Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы "На арене цирка"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Елена Анатольевна Морозова

Цель: закрепить знания детей 6-7 лет о профессиях цирковых артистов в разных видах деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 Колпинского района  города Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности                         с детьми подготовительной к школе логопедической группы                «На арене цирка»

                                                                                                           

                                                                                                                 Составила:

                                                                               учитель-логопед Морозова Е.А.

Санкт-Петербург

2018

      Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

      Используемые современные образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие: логоритмика, биоэнергопластика, динамические упражнения.

      Цель: закрепить знания детей о профессиях цирковых артистов  в разных видах деятельности.

      Задачи

    Познавательные:

- расширять и закреплять знания о профессиях цирковых артистов;

- активизировать  словарь по теме «Цирк».

    Коррекционно-развивающие:        

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое воображение, артикуляционную и тонкую моторику;

- развивать чувство ритма, темпа, певческие способности;

- автоматизировать звук [р] в словах, словосочетаниях, в спонтанной речи;

- совершенствовать навыки словообразования;

- развивать фонематические процессы;

    Воспитательные:

- поддерживать в детях доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, инициативность, самостоятельность;

- продолжать формирование навыков сотрудничества;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

    Предварительная работа: просмотр мультимедиа презентации по теме; беседы о профессиях цирковых артистов; отгадывание и придумывание загадок по теме; проведение дидактических игр «Назови профессию», «Кому что и для чего»; разучивание музыкальной композиции «По дорожке в цирк пошли»; выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

   Оборудование: презентация «На арене цирка», перчатки  по количеству детей для биоэнергопластики, два массажных мяча разных диаметров; коробка для фокуса; шнурки разных цветов; магнитная доска, билеты с заданием; конверт; афиша; костюм Клоуна.

Ход образовательной деятельности

I. Вводная часть

Воспитатель встречает детей, организует приветствие.

Воспитатель: Ребята, нам в группу принесли письмо. (Вместе с детьми рассматривают конверт.) Как вы думаете, от кого оно? (Ответы детей) Давайте посмотрим. (Открывают конверт.) Это билеты, а вот куда нас приглашают и, самое главное, кто  - не понятно. Попробуем угадать.

Дидактическая игра «Составь слово из первых звуков слов» на развитие фонематического восприятия

 Слова на билете: Цыпленок, Индюк, Ракета, Кошка – ЦИРК.

Воспитатель: Нас приглашают в цирк. А кто из вас уже бывал в цирке? А с кем? (Ответы детей).

II. Основная часть

Во время беседы в группу  вбегает Клоун (логопед в костюме клоуна).

Клоун: Привет, ребята! Меня зовут Рома. Я веселый клоун и работаю …  Дети подсказывают: «В цирке».

Клоун:  Правильно! Я вижу, вы получили мое письмо и даже сами разгадали  загадку. Ну, что, хотите пойти в цирк? (Да) Только у нас сегодня в цирке Праздник Моторчика. Вы умеете заводить моторчик?

Фонетическое упражнение «Заведи мотор» на развитие силы голоса 

Дети произносят звук «р» длительно, на выдохе, громко, тихо.

К: Молодцы! Все в порядке! Мы  отправляемся в цирк, посмотрим представление, и, может быть, даже  поучаствуем в нем. Тем более что у нас есть билеты. Слайд

Звучит фонограмма. Вместе с Клоуном дети выполняют игровое упражнение.

Логопедическая ритмика  «По дорожке в цирк пошли» на координацию речи с движением, развитие чувства  ритма, певческих способностей 

 

 1-2-3! 1-2-3! По дорожке в цирк пошли!
Весело шагаем, ноги поднимаем! 1-2-3!  
(ходьба по кругу)                                         Чтобы в цирк не опоздать,

 Надо быстро нам бежать.                            (бег)                                                  1-2-3! 1-2-3! По дорожке в цирк пришли!  (ходьба на месте)
И билеты принесли.              (прикрепляют свои билеты к магнитной доске,

                                                   рядом с цирковой афишей)

Клоун: Ну, вот мы и в цирке. А как называют  людей, которые выступают в цирке? (Артисты). А профессии цирковых артистов вы угадывайте и подсказывайте мне словечко.

Дидактическая игра «Доскажи словечко» на развитие фонематического слуха, внимания, на активизацию и расширение словаря по теме

 Клоун рассказывает, что делает артист, дети называют профессию.

1.  Прыгает вперед, назад.

     Это ловкий  … (акробат).  Слайд

2.  Мячики он вверх бросает,

     Ловит их и вновь кидает.

     Не уронит на ковер

     Ни один, ведь он … (жонглер). Слайд 

 3.  Из пустой коробки он

     Достает аккордеон,

     Пару белых лебедей -

     Он ведь маг и … (чародей). Слайд

 4. Телом хорошо владеет,

     Ярко двигаться умеет.

     Зрителей уж с давних пор

     Танцем радует … (танцор).  Слайд

5.  Слонов и тигров повелитель –

     Это смелый … (укротитель). Слайд

Клоун: Молодцы, ребята! Все мои загадки угадали. Все артисты есть сегодня в программе. А представление открывает укротитель зверей или дрессировщик. Он работает с  разными животными: учит их выполнять различные сложные движения. Сегодня укротитель работает только с животными, в названии которых есть звук [р]. Кто это? Слайд 

Дидактическое упражнение «Узнай и назови животное» на развитие зрительного внимания

Ответы детей: верблюд, тигр, кенгуру, носорог.

Клоун: Отлично! Быстро справились с заданием. Мы с вами тоже сейчас станем укротителями. А вот наши «животные».

Клоун достает веселые перчатки для выполнения упражнений биоэнергопластики, Каждый ребенок надевает перчатку на правую (ведущую) руку и все садятся полукругом перед экраном. Слайд

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

К нам лошадка прискакала                 Улыбнуться, открыть рот и пощелкать И стучать копытом стала.                   кончиком языка. 

Прибежал за ней индюк              Положить язык на верхнюю губу и                И болмочет странный звук.      поглаживать ее кончиком языка вперед-назад.

И лошадка попыталась,                              Поцокать, присасываясь языком  Но другое получалось…                          к верхней губе.

И лошадка ускакала -                   Улыбнуться, широко открыть рот,            Ведь грибов пора настала.                         присосать язык к нёбу.

И нашла: в лесу у кочки                  Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать К небу тянутся грибочки.                язык к нёбу, открывать и закрывать рот.

Потолок в конюшне красят –            Улыбнуться, открыть рот, «покрасить» Долго-долго свет не гасят.           кончиком языка твёрдое нёбо вперед-назад.

А потом ушли во двор -                      Произнести звук «р-р-р» длительно, на Там шофёр завёл мотор.                      выдохе.

            (О.И. Крупенчук)                                                                               

Клоун убирает перчатки в свою сумку, достает оттуда два массажных мяча разного диаметра, показывает детям. Предлагает вспомнить, кто в цирке работает с мячами. (Ответы детей) Слайд

Клоун: Верно, это жонглеры. Очень ловкие ребята! А вы ловкие? Играть любите? Тогда вставайте в круг, поиграем с мячами, как жонглеры.

Дидактическая игра с массажными мячами «Огромный – маленький» на совершенствование навыка образовывать уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы существительных

Большой и маленький мячи в разных сторонах круга, Под музыку дети передают друг другу мячи по часовой стрелке. Заканчивается музыка, клоун называет слово со звуком [р]. Ребенок, у кого в руках большой мяч, называет предмет огромный, ребенок с маленьким мячом называет предмет маленький (рука – ручище – ручка). Слова:  коробка, цилиндр, зеркало, шатер.

Клоун: Ребята, какие вы умные, внимательные, справились с таким сложным заданием. Молодцы! Мы с вами были и жонглерами, и укротителями. А теперь предлагаю передохнуть и потанцевать. Антракт! Слайд

Динамическая пауза «Узнай, кто я?»

Дети двигаются под музыку к песне «Цирк (ремикс)». Музыка выключается, дети замирают на месте, изображая циркового артиста. Клоун пытается отгадать, кого. Если угадывает правильно, ведущий меняется и т.д. В конце игры каждый ребенок называет, кого он изобразил.

Клоун: А клоуном все равно быть интереснее! Ведь я умею и мячами жонглировать, и зверей дрессировать, и даже фокусы показывать! Слайд

Клоун достает из разных карманов поочередно пары шнурков. Дети называют цвета шнурков (красный, черный, розовый, оранжевый), отвечают на вопросы.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» на актуализацию и расширение словаря антонимов

- Этот шнурок белый, а этот?  (черный).

- Этот шнурок длинный, а этот?  (короткий).

- Этот шнурок узкий, а этот?  (широкий).

- Этот шнурок гладкий, а этот?  (шершавый).

Клоун предлагает положить  все шнурки в  коробку. Просит детей произнести волшебные слова.

Дети: Ру, ру, ру – удивите детвору.

Дидактическая игра «Сосчитай  до пяти» на совершенствование навыков словообразования, согласование числительных с существительными.

Клоун открывает коробку, вытягивает один длинный разноцветный шнурок. Шнурок состоит из отрезков разных цветов (красный, оранжевый, розовый, черный). Клоун предлагает пересчитать шнурки одного цвета. Дети выбирают цвет и по очереди выполняют задание.

- Один красный шнурок, два красных шнурка …, пять красных шнурков.  Всего пять красных шнурков. И т.д.

Клоун предлагает поиграть со шнурком и «превращает» его в обруч. Для этого дети встают в круг, «обруч» держат в руках. Клоун обращает внимание детей на то, что в названиях всех цветов на «обруче» встречается одинаковый звук (звук [р]) и в слове «обруч» звук [р] стоит в середине слова.

Дидактическая игра «Подними обруч, если услышишь звук [р] в середине слова» на развитие фонематического восприятия, внимания, общей моторики

 Слова: акробат, факир, дрессировщик, жонглер, циркач, циркачка, танцор, цирк, шатер, чародей, оркестр.

Клоун: Какие вы внимательные и ловкие!  А этот замечательный шнурок оказывается можно использовать в разных играх. Хотите,  вам его подарю?

III. Рефлексия

 Клоун: Я очень рад, ребята, что с вами познакомился. Никогда еще мое выступление в цирке не было настолько интересным. Вы были такие активные, смекалистые, а самое главное, умные! Это просто здорово! Спасибо. А вам, ребята, понравилось наше цирковое представление?

 Дети рассказывают о своих впечатлениях. Благодарят Клоуна. Клоун уходит. Слайд

Воспитатель предлагает детям на выбор нарисовать или слепить из пластилина, что им запомнилось и  понравилось в цирке. Из детских работ создается выставка детского творчества «На арене цирка».

Список литературы

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: Творческий Центр, 2010.

3. Косинова Е.А. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.:Эксмо, 2007

4. Крупенчук О.И. Интерактивная артикуляционная гимнастика. – СПб.: ЛИТЕРА, 2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На арене цирка Презентацию составила учитель-логопед ГБДОУ № 39 Морозова Е.А.

Слайд 2

Логопедическая ритмика «По дорожке в цирк пошли»

Слайд 4

АКРОБАТ

Слайд 5

ЖОНГЛЁР

Слайд 6

ЧАРОДЕЙ

Слайд 7

ТАНЦОР

Слайд 8

УКРОТИТЕЛЬ

Слайд 9

Узнай по силуэту

Слайд 10

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой К нам лошадка прискакала и стучать копытом стала. Прибежал за ней индюк и болмочет странный звук. И лошадка попыталась, но другое получалось … И лошадка ускакала – ведь пора грибов настала. И нашла: в лесу у кочки к небу тянуться грибочки. Потолок в конюшне красят, долго-долго свет не гасят. А потом ушли во двор – там шофер завёл мотор. (О.И. Крупенчук )

Слайд 11

АНТРАКТ АНТРАКТ

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек»   Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...