Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы на тему «Где живет электричество?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Черницова Ирина Юрьевна

    Конспект НОД по познавательному развитию детей 6-7 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №365 городского округа Самара

    Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    с детьми

    подготовительной к школе логопедической группы

    на тему

    «Где живет электричество?»

                                                                          Подготовила и провела

    воспитатель МБДОУ д/с№365

                                                                                Черницова Ирина Юрьевна

    г.Самара,2014г.

    Тема недели «Мой дом. Моя квартира»

    Тема НОД «Где живет электричество»

    Разработчик Черницова Ирина Юрьевна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №365 Куйбышевского района городского округа Самара.

    Возрастная категория детей 6-7 лет.

    Время проведения февраль 2014года.

    Цель: Формирование у детей элементарных представлений об электричестве, его значении в жизни человека.

    (ОО «Познание»)

    Задачи:

    воспитательные:

    1.Воспитывать потребность к познанию окружающего мира и радость открытий, полученных из опытов.

    (ОО «Познание»)
    2.Воспитывать  интерес к совместной деятельности, навыкам сотрудничества.

    (ОО «Социализация»)
    обучающие и развивающие:

    1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании.

    (ОО «Познание»)

    2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

    (ОО «Безопасность»)

    3.Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

    (ОО «Познание»)

    Организация образовательной среды:

    Для мотивации к НОД: электрический фонарик

    Для проведения НОД: иллюстрации, мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, презентация об электричестве), настольная лампа, картинки с изображением электроприборов, фонарик, надувные шары, шерстяные тряпочки, пластмассовые палочки (счетные палочки), бумажные бабочки, цветные шнурки, авторское методическое пособие «Домики», атрибуты к подвижной игре (карточки с изображением лампочки и розетки), кусочки изоляционного провода, атрибуты для инсценировки (бантик и шляпа), фломастеры.

    Предварительная работа:

    Деятельность педагога: подготовка наглядного и  раздаточного материала,

    создание презентации, подбор загадок и стихов, предварительная опытно-экспериментальная деятельность, подбор атрибутов для игры.

    Деятельность педагога с детьми: беседа об электробытовых приборах и правилах безопасности при обращении с ними, разучивание подвижной игры «Включи лампочку», подготовка инсценировки.

    Деятельность педагога с родителями:  консультация для родителей «Опасные предметы в доме»

    Формы организации совместной деятельности:

    Беседа, игровая деятельность, самостоятельная деятельность, продуктивная деятельность, динамическая пауза, упражнение на развитие мелкой моторики,  опытно-экспериментальная деятельность, взаимопомощь, самоанализ.

    Реализация видов деятельности:

    Мотивация

    В группе гаснет свет. Дети удивлены. Воспитатель включает фонарик и подзывает детей к себе.

    Воспитатель:

    -Ребята, как вы думаете, почему погас свет?

    (рассуждения детей; подвести детей к пониманию того, что свет – это электричество; свет включается)

    -Хотите ли вы побольше узнать о таком явлении, как электричество?

    Основная часть

    1.Беседа на ковре

    Воспитатель:

    -Отгадайте загадку:

    По тропинке я бегу,

    Без тропинки не могу.

    Где меня, ребята, нет,

    Не зажжется в доме свет.

    К дальним селам, городам

    Кто идет по проводам?

    Светлое величество –

    Это (электричество).

    Воспитатель:

    -Электричество еще называют электрическим током.

    -А вы знаете, как электрический ток  попадает в дом?

    Рассказ воспитателя с показом иллюстраций:

    - Электричество рождается на гидроэлектростанциях – ГЭС.

    (показ иллюстрации № 1)

    Электростанции построены на больших реках. Вода в реках течет и приводит в движение большие моторы – турбины, которые и вырабатывают электрический ток.

    (показ иллюстрации № 2)

    Электрический ток по проводам приходит в наши дома.

    (показ иллюстрации № 3).

    Ток течет по проводам, так же, как и капельки воды в ручье.

    (показ иллюстрации № 4, 5)

    -А теперь я предлагаю вам пройти за столы.

    2.Работа за столами.

    Воспитатель:

    -Возьмите в руки кусочки провода, рассмотрите их.

    (дети рассматривают провод)

    Воспитатель:

    -Электрические провод одет в специальную резиновую трубочку – резиновую «рубашку», внутри которой много тоненьких проводков, по которым и бежит ток.

    -А у нас в группе есть электрический ток? Где он?

    (предполагаемые ответы детей: лампочки, розетки, выключатели)

    Воспитатель:

    -Кроме этих предметов есть еще и электрические приборы. Мы их еще называем бытовыми приборами. Назовите, какие бытовые приборы вы знаете.

    (предполагаемые ответы детей: холодильник, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и т.д.)

    Воспитатель:

    -Как вы думаете, зачем люди придумали электрические бытовые приборы?

    (предполагаемые ответы детей: чтобы быстрее справиться с работой, чтобы не уставать, чтобы облегчить себе труд)

    Воспитатель:

    -А сейчас я предлагаю вам  посмотреть презентацию об электричестве и бытовых приборах.

    3.Просмотр презентации.

    Воспитатель:

    -Ребята, для того, чтобы закрепить наши знания, я предлагаю вам поиграть в игру. Хотите?

    4.Дидактическая игра «Что сейчас есть и что было раньше»

    (первый ребенок берет с подноса картинку с изображением современного электрического прибора и вешает на доску, другой ребенок находит карточку – пару из предмета прошлого времени; например: пылесос – веник)

    Воспитатель(обращается к гостям):

    -Уважаемые гости, а сейчас мы вам предлагаем ответить, что было раньше, а что есть сейчас.

    5.Вопросы для гостей:

    -Сейчас вентилятор, а раньше (веер).

    -Сейчас тостер, а раньше (сковорода).

    -Раньше кастрюля, а сейчас (мультиварка).

    -Раньше турка, а сейчас (кофе-машина).

    -Раньше тряпка для стен и окон, а сейчас (парогенератор).

    -Раньше мангал, а сейчас (электрогриль).

    -Раньше вода и губка для посуды, а сейчас (посудомоечная машина).

    Воспитатель:

    -Вот видите, ребята, сколько бытовой техники, так необходимой  и нужной нам,  усовершенствовал человек благодаря электрическому току.

    6.Динамическая пауза «Будь внимательным»

    Воспитатель:

    -А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру.

    Я буду называть предметы. Если вы услышите название какого-нибудь электроприбора, то вы хлопните в ладоши. Если это любой другой предмет, то вы топните ногой.

    7.Опытно-экспериментальная деятельность

    Воспитатель:

    -Сегодня мы с вами узнаем, где же может жить электричество.

    Опыт 1.

    Воспитатель:

    Мы с вами поговорили об электричестве, который идет к нам по проводам.

    Но есть и другое электричество, оно безопасное.

    -Что это?

    (показывает фонарик)

    -Кто знает, как им нужно пользоваться?

    (воспитатель вызывает желающего ребенка, он включат фонарик, тот не работает)

    -Как вы думаете, почему он не работает?

    (предполагаемый ответ детей: нет батареек)

    Воспитатель:

    -Правильно.  Кто хочет вставить батарейки?

    (желающий ребенок вставляет батарейки и фонарик загорается)

    Воспитатель:

    -Назовите другие предметы, которые работают с помощью батарейки.

    (предполагаемые ответы детей: часы, музыкальные игрушки, пульт для телевизора, телефон и др.)

    Воспитатель: какой мы сделаем вывод?

    (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в батарейках)

    Опыт 2.

    Воспитатель:

    -Электричество  еще существует в природе и природных явлениях. Как вы думаете, где мы можем увидеть его в природе?

    (рассуждения детей, если дети не догадываются, то показать им

     иллюстрацию № 6)

    Воспитатель:

    -Что это?

    (предполагаемый ответ детей: молния)

    Воспитатель:

    -Молния - это разряды природного электричества. Мы рассмотрели это явление на картинке, а сейчас я покажу вам разряды молнии на специальном приборе.

    (воспитатель демонстрирует разряды молнии на специальном приборе)

    Воспитатель:

    -Какой вывод мы можем сделать?

    (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в природе)

    Опыт 3.

    Воспитатель:

    -Электричество живет повсюду. Иногда оно опасно, как, например, ток в розетке или молния. Но бывает ток и безопасный. Даже в вашем организме, в вашем теле живет ток. Хотите это проверить?

    -На стене висит шарик, он не привязан за ниточку, он держится с помощью силы тока. Маленькие частички тока притягиваются друг к другу. А теперь каждый возьмите по шарику и попробуйте также повесить их на стену.

    (дети пробуют повесить шарики на стену, но они падают)

    Воспитатель:

    -Я вам уже говорила, что электричество живет в вашем теле. А теперь давайте это проверим. Потрите шарик о голову – о волосы. А теперь повесьте шарик на стену. Получилось?

    (дети проводят эксперимент)

    Воспитатель:

    -Какой мы можем сделать вывод?

    (предполагаемый ответ детей: электричество «живет» в теле человека)

    Опыт 4.

    Воспитатель:

    -Ребята, у вас на подносах лежат бабочки. Возьмите бабочку и положите ее на стол перед собой. А теперь попробуйте пластмассовой палочкой поднять эту бабочку. Получилось?

    (дети пробуют с помощью палочки поднять бабочку, но у них ничего не получается)

    Воспитатель:

    -А теперь потрите палочку шерстяной тканью и снова поднимите бабочку.

    (дети экспериментируют).

    Воспитатель:

    -Палочки стали электрическими и притянули к себе бумажные бабочки.

    -Какой вывод мы можем сделать?

    (предположительные ответы детей: электричество живет в тканях, одежде)

    8.Вопросы для гостей

    Воспитатель (обращается к гостям):

    -Уважаемые взрослые, подскажите нам, пожалуйста, как еще можно увидеть электричество в быту.

    (- когда в темноте снимаешь одежду, то летят искры;

    -  когда один человек дотрагивается до другого, то иногда можно почувствовать электрический разряд;

    -  когда расчесываешь волосы, то они могут притягиваться к расческе;

    - когда дотронешься рукой до холодильника и батарее одновременно;

    - если в темноте кошку потереть шерстяной тканью, то шерсть кошки в темноте будет светиться.)

    9.Динамическая пауза «Включи  лампочку»

    Воспитатель:

    -Ребята, давайте возьмемся за руки и представим, что мы с вами – это длинный электрический провод. А буду исполнять роль розетки, а последний ребенок будет исполнять роль лампочки.

    Ток бежит по проводам,

    Свет несет в квартиру нам.

    Чтоб работали приборы,

    Холодильник, мониторы,

    Кофемолка, пылесос…

    Ток энергию принес!

    (все, взявшись за руки, сидят на корточках; первый встает воспитатель и поднимает карточку «розетка», затем все дети встают поочередно друг за другом; последним встает ребенок, исполняющий роль «лампочка»).

    10. Упражнение на развитие мелкой моторики

    Воспитатель:

    -Мы с вами играли в игру «Включи лампочку». А сейчас я предлагаю вам включить свет с помощью лампочек в своих домах. Хотите?

    -Прежде, чем приступить к работе, нам надо протянуть электрический провод. Возьмите шнурок. Это будет электрический провод. На нем нужно завязать узлы. Но сколько узлов вы завяжете, вы узнаете, когда решите эту задачу.

    Задача:

    У нашего электрика Сергея Егоровича было две лампочки, а наш завхоз Марианна Владимировна дала ему еще одну лампочку. Сколько лампочек всего нужно вкрутить электрику?

    (иллюстрация № 7)

    11.ФЭМП

    Воспитатель:

    -Сейчас мы с вами будем зажигать свет в окошках дома:

    -в первом окне горит красная лампочка;

    -в третьем окне горит зеленая лампочка;

    -в пятом окне горит синяя лампочка;

    -оранжевая лампочка горит между красной и зеленой, какое по счету это окно? И т.д.

    (дети выполняют задание по команде воспитателя)

    Воспитатель:

    -На крыше вашего дома есть окошко. Поставьте туда цифру, обозначающую количество светильников в нашей группе.

    (дети самостоятельно выполняют задание)

    Воспитатель:

    -Вот и в наших домах загорелся свет. Вечером после трудового дня собираются все у себя в доме. Давайте-ка заглянем в одну квартиру. Там папа с дочкой о чем-то ведут разговор.

    12.Мини-инсценировка по стихотворению М.Монаковой «Розетки мне не интересны!»

    Дочка:  В гости к нам пришла соседка,

    Мы резвились с ней полдня,

    Спицу вставили в розетку,

    Из розетки – столб огня!

    Мы с соседкой еле-еле

    Прыгнуть в сторону успели.

    Папа мой, большой знаток,

    Нам сказал:

    Папа: «В розетке – ток!

    Вам розетку эту я трогать не советую,

    Утюги и провода

    Не хватайте никогда!

    Ток невидимый без рук

    Вас ударить может вдруг!»

    Воспитатель:

    -Ребята, чему нас учит разговор папы с дочкой?

    (предполагаемые ответы детей: ток опасен, нельзя самостоятельно включать приборы в розетку).

    Заключение

    Воспитатель:

    -Сегодняшний день я запомню надолго. А какие у вас впечатления, вам понравилось или нет?

    Давайте возьмем свои воздушные шарики, с которыми мы проводили опыт. Эти шарики очень похожи на лампочки. Ребята, кому сегодня было интересно, нарисуйте на шариках фломастерами веселое лицо, а кому было неинтересно – грустное лицо.

    (НОД закончена; дети в рисуют на шарах)

    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

    Утро: рассматривание картинок с изображением электрических приборов, подбор прилагательных и глаголов к заданным словам.

    Прогулка: беседа о правилах поведения на улице во время грозы.

    Вечер: сюжетно-ролевая игра «Семья», разрезные картинки по теме.

    Используемые ресурсы:

    1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

    2. http://doshvozrast.ru/index.htm

    3.http://www.numi.ru/list.php?razdel=%C4%EE%F8%EA%EE%EB%FC%ED%EE%E5

    4. http://viki.rdf.ru/item/1559/download

    5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Кладовая Земли»

    Программное  содержание:1.      Формировать представление у детей о подземных богатствах.   2.      Познакомить детей с поле...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

    Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Рисуем счастье».

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Направление - эмоционально-личностное развитие....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Выдающиеся математики"

    Это интегративное итоговое занятие по формированию математических представлений. Дети обобщают знания и закрепляют умения по всему пройденному материалу: умение считать, сравнивать числа, решать...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Бумажная фея»

    Тема «Бумажная фея» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое ра...

    КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Наша земля- Зеленый дом!»

    Тема «Наша земля- Зеленый дом!» »     Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие, «Социально-ко...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы "На арене цирка"

    Цель: закрепить знания детей 6-7 лет о профессиях цирковых артистов в разных видах деятельности...