Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соболь Любовь Владимировна

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_blokada_leningrada.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект НОД в подготовительной к школе группе:

                                           «Блокада Ленинграда»

Цель: 

- расширять представления детей о блокаде Ленинграда.

Задачи: 

- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны;

- расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме людей, детей, переживших блокаду;

- воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, чувства гордости и эмоционального сопереживания.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Предварительная работа: 

1.Разучивание стихотворений о блокаде.

Демонстрационный материал:

1. Презентация о городе – герое Ленинграде.

2. Картинки о войне.

3. Аудиозапись звуков войны.

1этап – мотивация:

Воспитатель: - Ребята, во время Великой Отечественной войны многие города приняли первый удар войны. Жители отважно сражались за свою землю. Многие города после войны получили звание город – герой. Всего городов – героев 13. Но, я хочу сегодня вам рассказать только об одном городе.   Наше занятие я хочу посвятить Дню снятия блокады Ленинграда, которое отмечался 27 января. Это очень памятная дата для Ленинграда.

Воспитатель: - А кто мне скажет, что такое блокада? (Ответы детей)

- Молодцы! А как назывались жители этого города?  

Дети: Ленинградцами.

2 этап – планирование детьми их деятельности

Воспитатель: - Вы хотите узнать о жизни ленинградцев во время блокады? - Из каких источников мы можем узнать о блокаде? (Ответы детей)

3 этап – реализация детского замысла

Воспитатель: - Много испытаний было у прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание. В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.

 - До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить построить город Ленинград и выстроить блокаду вокруг города, чтобы вы увидели и узнали, что такое блокада. Хотите попробовать это сделать? (Ответы детей) (Продуктивная деятельность. Дети выстраивают блокадный город из деревянного строительного материала). 

   В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду… Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Их было 900…это почти 2,5 года. Норма хлеба снизилась в 5 раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда – 125 грамм (Показать детям кусок хлеба). И всё, только вода. - Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили их для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города, защитим город и согреем его своим теплом. (Звучит песня «Вставай страна»). В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. - Вот и тогда все встали на защиту города.

Воспитатель: - Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха.

И тогда люди слышали такой сигнал.

(Звучит звукозапись военной тревоги)

- Люди бежали прятаться в бомбоубежище. Начинали свистеть и взрываться бомбы.

(Звучит звукозапись бомбёжки).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (Звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. - Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.

Дети:

Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить. –

   Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались в основном женщины, старики и дети. Все, кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники. В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет. - В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую симфонию» Дмитрия Шостаковича. Её ещё называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в Великой Отечественной войне.

(Звучит симфония)

  В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944 года город был освобожден от блокады. - Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников. На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. Давайте и мы почтим память всех тех, кто не дожил до Великой победы!

(Минута молчания)

Дети:

5. На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

6. Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти.

4 этап – рефлексия:

- Ребята, и мы с вами должны помнить о тех, кто нас защищал, о тех, кто подарил нам мирную жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»...

Конспект НОД с детьми в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на волшебную поляну»

Данный конспект способствует развитию интереса у детей к растительному миру, развивает выразительность речи, логическое мышление,  формирует научно – реалистические представления о растениях....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Вода – источник жизни»

Программные задачи:образовательные:- уточнять представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек: вода - источник жизни;- закрепл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в Птицеград»

Цель НОД Формирование ценностного представления о птицах родного края в познавательно – исследовательской деятельности, через виртуальную экскурсию «Путешествие в Птицеград».Зад...

КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим «Волшебница соль»

Продолжать расширять представление детей о соли, её свойствах, качествах и использовании....