План - конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Эх, лапти мои»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

план-конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapti.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками в  старшей  группе

Тема: «Эх, лапти мои»

Интеграция  образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие»,    «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие». Формировать потребность в познании рукотворного мира, о родовитых  понятиях, предметах народного быта (лаптях): их цвете, форме, величине, материале. Знать: лапти – древний вид обуви; различаются: по способу плетения, материалу, из которого они сплетены, по назначению; об инструментах для плетения; о народных обычаях и поверьях.

«Социально-коммуникативное развитие».  Поддерживать интерес детей к истории своего народа через народные игры. Развивать находчивость, желание прийти на помощь товарищам. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

«Речевое развитие». Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками. Развивать связную речь. Обогатить словарь детей словами: лапти, лапоточки, драть лыко, лыченица, щеголять, оберег.

«Художественно-эстетическое развитие».   Развивать активное восприятие музыкального фольклора, вокально-хоровые навыки: развитие слуха и голоса, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Воспитывать интерес к русским народным песням и умение их петь.  Закрепить умение провздевать тесьму между полосок  для изготовления лаптей. Развивать мелкую моторику рук.

«Физическое развитие».  Формировать потребность в двигательной активности, играя в народные  подвижные игры.

Методы и приёмы:

-  практические: исполнение песни «Эх, лапти, да лапти,  да лапти мои», частушек; игра «Лапти», «Разложи обувь»;  

- создание художественного продукта: лапти;                                                                                                                                      - наглядные: рассматривание лаптей, картинок обуви и орудий труда,

выставка детских поделок;

- словесные: загадки, стихи, пословицы, беседа о разновидностях обуви, рассказ об истории лаптей.                                                                                                                          

Материалы и оборудование:

Круги Эйлера – зимняя и летняя обувь, лапти, картинка с изображением инструментов: колодка и крючки;  репродукции картин русских художников, на которых изображены крестьяне; тексты загадок, частушек, стихов про лапти; верёвка, заготовки из картона овальной формы с вертикальными разрезами, тесьма, клей, ножницы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

1.Игра.   «Лапти»                                                          

Цель:     Формировать потребность в двигательной активности.

Продуктивная

  1. Творческое задание – сплести лапти.

 Цель:  Совершенствованы умения провздевать  тесьму между полосок картона.

Познавательно-исследовательская

  1. Игра-путешествие  в прошлое обуви.

Цель:  формировать потребность в познании рукотворного мира.

Игровая

 Игра  «Разложи обувь»                                                          

Цель:  создать  игровую  мотивацию.

Коммуникативная

1.Беседа  об истории происхождения лаптей.

Цель:  поддерживать интерес детей к истории своего народа.

        

Логика  образовательной  деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организую  игру  «Разложи обувь»

 Рассматривают картинки с изображением обуви, делят их на две группы: для лета в один круг, а для зимы в другой (раскладывают по кругам Эйлера)

Активизирован и расширен словарь по теме, создана игровая мотивация.

2

Обратить внимание на  лапти.  Чтение  стихотворения:

Ай-люли-люли-люли!

Наши детки в лес пошли,

Лыко собирали,

Да в корзинки клали.

А из лыка наперед

Лапти батюшка сплетет,

Чудо-лапоточки

Для своих сыночков!

Вот так диво - лапотки!

Обуваются сынки,

Вот уже по стежке

Побежали ножки.

Будут деточки гулять,

В новых лаптях щеголять,

По лесу резвиться,

Бегать по водицу!

Слушают стихотворение, рассматривают лапти.

Обогащён  словарь детей словами: лапти, лапоточки, лапотки,  лыко,  щеголять.

3

Предложить отгадать загадку: «Два котика, четыре хвостика».

Рассказ воспитателя   про лапти:                         Лапти – самая древняя обувь на Руси. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска, из бересты и мочала. Плели лапти на деревянной колоде, пользуясь железным или костяным крючком – кочедыком.  Лапти лаптям были рознь. Будничные лапти плели из грубого широкого лыка. Куда наряднее выглядели розовые (или красноватые) лапти из вязового лыка. Они считались самыми подобающими к праздничному выходу.   Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали» их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не промокали.

 Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки.

 Для работы по хозяйству удобны были ступни – подобие галош, только плетёные.  Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в поле в жаркую, сухую погоду. В некоторых деревнях ухитрялись плести лапти из конского волоса – волосяники.  Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или верёвках из конопляного волокна (моченцах). Ноги оборачивали в холщёвые портянки, а потом закутывали в суконные онучи  ( показ репродукций картин)

Обуви вообще придавалось огромное значение в древности. Она передавалась из поколения в поколение и означала, что дети идут по пути отцов – наследуют традиции. Если человек ссорился с родней, про него говорили – «сбился с пути». Чтобы вернуть «беспутному» ум-разум, на его ноги следовало надевать старые «фамильные» лапти. Люди верили, что в каждом доме живёт Домовой, который любит подарки. Лапти - один из любимых его подарков. Вешаются они на видном месте, а ночами домовой обувает их, форсит. В знак благодарности он сам перестает шалить, досаждать семье,  оберегает  жилище и в течение года исполняет одно  желание.

Отгадывают загадку.

Слушают рассказ воспитателя.

Рассматривают репродукции картин с изображением людей, обутых в лапти.

Активизирован и расширен словарь по теме.

4

Предложить отгадать   загадку  про липу: « С моего цветка берет

 Пчелка самый вкусный мед.

 А меня все обижают-

 Шкурку тонкую сдирают»

Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимают кору или как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину лапти еще называли «лыченица». Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста? (Ответы детей). Такие лапти назывались праздничными. Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно со своим рисунком. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение.

Отгадывают загадку, обсуждают. Слушают рассказ воспитателя.

Закреплено умение рассуждать и отвечать на вопрос полным ответом.

Расширен словарь по теме.

5

Предлагает  спеть песню: «Эх, лапти   да лапти, да лапти мои»

Поют песню.

Закреплены вокально-хоровые навыки, интерес к русским народным песням.

6

Предложить послушать частушки про лапти в исполнении детей:                                  1.    Эх, лапти мои,

     Лапоточки мои.

     Огороды вы пахали,

      Танцевать сюда попали

 2. Гуляй, Матвей,

     Не жалей лаптей

     До субботы доживем

    Новы лапти наживём.

3. Ах, лапти                                                     мои, лапотошечки!

     На базаре их купила за картошечки.

4. Попросила я у тятеньки

     Резиновых калош

     Он принёс лаптей десяток

     Выбирай которы хош.

5.  Эх, лапти мои,

    Носы выстрочены.

    Не хотела я плясать –

    Сами выскочили.

6. Матвей так плясал,

    Что лапти потерял

    Чем старые искать,

    Лучше новые связать.

Несколько детей исполняют частушки.

Сформирован интерес к русскому народному фольклору, желание и умение исполнять частушки.

8

Предложить поиграть в   игру «Лапти». Объяснить правила игры:  начертить круг на полу или выложить из веревки. В кругу водящий. Дети за кругом спиной друг к другу. Каждый бросает в круг какой-нибудь предмет- «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти? » Водящий отвечает: «Нет». Играющие еще раз спрашивают: «Сплели лапти? » Водящий: «Да». Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается запятнать играющих, но только в кругу. Кто не успел взять предмет - выбывает из игры.

Дети строятся вкруг.

Умеют играть в народные подвижные игры.

Созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении.

9

Предлагает творческое задание – сплести лапти.

Дети проходят за столы с  заготовками из картона овальной формы с вертикальными разрезами и несколько узких ленточек, клей, ножницы.  

Дети делают лапти.

Сформированы умения провздевать  тесьму между полосок картона.

10

Организует  выставку детских поделок.

Дают оценку своей работе.

Закреплено умение правильно отвечать на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»

План – конспект непосредственно   образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...

План–конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: «Разноцветные бабочки»

План–конспект непосредственно образовательной деятельности сдошкольниками в средней группеТема: «Разноцветные бабочки»...

План –конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней оздоровительной группе. Тема: «Спасем Землю». В рамках образовательной области «Познание».

Представленный конспект в рамках образовательной области «Познание» по формированию у детей экологической культуры и осознанного отношения к природе....