Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шакирова Лилия Михайловна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reki_bashkortostana.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

Цели:

- познакомить детей  с реками  Башкортостана;- познакомить с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, вкус; - продолжать  развивать познавательную инициативу детей (любознательность);                                          - продолжать  развивать внимание, наблюдательность, способность делать выводы; - продолжать формировать  умения и навыки исследовательской деятельности; - продолжать формировать трудовые навыки детей;

- продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Коррекционные цели:

- развитие смысловой стороны речи;

-  снятие общего и зрительного напряжения после зрительных и умственных              нагрузок.

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, социализация, труд, безопасность

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа: на прогулке  наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).

Оборудование и материалы: карта Башкортостана,  глобус, слайды (иллюстрации рек), белый халат для воспитателя, магнитофон,  контейнер  с водой, стакан с молоком, ложка, валерьянка, пипетка, сахар, камни, салфетка, гуашь; для детей: контейнер с водой на каждого ребенка, камни, стакан с водой, ложка, сахар, салфетка.

Художественное слово: загадка  о воде, стихотворение о воде Н. Рыжовой

Предварительная работа: Знакомство с картой Башкирии,  беседа о пользе воды в жизни людей, чтение художественной литературы.

Словарная работа: река  Белая (Агидель), Танып,  Дема,  Уфа,  лаборатория,  лаборант, газообразная, растекается, разливается, жидкое вещество, бесцветная, прозрачная.

Содержание организованной деятельности детей:

Организационный момент.

- Послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.

Загадка: (варианты) 

Что в решете не унесешь?  

Что в руке не удержишь?

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

- О чем эта загадка?  (Переспросить несколько детей)

- Как вы догадались, что это загадка о воде?

Беседа о воде, реках республики Башкортостан.

- Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

-  А где можно встретить воду? (А сегодня, вы видели воду? А где вы купались?

 - Взгляните на глобус, что обозначает голубой цвет? (воспитатель показывает на голубой цвет).

- Какого цвета больше?

– Большую часть нашей планеты занимает вода. В какой республике мы живем?

-  Правильно. Если посмотреть на карту Башкортостана, можно увидеть на ней много рек, озер, родники.

- Какие реки вы знаете? (Кама, Агидель, Идель. ) (Помогаю перечислить названия рек)

- А вы знаете, какая самая большая река  в нашей республике?

(Ответы детей). Хотите, я вам расскажу и покажу. Садитесь поудобнее на ковер. Вы готовы? Я начинаю свой рассказ.  (Показываю  слайды)

Знакомство с реками Башкортостан     (показ слайдов)

- Самая большая и быстрая  река в нашей республике – это Белая, которая течет с юга (воспитатель показывает на карте  реку, отмечает ее  звездочкой) по всей территории Башкортостана. Длина реки 1420 км.                           - Дети, кто знает ее другое название  на башкирском языке? (Ответы детей:- Ак Идель.) (В случае затруднения воспитатель помогает детям).

В башкирском народном творчестве про нее говорят «белая, как серебро».  Вдоль реки находятся горы, леса, деревни.

- А вы знаете какие города находятся на берегу реки Белой?

(Ответы детей). Это  Уфа, Стерлитамак, Салават и другие.  На пути можно встретить известную в Башкирии «Капову» пещеру, куда приезжает очень много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы.

- Как вы думаете как можно переправиться через реку?

- А еще через мост, которых  на реке очень много.

- Река Белая разбивается на рукава – притоки. Река  Дема, находится с левой стороны, с правой стороны находятся -  Танып, Уфа.

- О каких реках мы сегодня говорили? Какая самая большая река?

Сказка «Вода - путешественница».  Круговорот воды.

 Дети, вы знаете, как попадает  вода в реку? (Ответы детей.)

- Хотите,  я расскажу вам  сказку о «воде – путешественнице»? А вы внимательно слушайте.

Сказка «Вода - путешественница»

Однажды в теплый день отдыхала вода в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в легкий прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал в большие тучи. Им стало тесно, они начали толкаться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. И эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось, и в следующий жаркий день все началось сначала.

Беседа по содержанию  сказки:

- Вам понравилась сказка?

- Где отдыхала вода?

- Пригрело солнышко, вода нагрелась  от жары,  и во что превратилась?    

- Тесно стало тучам, стали они толкаться. Что дальше произошло с ними?

- Куда они обратно попали?

- Вот такой круговорот воды происходит в природе.

Физкультурная минутка «Тучка»  под музыку

Туча по небу плыла                  (Дважды большой круг руками перед собой)

Дождик за руку вела                 (Пр. рука берет за большой палец л.р., руки двигаются вправо  и влево)        

Он шагал на тонких ножках  (Пальцы левой руки смотрят вниз и двигаются)

В черных маленьких калошках.

Дождик всюду походил        (Постукивающие движения пальцев рук по      телу, начиная с головы до ног) 

На крылечке наследил              (Шлепки по коленам)

В теплой луже потоптался,      (Топаем ногами)

Топнул, шлепнул  и   умчался. (Топнуть одной ногой, топнуть другой, бег на месте)             

Работа в лаборатории (работа с раздаточным материалом)

 Столь прекрасна ли вода? А вы хотите узнать о свойствах воды?

- Я тоже. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (воспитатель одевает  халат). А еще мне  понадобится чемодан, в котором я принесла  приборы для опытов .

 В лаборатории есть свои правила:

- здесь нельзя шуметь и мешать друг другу;

- я буду задавать вопросы, а вы отвечать;

- вы будете делиться своим мнением;

- в конце занятия самые активные, аккуратные и умные получат значки.

- Я приглашаю вас занять свои места.  (Дети садятся за столы. Обращает внимание детей на осанку и ноги).

- Вода в природе находится в трех состояниях.  (Показывает картину.)

В жидком, это что? Ответы детей: реки, моря, родник (в стакане).

- В твердом? Ответы детей: - снег, лед.  (В случае затруднения воспитатель подсказывает и показывает).

- И газообразная – это тучи, пар, облака.  

- Итак, приступаем к работе, уважаемые лаборанты                                              Опыт № 1 

- Как вы думаете, у воды есть звуки?  (Ответы детей). 

Мы сделали вывод, что у  воды нет звука.  Какой мы сделали вывод?

( Воспитатель отмечает на схеме карточкой)

Дети закройте глаза и послушайте.   (включаю музыку.)

– Что вы слышите? (Шум воды).

-  Как вы думаете,  почему вода издает такой звук?

В случае затруднения: - Во время прилива вода ударяется о камни, поэтому мы слышим звук, который называют «Шум прибоя».

Опыт № 2

Когда  вы открываете кран, что происходит с водой?

- Правильно. Подвиньте лоток поближе, возьмите камни и положите их в контейнер с водой. Что происходит с водой? (Она выливается из сосуда).

- Да, правильно, вода льется через край, растекается, разливается. Почему?

(Она жидкая).

-  Мы сделали вывод, что вода жидкое вещество.  Какой мы вывод сделали? Отмечаем на схеме.

 Опыт № 3

-  Дети посмотрите  воду. Что вы видите? (камни).

- Я возьму стакан с  молоком, также положу туда камни. Вы их видите?

( нет).

- А в воде?     Значит какая вода? (Ответы детей).

- Мы сделали вывод, что вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная. Отмечаем на схеме.

- Я  возьму краску и капну в воду. Что произошло с водой?

- Она окрасилась.

-  Мы делаем вывод, что вода способна окрашиваться в тот цвет,  который  мы положим. 

 Опыт № 4

- Возьмите кусок ткани и положите ее в контейнер с водой. Что с ней произошло?( Она намочилась).

- Мы делаем вывод, что вода способна смачивать предметы. Отмечаем на схеме. Отодвиньте лоток в сторону.

Опыт № 5

Дети, как думаете, вода имеет запах? Возьмите стакан с водой  и понюхайте.

Не пахнет).

– Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха

Я возьму валерьянку и капну в воду. (Дает детям понюхать воду). Пахнет. Почему?  Значит,  вода приобретает запах того вещества, который мы с вами положили, т.е. валерьянки.

Опыт № 6

Возьмите стакан и попробуйте воду. Что вы можете сказать о вкусе воды..

Мы делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Отмечаем на схеме. 

- Ложечкой возьмите сахар, положите в воду и помешайте. Попробуйте. Какая стала вода?

А какая вода в море? Значит вода способна приобретать вкус того вещества, который мы положили.

Выводы по  третьей части.

- Что мы делали в лаборатории?

- Какие  выводы мы сделали?

- Вода не имеет звука;

- Жидкое вещество;

-  она бесцветная;

- способна смачивать предметы

- не имеет запаха;

- не имеет вкуса.

 Приглашаю детей на ковер.

- Дети, вспомните и скажите, где мы каждый день используем воду? (Воспитатель показывает картинку).

- Кому еще нужна вода?

- Молодцы. А сейчас мы послушаем  стихотворение о воде.

 (Ребенок читает стихотворение)

Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Без воды не может быть жизниПотому ее надо беречь. А как это нужно делать?

Рефлексия:  - Дети,  о чем мы с вами  сегодня говорили?

  - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня  работали, вы были прекрасными  работниками лаборатории. Я хочу вам  раздать значки «Юный лаборант».