Экологическая викторина "Знатоки леса"
занимательные факты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Царенкова Валентина Анатольевна

Экологическая викторина для детей детского сада средняя группа "Знатоки леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina_docx.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина для дошкольников

«Знатоки леса»

    Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников

Задачи:  расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

Ход  викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое    жюри: я предлагаю выбрать  Старичка-лесовичка.  За каждый правильный ответ  он  будут давать  карточку с изображением  ягодки. В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои!                    ( С. Погореловский)

 

1 остановка в нашем путешествии –«Грибы – ягоды»

 Ведущая: Многие из вас, ребята,  ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он  волшебный  - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

Какие же загадки  «растут»  в нашем лесу:


 Очень дружные ребята,                                    Белая панамка,                   

 У пенька живут... (опята).                                Бледная... (поганка

                                                                                                

  Где хвоинок многовато,                                  Он в    лесу стоял,

 Поджидают нас... (маслята).                            Никто его не брал,                

                                                                             В красной шапке модной

                                                                             Никуда не годный. (мухомор)

  Золотистые…… –      

 Очень дружные сестрички,                                                         

 Ходят в рыженьких беретках, 

 Осень в лес приносят летом.    ( лисички)    

          

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой.  (опята)

 

Вопросы викторины:

— Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они? ( Съедобные и ядовитые).

—  Что значит – ядовитые?  Назовите их. (Ответы детей)

— Что значит – съедобные?  Назовите их. (Ответы детей)

 Ведущая:  Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. А что это за ягоды – отгадайте:

Бусы  красные висят,                  Красна, сладка, душиста

Из кустов на нас глядят.            Растёт низко, к земле близко.

Очень любят бусы эти                                        (земляника)

Дети, птицы и медведи.                                             

                      (малина) 

Я  красна, я кисла,                       Под листом на каждой ветке

На болоте я росла,                      Сидят маленькие детки,                             

Дозревала под снежком,             Тот, кто деток соберёт,

Ну-ка, кто со мной знаком?          Руки вымажет и рот.

                  (клюква)                                                  (черника)                 

 В сенокос -  горька,

 А в мороз – сладка.

Что за ягодка?                                   

 (калина)                                         

 

 Ведущая: Молодцы, ребята, грибы и ягоды вы знаете, посмотрите сколько «ягод» вы собрали за правильные ответы, давайте положим их в корзинку и отправимся дальше.

2  остановка в нашем путешествии -  «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок, какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

Прямо в небо рвутся, ввысь;                                      Не береза, не  сосна  

Ты внимательно всмотрись:                                       В тишине стоит она.

Не березы, не осинки,                                                 Но лишь ветер пробежит   

Нет листочков, есть хвоинки. (ели)                           Вся листва на ней дрожит.    

                                                                                       (осина)            

  Летом цветёт, зимой греет,

  Настанет весна – потечёт слеза.   (берёза) 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

 

 Ведущая: А теперь, ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру. 

«С какого дерева листочек?»

 Каждый  ребенок  вытаскивает из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

 

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только  названия деревьев  нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество  «ягод»  - увеличилось, отправляем их  в корзинку и отправляемся  дальше.

                             3 остановка -  « В гостях у птиц »

Ведущая:    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще   всего мы слышим их пение. Отгадайте,   какая  птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка):   прослушивание  записи  пения птиц  (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

                                                       Вопросы викторины:

 —  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

 —  Что значит – перелётные? (ответы детей)

 —  Что значит – зимующие? (ответы детей)

 —  А как вы, ребята, можете помочь птицам  зимой? (ответы детей)

 

Непоседа пёстрая,                                                Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                          Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                                 Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока)

 

Чернокрылый, красногрудый,                      Спереди шильце, сзади – вильце,        

И зимой найдёт приют,                                 Сверху – чёрное суконце,             

Не боится он простуды                                 Снизу -  белое полотенце.

С первым снегом тут как тут.                                             ( ласточка)                                      (снегирь)                                               

   

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

 Клюв – крючком, глаза - пятачком

Ушастая голова, это …(сова)

 

Ведущая:   А  сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули,   давайте поиграем в игру.

Пальчикова игра  «Совушка-сова».

Подвижная игра «Совушка»

  В уголке площадки - обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

   На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

 

Ведущая: Ребята, вы - молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки-очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

4  остановка -  « Звериное царство »

Ведущая:  Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

 

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал...                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это…(ёж)

 

Я хозяин леса строгий,                          Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.            Пасётся весь день, кто это?.....(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                                    Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                            По деревьям прыг да - скок.  

Кто же я, скажи?.....(медведь)                                                              (белка)

                                                                  Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                   Всё клыками щёлк, кто же это?....

                                                                                                                 (волк)

У  кого из всех зверей                                              

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

 

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

—  Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

—  Что такое «Красная книга»? 

Ведущая:  Ребята, кто же прячется от нас  в лесной глуши. Узнать нам поможет игра.

«Чьи следы?»

Дети по очереди  из «Волшебного мешочка»  вытягивают   карточки с изображением следов и кладут к тому животному, кому они принадлежат (картинки животных расположены на столе). За правильные ответы начисляются ягодки-очки (ответы детей: лось, медведь, лиса, заяц, птица, волк  и др.).

Ведущая:  Но вот, ребята,  и подошло к концу наше путешествие. Кого же  вы сегодня  встретили  в нашем путешествии (ответы детей).

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям?   (ответы  детей)

                                               Чтобы сосны, липы, ели
                                               Не болели,
                                               Зеленели,
                                               Чтобы новые леса
                                               Поднимались в небеса,
                                               Их под звон
                                               И голос птичий
                                               Охраняет — кто?..

Дети:  Лесничий.

Ведущая:  Да, ребята, лесничий– главный человек в лесу.

                   В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

 

Подведение итогов

Ведущая:   Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги.  Старичок-лесовичок  готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод-очков).

Ведущая:   Давайте положим все «ягодки»  в коробочку, закроем её и я произнесу  волшебные слова, которые мне сказал  Старичок-лесовичок,  а вы слушайте внимательно:

                                      Богатырь стоит, богат, угощает всех ребят.

                                      Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

                                      Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

                                      Что же это, ребята,  за богатырь?  (ЛЕС)

        После  волшебных слов открываем коробочку  и смотрим,  какой же подарок – сюрприз  для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ.

(открываем  коробку – «ягоды-очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

 Ведущая:   Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

                                   Бесценна российского леса краса,

                                   Зелёное золото наши леса.

                                   Богатство лесов охраняй, карауль,

                                   Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

                                   Дерево, трава, цветок и птица

                                   Не всегда умеют защититься.

                                   Если будут уничтожены они,

                                   На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Экологический праздник "Кто в лесу живет?" (в рамках проведения регионального конкурса "Счастливая страна - детсадия"

27 марта 2012 года в детском саду  прошел экологический праздник "Кто в лесу живет?", который подготовили и провели дети старшей разновозрастной группы под руководством воспитателей Кирилловой Е....

Экологический проект "Экологические проблемы лесов Подмосковья"

Краткосрочный (на 3 месяца) экологический проект, разработанный для детей подготовительной группы....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Экологический квест, посвященный Всемирному дню лесов «Беда в лесу»

Представляю Вашему вниманию методическую разработку экологического квеста, посвященную Международному дню защиты лесов....

НОД «Экологическая проблема леса!»

Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами....