Конспект по НОД в старшей группе "Удивительная стихия - вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Елена Егоровна Рыкова

Цель занятия: уточнить и закрепить знания детей о различных состояниях воды и познакомить с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по НОД в стршей группе

Тема: « Удивительная стихия – вода»

 

Цели:уточнить и закрепить знания детей о состоянии воды и круговороте                                          воды в природе;

          развивать познавательную активность детей в

          процессе экспериментирования;расширять знания детей о        явлениях природы

          развивать логическое мышление,наблюдательность,умение делать            логические умозаключения;

          развивать связную речь,интеллектуальные способности;

          поощрять выдвижение детьми гипотез(предположений);

          закрепить умение детей формулировать выводы

Материалы и оборудование

Мультимедийное оборудование,карточки с математическими примерами,два стаканчика с водой,сахар, соль,металлический поднос,термос с горячей водой, лимон

Планируемые результаты:

-умеет поддерживать беседу;

-высказывает свою точку зрения;

-взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач

Предварительная работа: беседы о состояниях воды,экспериментирование с водой (нагревание,опыт таяния льда,испарение воды),рассматривание иллюстраций,чтение книг о солнечной системе, беседы о космосе.

Виды деятельности:игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская

Вс-ль:Ребята, хотите в космическое путешествие?

Ответ детей.

Вс-ль: Тогда надеваем  скафандры и в ракету. Номер вашего отсека в космическом корабле - это ответ примера на карточке.

Дети решают примеры и рассаживаются по местам.

Пристегнуть ремни, приготовиться к полету, Даю отсчет (все вместе):10...1,старт.

Слайд 1(звездное небо).

Вс-ль: Как красиво. Но в космосе опасно.

Слайд 2. Метеорит.

Вс-ль: Внимание! Метеорит. Ракета наклоняется вправо.

Слайд 3. Внимание! Астероид ! Ракета наклоняется влево.

Вс-ль: Опасность миновала.

Раздаются звуковые сигналы SOS.

Вс-ль: Ребята, слышите?... сигнал бедствия.

Голос:На планете Альфа в галактике Пи  поспорили три стихии: воздух, вода и земля. Если никто не поможет разрешить их спор, то на планете произойдет катастрофа. Помогите!

Вс-ль: Что же делать? (Ответ детей).

 Поможем?

Вс-ль: Только нам не долететь туда так быстро. Какие будут предложения. (Ответ детей).

   Предлагаю в нашей солнечной системе найти планету с такими же  стихиями.

Слайд 4.Солнечная система.

Вс-ль:  Мы с вами полетим от самой дальней планеты к солнцу и будем искать подходящую

На ИД меняется изображение планет солнечной системы.

Слайды 5-10 (Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс,Земля,Венера,Меркурий).

 (Дети выбирают на какой планете остановиться. При необходимости, если выбор неверен, воспитатель дает краткую характеристику условий на планете.)

Слайд 11. Земля.

Вс-ль:  Земля. Какая красивая. Поверхность трех цветов. Почему?

Ответы детей.

Вс-ль: Правильно. Молодцы. Земля - это единственная планета  в солнечной системе, на которой есть земля, воздух и вода .

Вс-ль: Приземляемся?(Ответ детей). Пристегнули ремни.

 Слайд 12. Поверхность моря.

Вс-ль: Что это? Что там за бортом?  (ответы) Мы не приземлились, а … приводнились. Давайте выбираться отсюда.

Физкультминутка «Над волнами чайки кружат»

Над волнами чайки кружат,

Поплывем за ними дружно.

Брызги пены,шум прибоя,

Ну а в море-мы с тобою.

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

 

Вс-ль: Не промокли? Так о какой стихии будем сегодня говорить?

Ответ детей.

Вс-ль: Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Какая она, какие у нее свойства?

 Вс-ль просит при ответе доказать ответ с помощью приготовленной воды и компонентов для доказательства: сахар, соль, кусочек лимона,два стаканчика.

(Ответы детей)

Вс-ль: Давайте повторим еще раз свойства воды:

-вода это жидкость

-вода прозрачная

-вода не имеет вкуса

-вода не имеет запаха

Вс-ль: А как вы думаете, вся вода на планете безвкусная?

Ответы детей.

Вс-ль:  Да, морская вода горько-соленая, пить ее нельзя.

Вс-ль:  Ребята, как вы думаете, вода всегда бывает в жидком состоянии? В каком состоянии вода еще бывает?

Ответы детей.

Вс-ль: Да, вода бывает в жидком, твердом состоянии, а еще в газообразном состоянии.

Давайте поэкспериментируем и убедимся, что это действительно так.

Опыт: в 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см).Показав детям сухой металлический поднос, закрываем подносом банку и кладем на поднос кусочки льда. Банка запотела. На подносе с внутренней стороны образовались капельки воды. Показываем детям.

Вс-ль :Почему запотела банка?

Ответы детей.

Вс-ль: А капельки воды откуда взялись снизу на подносе?

Ответы детей.

Вс-ль: Совершенно верно. Нагретая вода превратилась в пар, а пар, встретившись с холодным подносом, превратился опять в капельки воды. Это превращение пара в воду называется конденсацией.

Вс-ль: Все свойства воды позволяют ей путешествовать.

Слайд 13 (круговорот воды в природе).

Вс-ль: В речке много капелек. Каждый день  солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко-высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки собираются все вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом дождиком, а зимой — снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.

Давайте с вами поиграем. Мы превратимся в капельки и будем путешествовать.

Подвижная игра «Тучка»

Я буду тучей, а вы мои детки Капельки. Вам пора отправляться в путь              (звучит музыка дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Скучно стало капелькам поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (по двое за руки). Встретились ручейки и стали одной большой рекой (вместе друг за другом). Текла-текла речка и попала в большой океан (большой хоровод). Солнышко стало сильно пригревать. Стали капельки легкими, потянулись кверху (поднялись на носочки, руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к туче.

 Устали капельки путешествовать, давайте отдохнем.(Садятся на подушки на пол).

Вс-ль: А в каком виде вода возвращается на землю?

Ответы детей. (Дождь, роса, туман, град, снег, иней, сосульки)

Вс-ль  задает загадки детям на  явления природы, которое они не назвали

Слайд 14

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет

И никуда я не иду,

Покуда он идет (Дождь)

Слайд 15

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем,ищем-не найдем.(Роса)

Слайд 16

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко (Туман)

Слайд 17

С неба падают крупинки,

Это маленькие льдинки.

Им вообще никто не рад,

Потому что это...(Град

Ответы детей.

 

Упражнение « Интервью»

Вс-ль : Давайте поиграем. Я - журналист и беру у вас интервью.А вы-горожане,прогуливаетесь по любимой улице. Буду задавать вам вопросы. А вы отвечайте. Ответы других не повторять. Вопрос: «Что будет, если исчезнет вода? »

Вс-ль: Вот спасибо. Молодцы. Мы вспомнили о воде и убедились, как она важна на планете.

А дома с родителями найдите картинки о воде. Как вода помогает нам жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вода в природе. Свойства воды»

Ознакомление детей с тем, в каком виде вода существует в природе, с  различными явлениями (дождь, снег,  лед, пар, роса, туман и т. д.) с водоемами в окружающей среде; свойствами воды; приви...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"...

конспект занятия с детьми старшей группы " свойства воды"

закрепить знания детей о свойствах воды, используя метод ТРИЗ. развивать любознательность, познавательную активность, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Волшебница Вода»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"

Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Свойства воды».

Конспект НОД будет интересен воспитателям в экспериментальной деятельности с детьми....