Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

 

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей

Черепнева О.В

                       

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

-  воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

-  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

-  развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

-  участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Методика экологического воспитания в детском саду:

  • Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
  • Организация «экологических пространств» в помещении детского сада: групповые уголки природы, зимний сад. Подбор и размещение растений в соответствии с их биологическими особенностями. Правильный уход – способ поддержания ее равновесия.
  • Организация и оборудование «экологических пространств» на участке детского сада: площадки природы. Экологическая тропа на участке детского сада: оборудование, использование в педпроцессе.
  • Создание условий для труда детей и взрослых в природной зоне детского сада, так как труд людей  -  средообразующий фактор в жизни растений и животных.

Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.

Сущность наблюдения как чувственного метода познания природы. Познание в процессе наблюдений моногофункционально – узнать  особенности  живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных.

  • Наблюдения в повседневной жизни. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений  зеленой зоны детского сада.
  • Организация и проведение опытнической работы с объектами природы  модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
  • Календари природы.

 Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы. Фиксация роста и развития растении в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах.

  • Экологическое воспитание в непосредственно образовательной деятельности, во время экскурсий, праздников.

Различные типы НОД по ознакомлению детей с природой,  Родного края: первично-ознакомительный, углубленно познавательный обобщающий, комплексный. Формирование обобщенных представлений о природе. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.

  • Детские праздники экологического содержания, разработка сценариев, проведение. Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях.
  • Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу. Знакомство детей с лесом, рекой (прудом, озером), лугом (поляной) как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

"Роль природы в экологическом воспитании дошкольников"

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни....

Сообщение: РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическая сказка «Все нуждаются в воде»

}Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти,...