Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с жизнью народов ханты" 3
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осина Виктория Анатольевна

Третий конспект цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Семицветик»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

познавательной направленности

для  детей старшего дошкольного возраста

«Быт народов Севера – Ханты» №3

Автор: воспитатель 1 кв. категории, Осина В.А.

2014 год

Программное содержание: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с бытом северных народов – ханты. Рассказать о предметах домашнего обихода и пище.  Воспитывать интерес и уважение к жизни малочисленных народов севера. Обогащать словарный запас детей посредством национальных слов. Развивать любознательность детей за счет иллюстраций предметов обихода, одежды, жилья народов ханты. Активизировать представления детей о хантах с помощью отгадывания кроссворда.

Образовательные области, интегрируемые в деятельности: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка,
  • ноутбук,
  • конспект,
  • презентация к конспекту,
  • карандаши,
  • фломастеры,
  • кроссворд

Предварительная работа: рассматривание детьми иллюстраций с изображением малочисленных народов севера.

Ход деятельности:

Воспитатель, показывая кроссворд, обращает внимание на предполагаемое слово, обведенное толстой линией. Как же узнать, что за слово зашифровано?

Выслушав предположения детей, предлагает ответить на все вопросы кроссворда и узнать, о чем же они будут сегодня говорить.

  1. Чем питаются олени? (Мох)
  2. Как называется строение, где северные народы хранят еду, снасти и идолов? (Лабаз)
  3. Чью шкуру чаще всего используют народы севера для пошива одежды? (Олень)
  4. Как называется место, где пасутся олени?
  5. Чем еще кроме мяса питаются коренные народы севера? (Рыба)

1.

м

о

х

2.

л

а

б

а

з

3.

о

л

е

н

ь

4.

с

т

о

й

б

и

щ

е

5.

р

ы

б

а

Правильно ребята, сегодня мы поговорим о коренных народах севера – ханты. Мы уже многое с вами знаем о их образе жизни. Но это далеко не все. Сегодня я хочу познакомить вас с посудой, особенностью пищи хантов. Так же в ходе нашей деятельности мы с вами вспомним все, что уже знаем об этом удивительном и интересном народе.

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги. Основной пищей у хантов и манси были рыба и мясо. 

Рыбу ели сырую (свежую и мороженую), вареную, вяленую, жареную и сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Основным источником мяса были крупные промысловые звери - лоси и дикие олени. Боровую и водоплавающую дичь ели как в сыром, так и в вареном виде. Грибы не употребляли в пищу: их считали "нечистыми", это был олений корм.

Струганина из оленины и стерляди, рыбное филе и черника посыпанная сахаром на десерт.

Ханты часто пьют чай или чагу (березовый гриб) – это помогает им согреться и поддерживать тепло, кроме того это быстрый способ перекусить. «Напал на след медведя – надо выпить чая», - говорят ханты. Это нужно для того, чтобы медведь знал, что охотник идет на него не ради утоления голода.

Мы  с вами  уже знаем несколько хантыйских игр. предлагаю поиграть в одну из них. ИГРУ ВПИСАТЬ.

А теперь давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали о хантах?

Подводится итог деятельности.