Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Шакирова Лилия Михайловна

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл reki_bashkortostana.docx20.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

    Цели:

    - познакомить детей  с реками  Башкортостана;- познакомить с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, вкус; - продолжать  развивать познавательную инициативу детей (любознательность);                                          - продолжать  развивать внимание, наблюдательность, способность делать выводы; - продолжать формировать  умения и навыки исследовательской деятельности; - продолжать формировать трудовые навыки детей;

    - продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе.

    Коррекционные цели:

    - развитие смысловой стороны речи;

    -  снятие общего и зрительного напряжения после зрительных и умственных              нагрузок.

    Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, социализация, труд, безопасность

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

    Предварительная работа: на прогулке  наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).

    Оборудование и материалы: карта Башкортостана,  глобус, слайды (иллюстрации рек), белый халат для воспитателя, магнитофон,  контейнер  с водой, стакан с молоком, ложка, валерьянка, пипетка, сахар, камни, салфетка, гуашь; для детей: контейнер с водой на каждого ребенка, камни, стакан с водой, ложка, сахар, салфетка.

    Художественное слово: загадка  о воде, стихотворение о воде Н. Рыжовой

    Предварительная работа: Знакомство с картой Башкирии,  беседа о пользе воды в жизни людей, чтение художественной литературы.

    Словарная работа: река  Белая (Агидель), Танып,  Дема,  Уфа,  лаборатория,  лаборант, газообразная, растекается, разливается, жидкое вещество, бесцветная, прозрачная.

    Содержание организованной деятельности детей:

    Организационный момент.

    - Послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.

    Загадка: (варианты) 

    Что в решете не унесешь?  

    Что в руке не удержишь?

    В морях и реках обитает

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать

    На землю падает опять.

    - О чем эта загадка?  (Переспросить несколько детей)

    - Как вы догадались, что это загадка о воде?

    Беседа о воде, реках республики Башкортостан.

    - Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

    -  А где можно встретить воду? (А сегодня, вы видели воду? А где вы купались?

     - Взгляните на глобус, что обозначает голубой цвет? (воспитатель показывает на голубой цвет).

    - Какого цвета больше?

    – Большую часть нашей планеты занимает вода. В какой республике мы живем?

    -  Правильно. Если посмотреть на карту Башкортостана, можно увидеть на ней много рек, озер, родники.

    - Какие реки вы знаете? (Кама, Агидель, Идель. ) (Помогаю перечислить названия рек)

    - А вы знаете, какая самая большая река  в нашей республике?

    (Ответы детей). Хотите, я вам расскажу и покажу. Садитесь поудобнее на ковер. Вы готовы? Я начинаю свой рассказ.  (Показываю  слайды)

    Знакомство с реками Башкортостан     (показ слайдов)

    - Самая большая и быстрая  река в нашей республике – это Белая, которая течет с юга (воспитатель показывает на карте  реку, отмечает ее  звездочкой) по всей территории Башкортостана. Длина реки 1420 км.                           - Дети, кто знает ее другое название  на башкирском языке? (Ответы детей:- Ак Идель.) (В случае затруднения воспитатель помогает детям).

    В башкирском народном творчестве про нее говорят «белая, как серебро».  Вдоль реки находятся горы, леса, деревни.

    - А вы знаете какие города находятся на берегу реки Белой?

    (Ответы детей). Это  Уфа, Стерлитамак, Салават и другие.  На пути можно встретить известную в Башкирии «Капову» пещеру, куда приезжает очень много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы.

    - Как вы думаете как можно переправиться через реку?

    - А еще через мост, которых  на реке очень много.

    - Река Белая разбивается на рукава – притоки. Река  Дема, находится с левой стороны, с правой стороны находятся -  Танып, Уфа.

    - О каких реках мы сегодня говорили? Какая самая большая река?

    Сказка «Вода - путешественница».  Круговорот воды.

     Дети, вы знаете, как попадает  вода в реку? (Ответы детей.)

    - Хотите,  я расскажу вам  сказку о «воде – путешественнице»? А вы внимательно слушайте.

    Сказка «Вода - путешественница»

    Однажды в теплый день отдыхала вода в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в легкий прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал в большие тучи. Им стало тесно, они начали толкаться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. И эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось, и в следующий жаркий день все началось сначала.

    Беседа по содержанию  сказки:

    - Вам понравилась сказка?

    - Где отдыхала вода?

    - Пригрело солнышко, вода нагрелась  от жары,  и во что превратилась?    

    - Тесно стало тучам, стали они толкаться. Что дальше произошло с ними?

    - Куда они обратно попали?

    - Вот такой круговорот воды происходит в природе.

    Физкультурная минутка «Тучка»  под музыку

    Туча по небу плыла                  (Дважды большой круг руками перед собой)

    Дождик за руку вела                 (Пр. рука берет за большой палец л.р., руки двигаются вправо  и влево)        

    Он шагал на тонких ножках  (Пальцы левой руки смотрят вниз и двигаются)

    В черных маленьких калошках.

    Дождик всюду походил        (Постукивающие движения пальцев рук по      телу, начиная с головы до ног) 

    На крылечке наследил              (Шлепки по коленам)

    В теплой луже потоптался,      (Топаем ногами)

    Топнул, шлепнул  и   умчался. (Топнуть одной ногой, топнуть другой, бег на месте)             

    Работа в лаборатории (работа с раздаточным материалом)

     Столь прекрасна ли вода? А вы хотите узнать о свойствах воды?

    - Я тоже. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (воспитатель одевает  халат). А еще мне  понадобится чемодан, в котором я принесла  приборы для опытов .

     В лаборатории есть свои правила:

    - здесь нельзя шуметь и мешать друг другу;

    - я буду задавать вопросы, а вы отвечать;

    - вы будете делиться своим мнением;

    - в конце занятия самые активные, аккуратные и умные получат значки.

    - Я приглашаю вас занять свои места.  (Дети садятся за столы. Обращает внимание детей на осанку и ноги).

    - Вода в природе находится в трех состояниях.  (Показывает картину.)

    В жидком, это что? Ответы детей: реки, моря, родник (в стакане).

    - В твердом? Ответы детей: - снег, лед.  (В случае затруднения воспитатель подсказывает и показывает).

    - И газообразная – это тучи, пар, облака.  

    - Итак, приступаем к работе, уважаемые лаборанты                                              Опыт № 1 

    - Как вы думаете, у воды есть звуки?  (Ответы детей). 

    Мы сделали вывод, что у  воды нет звука.  Какой мы сделали вывод?

    ( Воспитатель отмечает на схеме карточкой)

    Дети закройте глаза и послушайте.   (включаю музыку.)

    – Что вы слышите? (Шум воды).

    -  Как вы думаете,  почему вода издает такой звук?

    В случае затруднения: - Во время прилива вода ударяется о камни, поэтому мы слышим звук, который называют «Шум прибоя».

    Опыт № 2

    Когда  вы открываете кран, что происходит с водой?

    - Правильно. Подвиньте лоток поближе, возьмите камни и положите их в контейнер с водой. Что происходит с водой? (Она выливается из сосуда).

    - Да, правильно, вода льется через край, растекается, разливается. Почему?

    (Она жидкая).

    -  Мы сделали вывод, что вода жидкое вещество.  Какой мы вывод сделали? Отмечаем на схеме.

     Опыт № 3

    -  Дети посмотрите  воду. Что вы видите? (камни).

    - Я возьму стакан с  молоком, также положу туда камни. Вы их видите?

    ( нет).

    - А в воде?     Значит какая вода? (Ответы детей).

    - Мы сделали вывод, что вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная. Отмечаем на схеме.

    - Я  возьму краску и капну в воду. Что произошло с водой?

    - Она окрасилась.

    -  Мы делаем вывод, что вода способна окрашиваться в тот цвет,  который  мы положим. 

     Опыт № 4

    - Возьмите кусок ткани и положите ее в контейнер с водой. Что с ней произошло?( Она намочилась).

    - Мы делаем вывод, что вода способна смачивать предметы. Отмечаем на схеме. Отодвиньте лоток в сторону.

    Опыт № 5

    Дети, как думаете, вода имеет запах? Возьмите стакан с водой  и понюхайте.

    Не пахнет).

    – Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха

    Я возьму валерьянку и капну в воду. (Дает детям понюхать воду). Пахнет. Почему?  Значит,  вода приобретает запах того вещества, который мы с вами положили, т.е. валерьянки.

    Опыт № 6

    Возьмите стакан и попробуйте воду. Что вы можете сказать о вкусе воды..

    Мы делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Отмечаем на схеме. 

    - Ложечкой возьмите сахар, положите в воду и помешайте. Попробуйте. Какая стала вода?

    А какая вода в море? Значит вода способна приобретать вкус того вещества, который мы положили.

    Выводы по  третьей части.

    - Что мы делали в лаборатории?

    - Какие  выводы мы сделали?

    - Вода не имеет звука;

    - Жидкое вещество;

    -  она бесцветная;

    - способна смачивать предметы

    - не имеет запаха;

    - не имеет вкуса.

     Приглашаю детей на ковер.

    - Дети, вспомните и скажите, где мы каждый день используем воду? (Воспитатель показывает картинку).

    - Кому еще нужна вода?

    - Молодцы. А сейчас мы послушаем  стихотворение о воде.

     (Ребенок читает стихотворение)

    Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить!

    Без воды не может быть жизниПотому ее надо беречь. А как это нужно делать?

    Рефлексия:  - Дети,  о чем мы с вами  сегодня говорили?

      - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня  работали, вы были прекрасными  работниками лаборатории. Я хочу вам  раздать значки «Юный лаборант».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим Тема: «Как хлеб на стол пришёл»

    Расширение и обогащение знаний детей о хлебе, процессах его выращивания и изготовления. Воспитание любви и бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба....

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».

    Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности  «Путешествие по мифам Древней Греции»....

    Конспект НОД с детьми в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на волшебную поляну»

    Данный конспект способствует развитию интереса у детей к растительному миру, развивает выразительность речи, логическое мышление,  формирует научно – реалистические представления о растениях....

    Интегрированная непосредственно организованная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с животным миром морей и океанов.

    Океаны и моря покрывают почти три четверти нашей планеты. В этой огромной массе воды вольготно себя чувствуют и мелкие, и крупные животные. На этом занятии дети знакомятся с этими морскими обитателями...

    Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией – шоколатье» (с проведением мастер – класса)

    Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Вода – источник жизни»

    Программные задачи:образовательные:- уточнять представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек: вода - источник жизни;- закрепл...