Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с жизнью народов ханты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Осина Виктория Анатольевна

Циклические мероприятия. всего 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 119.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

познавательной направленности

для  детей старшего дошкольного возраста

«Быт народов Севера – Ханты» №1

Автор: воспитатель 1кв. категории, Осина В.А.

2014 год

Программное содержание: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с бытом северных народов – ханты. Воспитывать интерес и уважение к жизни малочисленных народов севера. Обогащать словарный запас детей посредством национальных слов. Развивать любознательность детей за счет иллюстраций предметов обихода, одежды, жилья народов ханты.

Образовательные области, интегрируемые в деятельности: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • ноутбук,
  • конспект,
  • презентация к конспекту,
  • образы одежды, вырезанные из бумаги,
  • карандаши,
  • фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание детьми иллюстраций с изображением малочисленных народов севера.


Ход деятельности:

Педагог интересуется у детей, знают ли они кто такие «ханты»? После того, как все дети выскажут свои предположения, предлагает посмотреть несколько фотографий и послушать небольшой рассказ о жизни и быте малочисленных народов Севера «ханты».

Воспитатель демонстрируя на экране  слайды, отображающие жизнь и быт хантов рассказывает детям о жизни этого народа: «Ханты» основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа считаются малочисленным народом Севера, потому, что их очень мало. Молодые ханты переезжают в города и поселки, забывают о своих народных традициях, это приводит к вымиранию хантов как нации. А коренными они считаются, потому, что очень давно они первыми освоили территорию севера нашей страны. Основная часть коренных народов – ныне живет в поселках, построенными государством взамен обжитых стойбищ. Отказ от традиционного образа жизни привел к тому, что часть коренных народов уже не говорит на национальных языках.

Вечер у хантов проходит в заботах по дому, приготовление пищи, подготовка к рыбалке или охоте, шитье, рукоделие, заготовка дров на ночь и многие другие бытовые необходимости. Ханты всегда селились у рек, где зимой есть много рыбы. Рыба – основной продукт питания хантов, ее количество в водоемах жизненно важно для жизни на стойбищах.

Воспитание детей, приготовление пищи, заготовка дров, шитье одежды, и многое другое – основные женские занятия.

Мужчины же охотятся на диких зверей для добычи мяса и шкур, которые они используют для утепления жилища и пошива одежды.

Ханты – считаются главными оленеводами – людьми, которые содержат много оленей в одном стойбище (место возле жилища семьи, где живут олени). У каждого члена семьи есть свои олени в общем стаде. Иногда у одной семьи содержится около 30 голов (так считают оленей). Олени служат для хантов как пищей, так и материалом для одежды. Различные части оленьих шкур служат особым целям. Так, например, шкура с ног идет на шитье «кисов» (зимней обуви), шкура со спин идет на утепление нар, саней, автомобилей, шкура с нижней части шеи кладется в детскую колыбель.

У хантыйских детей есть свои игры. Предлагаю немного поиграть и узнать, чем же их игры похожи с нашими, а чем отличаются.

Скажите, ребята, чем же похожи игры хантыйских детей и наши?

После высказанных детьми предположений воспитатель подводит итог: игры схожи тем, что как и в русских играх дети бегают, радуются, смеются. А отличаются они названием и иногда правилами.

Вы обратили внимание на одежду хантов? Чем она отличается от привычной нам одежды?

Выслушав мнение детей, воспитатель объясняет: одежда хантов отличается яркими нашивками, своеобразным орнаментом (рисунком на одежде). Посмотрите, на экране изображены национальные орнаменты. Каждый из них имеет свое название и цвет. (Объясняет название каждого орнамента по слайдам, обращая внимание детей на цвет и форму).

Ребята, предлагаю вам побыть хантыйскими мастерами и украсить имеющиеся на ваших столах образы одежды. Можете объединиться в группу из четырех человек и создать комплект одежды, состоящий из шубы, рубахи, штанов и кисов. А после мы с вами организуем выставку наших моделей.

После того, как все дети окончат работу, воспитатель предлагает снова поиграть в хантыйскую игру.

После окончания игры педагог с детьми подводят итог совместной деятельности, уточняя полученные сведения о жизни народов ханты, и организовывают выставку.



 

Комментарии

Осина Виктория Анатольевна

Обратите внимание, что конспекты пронумерованы 1-3. Целесообразнее использовать все три.Удачи.