Тематический план на неделю "Архитектура и скульптура"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стародубова Галина

в рамках еженедельного календарно-тематическое планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelno_arkhitektura.docx49.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(17 – 21 ноября 2014г.)

Старшая группа «Антошка»

Тема: «Что мы знаем об архитектуре   и скульптуре?».

Цель: познакомить детей с архитектурой и скульптурой.

Задачи:

Дать понятие «архитектура», «скульптура».

Рассказать о том, когда и как начали строить дома (избы, хоромы, терема) на Руси.

Познакомить с характерными особенностями жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений, мостов; учить делать обобщения

Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Расширять знания о строительных материалах: дерево, кирпич, лед, солома, бамбук, кожа, камень, ветви, листья.

Развивать у детей ценностное отношение к родному городу посредством знакомства с архитектурными достопримечательностями.

Развивать связную речь детей через пересказ литературных произведений: «Теремок», «Рукавичка», «Кувшинчик», «Избушка на курьих ножках», учить составлять описательные рассказы о сказочных домиках.

Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, восприятие, интерес к искусству.

Развивать интерес к изучению памятников архитектуры России

Расширить интерес о творческих профессиях, их назначении (архитектор, скульптор, строитель).

Развивать формы совместного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

Вариативная часть: кружковая работа, проектная деятельность, региональный компонент.

Итоговое мероприятие: Выставка коллективных работ в технике рисования пластилином «Город мой».

   

Дата проведения –      21 ноября 2014 г.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Понедельник      17 ноября    2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика

«Мы построим новый дом». (Д.д)

Беседа «Архитектор, как волшебник…» (Кд)

Цель: Познакомить детей с понятием «архитектор».

Словесная игра «Почемучка» (Кд)

Цель: Развитие исследовательской активности детей (на материале символов города Шарыпово).

Дежурство по столовой, в центре конструирования (Тд)

Беседа «Дом, в котором мы живем» Цель: познакомить детей с одним из видов искусства – архитектурой. Обратить внимание детей на разный вид зданий. (Кд)

Рассматривание иллюстраций сказок, рассказов по теме. (П/и.д)

 

Знакомство с темой недели.

Подбор художественной литературы к тематической неделе,

репродукций, картин известных художников

Образовательная деятельность

1.Развитие речи.

2.ИЗОдеят-ть.

3. Физкультура на улице

ФЦКМ

Тема: «Город мастеров»

Материалы:

Дидактический «телевизор», слайды (мультимедиа) об архитектуре, картинки разнообразных построек, фотоиллюстрации, аудиозапись старинной классической музыки. Иллюстрации дидактической игры «Домики из сказок», портреты Незнайки, Карлсона, Дюймовочки и др. Вырезанные элементы архитектуры разных построек, разные отрезки обоев, коробки разных размеров.

Задачи:

Знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями;

Уточнить знания детей о климатических условиях родного края, необходимости теплого жилища.

Уточнять представления детей о профессии архитектора;

Стимулировать мыслительные операции сравнения, классификации;

Воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны;

Вызывать интерес к истории архитектуры и воспитывать художественный вкус, чувство гармонии формы и цвета.

Деятельность:

Игровая: встреча с героями мультфильмов.

Двигательная: физминутка «Строим дом»

Продуктивная: строительство необычного города

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: беседа - сказка «Жил-был в городе художник…»

Познавательно – исследовательская: телепередача «Детям об архитектуре».

Х/творческая: создание города из бумаги

Чтение х/л: стихотворение «Архитектор строит дом…»

Региональный компонент:

Климатические особенности России, Красноярского края.

Игры, подготовка к прогулке. Прогулка.

Наблюдение за погодой. (П/и.д)

Труд: очистить стол и скамейки от снега (Т.д.)

П/и – эстафета «Кто быстрее перенесет строительный материал» (снежки)

Инд. зан. по физо

 «Самый меткий» - метание снежка вдаль правой и левой рукой.

(Д.д)

Архитектура вокзала

Цель: Знакомить с архитектурой вокзала. Учить выделять особенности архитектуры вокзала, средства выразительности (колонны и проч.) Учить строить здание вокзала. Учить составлять описание предметов. Учить правильно, употреблять слова, обозначающие пространственные отношения. Ввести в словарь детей новые слова: арки, медальоны, барельеф.

Раскраски по теме «Архитектура и скульптура» (Хт)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

Пересказ (Кд) литературных произведений: «Теремок».

Развитие воображения «Кто построил теремок?»

Предложить разнообразный материал для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). (Хт)

Вечер

Гимнастика пробуждения

«Поиграем с ушками» (Д.д)

Труд в центре конструирования (Т.д.)

Игры со строительным материалом – строительство улицы города. (Хт)

Прогулка.

Наблюдение за ветром, движением воздуха. П/и «Ловишка с мячом»,

самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Вторник, 18 ноября      2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Мы построим новый дом» (Д.д)

Беседа: «Деревня - деревянный мир» (Кд)

Цель: Познакомить с истоками русского искусства в образе деревни. Знакомить детей с элементами русской деревянной архитектуры. Обогатить детский словарный запас народных терминов: «туесок», «ставни», «наличники». Развивать диалогическую и монологическую речь детей.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений о архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей нашего города, развитие связной речи.

Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Внести репродукции, картины русской деревни известных художников для рассматривания.

(П/и.д)

 

 Приобретение строительных наборов для конструирования.

Наблюдения за домами, зданиями и строениями в городе, старой части Шарыпово.

Образовательная деятельность

1.Развитие речи.

2.ИЗОдеят-ть.

3. Физкультура на улице

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема: «Дом, в котором мы живем»

Материалы:

Картины с изображением домов, мелкий и крупный строительный материалы, материалы для исследования – дерево, камень, стекло.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.

Развивающие:

Развивать мышление, связную речь, умения сравнивать, анализировать, творческое воображение, мелкую моторику.

Образовательные:

Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, особенностях профессии строителя.

Продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.

Закреплять знания детей о климате Сибири.

Закрепить умение воплощать в постройке свой замысел.

Учить сравнению и анализу исследований.

Деятельность:

Игровая: сюрпризный момент – письмо от трех поросят,

Пальчиковая игра «Стояла изба в деревушке».

Двигательная: Игра «Чей дом» с мячом. Физминутка «Стройка»

Продуктивная:

Конструирование

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: беседы «Расскажи про свой дом». Игра «Доскажи словечко», Дидактическое упражнение «Для того, чтобы…».

Познавательно– исследовательская: сравнение материалов для строительства

Х/творческая: «Дом моей мечты» (из строительного материала)

Чтение х/л: «Загадки и отгадки»

Региональный компонент:

Подвести детей к пониманию, что строить дома из легких и непрочных материалов в нашем краю нельзя из-за особых климатических условий.

Игры, подготовка к прогулке.

Прогулка.

Наблюдение за погодой. (П/и.д)

Труд: очистить стол и скамейки от снега (Т.д.)

П/и   

Инд. зан. по физо 

(Д.д)

Рассматривание иллюстраций с видами родного города, знакомыми детям. Закрепление знаний о городе.

Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Обогащать словарный запас.

Творческая мастерская: «Дом моей мечты» (рисунки, лепка.)

(Хт)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: стихотворение «Архитектор строит дом…»

Составление творческих рассказов «Дом моей мечты» (Кд)

Вечер

Гимнастика пробуждения

 «Поиграем с ушками» (Д.д)

Ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр (Т.д.)

Слушание детской песенки «Всем на свете нужен дом»

Прогулка.

Наблюдение за ветром, движением воздуха. П/и «Ловишка с мячом»,

Самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

СД детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Среда, 19 ноября    2014

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Мы построим новый дом» (Д.д)

 М/п игра «Назови правильно» (Д.д)

Беседа – рассказ (Кд) «Скульптура и материалы»

Цель: Знакомство со скульптурой малых форм.

Пересказ литературных произведений: Р.н.с. «Кувшинчик». (Кд)

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой». (Хт)

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Рассматривание в книжном уголке иллюстраций с изображением современных улиц родного города.

Цель: учить видеть облик своей улицы. Видеть особенности зданий, их назначение. (П/и.д)

Предложить родителям создать проект «Прогулки по родному городу»

(Познако -

мить со структурой проекта)

Образовательная деятельность

1.ФЭМП  

ФЭМП

Тема: 

Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, деление квадрата на 2, 4 части.

Материалы:

Цифры от 0-7;

Наборы счетных палочек;

Квадраты бумаги;

Ножницы.

Задачи: 

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

Познакомить с цифрой 7;

Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

Учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

Учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Деятельность:

Игровая: Игра «Отгадай загадку»

Двигательная: Физкультминутка «Назови скорее».

Продуктивная: Игра «Сложи квадрат».

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: заучивание стихотворения «Цифра 7»

Познавательно – исследовательская:

Игра «Слушай и считай» Х/творческая: Выкладывание из счетных палочек

Региональный компонент:

Загадки подобрать с учетом регионального компонента.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Наблюдение

За домами в микрорайоне – разные по высоте, дизайну крылечек, крыш. (П/и д-ть)

Подвижная игра «Море волнуется…» (Д.д)

Индивидуальная работа: счет и отсчет (на примере домов, окон, скамеечек)

Рассматривание иллюстраций с изображением парков культуры родного города.

Знакомить с садово-парковой архитектурой. Учить видеть красоту парков, подбор деревьев, цветников. (П/и.д)

Игры со строительным материалом.

Строительство нашего двора.

Цель: способствовать развитию пространственных соотношений.

(Хт)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Работа в технике рисования пластилином «Город мой».

(Хт)

Пересказ литературных произведений: р.н.с. «Избушка на курьих ножках» (Кд)

Вечер

Гимнастика пробуждения «Поиграем с ушками».  (Д.д)

Виртуальная экскурсия с детьми по архитектурным достопримечательностям Красноярска.

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой».

Прогулка.

Наблюдение за вечерним небом, п/и«Прятки» (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Четверг      20        ноября 2014

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа, поручения, утр, гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика

«Мы построим новый дом»

М/п игра «Мяч по кругу, в руки другу» (Д.д)

Игра – воображение «Образ здания». (Кд)

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.


Открытки, фотографии достопримечательностей городов.

(П/и.д)

Консультация по проектной деятельности с детьми.

Папка – передвижка «Маршрут выходного дня»

Образовательная деятельность

1.Обучение грамоте

                                   Лепка / аппликация

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Тема: «Волшебные звуки»

Материалы:

Карточки – схемы с изображением положения языка (для артикуляционной гимнастики.)  Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр, лист); два нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.

Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.

ЛЕПКА

Тема: «Украсим наш участок»

Материалы:

Дощечки для лепки, пластилин, стеки на каждого ребёнка, проектор, экран, слайды с изображением скульптур.

Задачи:

Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.

Закрепить знания о пространственных отношениях.

Сравнение слов дом, сыр по звуковому составу.

Закрепить знание детей о гласных звуках.

Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

Задачи: 

Продолжать учить лепить животных конструктивным способом в виде скульптур.

Закреплять знания о скульптуре. Воспитывать интерес к искусству.

Деятельность:

Игровая: «Сказка про веселый язычок»

Двигательная: динамическая пауза «Топай-хлопай»

Продуктивная: «Построй домик звукам»

Трудовая:

Подготовка     к НОД

Коммуникативная: чистоговорка

Познавательно –      исследовательская: «Найди звук», «Посели звук в домик»

Х/творческая:

Чтение х/л:

Деятельность:

Игровая: игровая ситуация «На участке»

Двигательная: физминутка «Скульпторы»

Продуктивная: лепка скульптур «Животные наших лесов»

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки о животных

Познавательно – исследовательская: игра «Нам подходит или нет» (животные жарких стран, Севера, средней полосы)

Х/творческая: украшение «участка» группы скульптурами животных

Чтение х/л: загадки

 Региональный компонент:

Региональный компонент:

Закрепить знание животных, живущих в нашем крае.

Рассмотреть на слайдах скульптуры Красноярска.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Рассказ воспитателя: «Парки, скверы, бульвары». (Кд)

 Пальч.гимн. «Пластилиновая азбука» (Д.д)

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой». (Хт)

 

Рассматривание иллюстраций деревянных храмов России.

Цель: Учить детей видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, их расположение и украшения. Учить сравнивать старинные и современные здания, видеть их различия.

(П/и.д)

Инд. поручения: 

Разобрать конструктор по своим коробочкам

(Т.д.)

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: Е.Пермяк «Пичугин мост»

Презентация «Мосты, мосты, мосты…»

«Строим мосты»

Цель: Познакомить с архитектурой малой формы. Учить строить разные мосты. Развивать творческие способности. Активизировать в речи слова: «опора», «перекрытие».

Вечер

Гимнастика пробуждения.  

«Поиграем с ушками»

(Д.д)

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой».

(Хт)

Прогулка.

Наблюдение за одеждой людей, п/и «». (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьями

1

2

3

4

5

6

7

Пятница 21 ноября

Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утр. Гимн «Мы построим новый дом» (Д.д)

Д.и  «Кто, кто в этом домике живет?»

Пальч.гимн. «Я леплю из пластилина…» (Д.д)

Беседа: «Фонари на улицах города».

 

Индивидуальная работа в технике рисования пластилином «Город мой».

Рассматривание слайдов жилья сказочных героев.

Цель: показать необычность формы этих зданий. Определить элементы сказочности. Показать, как от героя сказки зависят цвет, украшение избушки, дворца.

 Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток по теме (П/и.д)

Консультация «Развитие творческих способностей и воображения детей через конструирование»

Индивидуальные беседы по вопросам воспитания детей.

Образовательная деятельность

1.Физкультура            

2.Конструирование/Позн.иссл.д-ть

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Тема: «Город будущего»

Материалы:

Палочки – зубочистки, пластилин, дощечки для работы, иллюстрации, открытки, картинки, слайды с изображением зданий, мостов и пр. архитектурных сооружений.

Задачи: Учить новому виду конструирования – моделированию.

На основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т.д.

Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

Побуждать к поисковой деятельности и самостоятельности.

 Деятельность:

Игровая: появление ученого Кота. Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек, транспорта.

Двигательная: физминутка «Люблю по городу шагать»

Продуктивная: конструирование зданий

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: заучивание стихотворения «Люблю по городу шагать»

Познавательно – исследовательская: рассматривание слайдов, картинок с изображениями архитектурных построек.

Х/творческая: моделирование постройки

Чтение х/л: «Город сказочный Услад»

Региональный компонент:

Закрепить знания детей о том, что в условиях климата Сибири нужны крепкие, теплые здания с отоплением и светом.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

Экскурсия «Мой город». Знакомство с архитектурой

Цель: Знакомить детей с архитектурой. Учить различать разные по значению здания. Расширять представление о родном городе, его истории. Воспитывать чувство гордости за родной город. Учить детей сопоставлять, Активизировать в речи слова: «фасад», «архитектура», «архитектор». Развивать диалогическую речь, любознательность.

Инд. зан. по физо

Ходьба в парах.

В процессе экскурсии беседы, рассказы об архитектуре города.

Чтение стихов о городе.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Повторение стихов и песен к празднику «День Матери»

(Кд)

Творческая мастерская: (Хт)

Оформление выставки работ «Город мой»

Вечер

 Гимнастика пробуждения 

«Поиграем с ушками»

Организация работы по ремонту книг.

(Т.д.)

Хозяйственно-бытовой труд: стирка обеденных салфеток (Т.д.)

Прогулка.

Наблюдение за долготой дня, п/и «Кого назвали, тот ловит мяч» (Д.д),

Самостоятельная активная деят-ть.

Итоговое мероприятие: Выставка коллективных работ в технике рисования пластилином «Город мой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Художественная литература»

Данный материрал поможет воспитателю при планировании работы по ознакомлению детей старшей группы с художественной литературой....

Комплексно-тематический план. Тема «Мир застывшей музыки» (архитектура и скульптура). Подготовительная группа.

Комплексно-тематический план. Тема «Мир застывшей музыки» (архитектура и скульптура). Подготовительная группа. С 2октября по 6 октября Цель: формирование представления детей об архитектур...

Календарно-тематический план по тематическому модулю «Речевое развитие» «Обучение грамоте»

Данный материал поможет при планировании организованной образовательной деятельности по обучению грамоте....

Календарно-тематический план реализации тематического модуля смешанной ОНР группы дошкольного возраста на тему: «До свидания, лето! Здравствуй детский, сад!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Пчелка» муниципальное образование Тимашевский район     Кален...