Главные вкладки

    Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»
    учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Конспект НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев»

    Описание работы:

    Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по мастерским народных умельцев» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории своей республики и России.

    Цель:

    Закреплять у детей знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, русская матрешка, богородская игрушка).

    Задачи:

    1. Различать особенности, характерные для каждого вида промысла.

    2. Через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.

    3. Упражнять в словообразовании прилагательных от существительных с помощью суффиксов (деревянные, глиняные).

    4. Развитие внимание, памяти, познавательного интереса.

    5. Развитие умений слышать и слушать.

    Под музыку заходит воспитатель в народном костюме.

    Слава нашей стороне, слава нашей старине

    И про эту старину, я рассказывать начну

    Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

    Воспитатель: здравствуйте ребята, я сегодня пришла к вам, чтобы пригласить вас в гости к народным мастерам.

    Воспитатель: (Воспитатель читает стихотворение)

    По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом

    Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

    В деревню мы старинную

    Идем дорогой длинною

    Идем дорогой трудною,

    Дорогою крутой!

    Перед нами дом большой

    И красивый- то какой!

    Кто же в доме том живет?

    Кто нам двери отопрет?

    (воспитатель с детьми подходят к первому столу)

    А вот какие мастера здесь живут, вы сами догадайтесь.

    Отгадайте мою загадку:

    Игрушки эти не простые, а волшебно расписные:

    Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

    Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

    Дети.  Это дымковские игрушки.

    Воспитатель: Давайте мы с вами присядем и внимательно рассмотрим игрушки и поговорим о них.

     

    (дети садятся на стульчики,) выпрямим спинку, сядем поудобнее. И еще хочу вам напомнить, что вы уже старшая группа, и на мои вопросы постарайтесь отвечать полными ответами. А теперь продолжим нашу беседу.  Кто мне скажет, почему игрушки называются дымковскими?

    Дети. Они вылеплены в Дымково.

    Воспитатель: правильно, они названы по имени села, в котором их сделали.

    Воспитатель: из какого материала вылеплены игрушки?

    Дети. Из глины.

    Воспитатель: значит они какие?

    Дети. Глиняные.

    Воспитатель: Молодцы! Посмотрите и назовите, какие игрушки вы здесь видите?

    Дети. Барышни, индюки, кони, олени и т.д.

    Воспитатель: Давайте получше рассмотрим их. Какие краски используют мастера?

    Дети. Красную, зеленую, синюю, черную, голубую, желтую, оранжевую.

    Воспитатель: да, и краски эти яркие, праздничные.  Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?

    Дети. Клеточки, полоски, лини, кружочки, точки, волнистые линии.

    Воспитатель показывает детям водоноску (картинку).

    Воспитатель: у этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали?

    Дети. Она ведра несет.

    Воспитатель: Давайте представим себя дымковским мастерами, и украсим барышню-водоноску.

    Игра «Собери водоноску»

    (Дети разбиваются на две группы каждая собирает свою барышню)

    Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

    За студеною водицей водоноска-молодица

    Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

    Воспитатель: Какое настроение создают все эти игрушки?

    Дети. Веселое, радостное.

    Воспитатель: ай да молодцы дымковские мастера, порадовали нас своими яркими праздничными игрушками.

    Воспитатель:                       

    А теперь идем мы дальше…

    Снова дом встречает нас,

    кто нас ждет на этот раз.

    Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет.

    Отгадайте про кого я говорю (воспитатель читает загадку)

    Есть у нас одна игрушка,

    Не лошадка, не петрушка,

    Красавица-девица,

    Каждая сестрица,

    Для меньшей темница.

    (матрешка)

     

    Воспитатель: правильно самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрешки. Из чего делают матрешек?

    Дети. Матрешек делают из дерева?

    Воспитатель: значит они какие?

    Дети. Деревянные.

    Воспитатель: но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие. Как это получилось?

    Дети. Раскрасили яркими красками, украсили цветами.

    Воспитатель: эти матрешки приехали из разных мест, и они отличаются друг от друга. Можете мне показать, чем они отличаются?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: но, несмотря на это, все матрешки имеют в чем-то и схожесть. Чем похожи матрешки?

    Дети. У каждой матрешки платочек на голове, одежда яркая, праздничная.

     Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать с собой. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.

    Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

    Хлопают в ладошки

    Дружные матрешки

    (хлопки перед собой)

    На ногах сапожки

    Топают матрешки                

    (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)

    Влево, вправо наклонись,                           

    (Наклоны влево - вправо)  

    Всем знакомым поклонись.                        

    Девчонки озорные,

    Матрешки расписные.

    (Наклоны головы влево – вправо)

    Хлопают в ладошки

    Дружные матрешки             

    (хлопки перед собой)

    На ногах сапожки

    Топают матрешки                                   

    (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку то правую ногу, то левую)       

    (идут дальше)

    Воспитатель:

    Идем с друзьями мы вперед

    Дорога нас опять зовет

    Кто же встретит нас сейчас

    И расскажет свой рассказ

    Ребята! А теперь попробуйте догадаться, к мастерам, какой игрушки мы сейчас с вами попали?

    Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут

    И живут там мастерицы,

    Что добро в дома несут,

    А добро там не простое,

    И не злато, серебро,

    Дети. Филимоновской игрушкой называется оно.

    Воспитатель: А хотите узнать почему их так называют? Легенда говорит, что жил здесь когда-то дед Филимон, он и делал эти игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново. Это очень забавные игрушки. Мне они напоминают африканских жирафов и зебр. Как вы думаете, почему эти зверюшки схожи с жирафами и зебрами?

    Дети. У них вытянутые шеи и раскрашены как зебры.

    Воспитатель: Кто мне скажет, какими элементами расписаны эти игрушки?

    Дети. Тонкие полоски, звездочки, елочки, кружочки.

    Воспитатель: Какие краски использовали мастера?

    Дети. Красные, желтые, белые и зеленые.

    Воспитатель: Ребята, это игрушки расписывали не кисточкой, а гусиным пером, а краску разводили на молоке. Эти игрушки любят дети и взрослые. Знаете, почему? Потому что это игрушки-свистульки.  Незатейливы эти игрушки, но радуют всех – значит делали их добрые руки. И у нас с вами добрые ручки, и сейчас мы с вами тоже попробуем раскрасить филимоновского петушка. Украсим хвостик петушка теми элементами, которые нарисованы на ваших листочках.

    Воспитатель:

    Снова в путь зовет дорога

    Нам идти совсем не много

    Вот ворота перед нами…

     

    Тук- тук, щёлк- щёлк,

    Медведь, мужик, коза и волк.

    Деревянные игрушки:

    И медведи, и старушки-

    То сидят, а то спешат,

    Ребятишек всех смешат.

    Скажите, вы знаете, какие игрушки всех смешат? Это игрушки-забавы. В них любят играть все дети. А еще они называются Богородские, потому что сделаны в селе Богородское.

    Давайте все вместе произнесем их название…Богородские.

    Воспитатель: Скажите, из чего вырезаны эти игрушки?

    Дети. Эти игрушки сделаны из дерева.

    Воспитатель: чаще всего эти игрушки не раскрашены, они сохраняют натуральный цвет дерева. И у них есть своя хитрость. Хотите узнать какая?

    Дети. Да.

    Воспитатель: Богородские мастера придумали такую хитрость, что игрушки двигаться умеют: потянешь за две палочки – вот уже медведь и мужик пилят дрова. А на этой дощечке куры быстро, быстро, клюют зерно.

    Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят. После занятия и мы с вами в эти игрушки поиграем.

    Воспитатель: ну а теперь нам пора расставаться, мне тоже уже домой возвращаться пора.  Давайте мы с вами сейчас вспомним, к кому мы сегодня заходили в гости. К каким мастерам?

    Дети. К мастерам из Дымково, Филимоново, к тем, кто делает матрешек и игрушки забавы.

    Воспитатель:

    Отдохнули мы – по праву!

    Мастерам воздали славу!

    Что ж теперь домой пойдем.

    Что узнали, не забудем,

    Долго-долго помнить будем.

    Воспитатель:

    Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

    - Что особенно было интересным для вас?

    - О чем вы расскажете родителям дома?

    - Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

    Все вы молодцы, много всего знаете, Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о народных умельцах.

    На прощание подарю вам небольшие подарки на память о нашем занятии.

     

     

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД "Мастерская народных умельцев " в подготовительной группе

    Тема:   «Мастерская народных – умельцев» Цель: приобщение детей  к истокам русской народной культуры: народным промысламЗадачи.      Образовательные: ...

    НОД Незатейливые узоры, или один день в мастерской народных умельцев

    Примерная  общеобразовательная программа  «От рождения до школы»под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2014 г. Возрастная группа: группа старшего возраста Тема ...

    Проект "Мастерская Народных умельцев"

    Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных м...

    НОД по развитию речи «Мастерская народных умельцев»

    ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные задачи:  Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве об их характерных особенностях.  Расширять словарь по теме «Народные пр...

    Путешествие по мастерским народных умельцев

    Цель: Развитие речи и творческих способностей череззнакомство детей с изделиями народных промыслов.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хо...

    открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

    Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....