаружили в сундучке.  Росписи ваших  шаблонов  я использую для  своих  игрушек  на весеннюю  ярмарку Свистуньи»

           Я знаю, у вас все получится. Заранее спасибо.

                                                                             С уважением,  Екатерина Сергеевна».

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь мастерице? Как мы можем это сделать (помочь)? Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все  для работы, желаю вам хорошо потрудиться (дети занимают места за столами) 

Давайте вспомним пословицы о труде:

Дети: Поспешишь – людей насмешишь.

Хорошая работа два века живет.

Дело  мастера боится.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

  1. Основная часть

Воспитатель:  Молодцы.  

Мы знаем все элементы дымковской росписи. Пофантазируйте  и  придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примакивания (на доске – технологическая карта с изображением элементов дымковской росписи)

                            Пальчиковая гимнастика

                         Прежде, чем рисовать

Предлагаю  пальчики размять.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, друзья,

За работу вам пора.

 (Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями)

Самостоятельная деятельность детей                            

Воспитатель: Славно потрудились! Замечательные из вас получились подмастерья. Мы оставим наши работы на столах, пусть подсохнут,  и немного отдохнём

(Звучит музыка, дети танцуют…..)

  1. Заключение

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей

Воспитатель:

Ребята, молодцы! Танцуете вы также хорошо, как и работаете.

Прошу  вас  занять свои места. Наши работы высохли,  полюбуйтесь ими, какие они красивые, интересные, замечательные.  Молодцы!

Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? Если вам понравилось, все удалось, предлагаю свою игрушку наклеить на жёлтую полянку (на доске «полянка» из двух листов картона формата А 3 жёлтого и зелёного цветов), если вы испытывали трудности – на зелёную.

Молодцы, а сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: « Крутись, вертись, в группе окажись…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе

Тема:   «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи.      Образовательные: ...

Проект "Мастерская Народных умельцев"

Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных м...

НОД по развитию речи «Мастерская народных умельцев»

ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные задачи:  Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве об их характерных особенностях.  Расширять словарь по теме «Народные пр...

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»Описание работы:Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народ...

Путешествие по мастерским народных умельцев

Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...

открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....