КОНСПЕКТ НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Продолжать расширять представление детей о соли, её свойствах, качествах и использовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_sol_podg._gr.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

в подготовительной к школе группе

по ознакомлению с окружающим  

«Волшебница соль»

        

                    Составила:

воспитатель Дмитриева Н.Н.

        декабрь 2021г.

Цель: продолжать расширять представление детей о соли, её свойствах, качествах и использовании.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать знакомить детей с видами соли, её значением для жизнедеятельности людей и животных;
  • продолжать учить детей использовать соль, как средство для творчества;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей;
  • развивать творческие способности, воображение, любознательность;

Воспитательные:

  • закреплять умения соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью. (не пить воду с растворенной в ней солью; не трогать руками глаза, не отвлекать соседа во время проведения опытов и выполнения творческой работы)

Предварительная работа: Беседы: «Что мы знаем о соли?», «Свойства соли»;

чтение сказки «Соль», загадывание загадок про соль, рассматривание иллюстраций о добыче соли, беседы об использовании соли в медицине, кулинарии.

Материал: соль, одноразовые стаканчики, чайные ложечки, лупы, тарелочки, гуашь краски, кисточки, салфетки, 2 яйца, стаканы с водой, клей, картон голубого цвета.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, когда я утром пришла в детский сад, на пороге нашей группы увидела посылку вместе с письмом. Она наверно адресована вам. Давайте прочтём письмо и узнаем от кого эта посылка и что в ней находится, слушайте внимательно.

Воспитатель читает письмо: Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы, и слышала, что вы много знаете о природе. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте!

Воспитатель загадывает загадку о соли:

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже…

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль,

Если пожалели …. соль.
– Ребята, догадались? Ну, конечно, это (соль). Сегодня мы с вами поговорим о свойствах и качествах соли.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт в виде крупинок белого цвета.

– Соль бывает каменная – неочищенный натуральный продукт.

– Соль бывает поваренная – это очищенная промышленным способом каменная соль.  

– Морская соль – один из самых полезных видов соли, обогащена минералами.

– Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя: её используют для лечебных ванн.

– Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? (Ответы детей)

Воспитатель: Соль необходима всем людям: для пищеварения, костей и мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья, поэтому употреблять её нужно  в умеренном количестве.

Скажите, где люди используют соль? (ответы детей)

Воспитатель: 

  1. В приготовлении продуктов питания. (Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи)
  2. В консервировании овощей. (Соль применяется при засолке овощей, так как она сохраняет продукты длительное время)
  3. Соль применяют в медицине. (Соль помогает при ангине: полоскание горла соленым раствором. Промывают солёным раствором нос при насморке. Посещение соляных пещер)

Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшает состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.

  1. На улице. (На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. А что происходит, если посыпать снежные дорожки солью? (ответы детей)

    5.   Соль нужна не только человеку, но и животным. (Лесники   раскладывают соль в кормушки для лесных зверей)

Воспитатель: Откуда берется соль?  (варианты ответов детей)

Соль добывают в соляных шахтах, в соляных озерах и морях, соляных пещерах.

Давайте посмотрим, как добывают соль. Соль может лежать под землёй в виде толстого слоя или на земле в виде огромных гор.   (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Где используют соль…» вы будете   передавать   мешочек с солью и отвечают на вопрос)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где проведем чудо-опыты.

хлоп-хлоп

топ-топ, повернись,

и в волшебной лаборатории очутись!

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила поведения при проведении опытов (не пить воду с растворенной в ней солью; не трогать руками глаза, не отвлекать соседа во время проведения опытов и выполнения творческой работы).

Опыт 1. Какое соль вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Воспитатель: Возьмите щепотку соли и пересыпьте её в тарелочку. Какая соль? Сыпучая не сыпучая? (ответы детей)

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая.

Опыт 2. Из чего состоит соль

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

 Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. Но если

внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт 3. Соль хрустит.

Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

 Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».

 А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт 4. Соль растворяется в воде.

Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,

Что произошло с солью? (Соль растворилась)

Вывод: соль растворяется в воде.

 Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.

Опыт 5. Раскрашивание соли. (У каждого ребенка разный цвет краски)

Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.

Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью.

Что с ней произошло? (она закрасилась)

Вывод: соль закрасилась.

Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.

Ребята мы с вами провели несколько опытов с солью и сделали выводы (ответы детей).

Опыт 6. «Плавающее яйцо»

А теперь я вам покажу такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная.

Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет).

А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)

Вывод: в солёной воде яйцо не тонет.

Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

Музыкальная физминутка «Снег руками нагребаем»

А ещё соль можно использовать в творческой деятельности.

Сегодня мы с вами будем делать аппликацию из соли, а кого, вы узнаете из загадки.

С Дед Морозом всюду ходит,

Помогает он всегда,

С ярким носом, в модном шарфе,

Его лепит детвора! (Снеговик)

Воспитатель: Для того что бы выполнить аппликацию необходимо: нарисовать силуэт снеговика, нанести клей на силуэт, а затем засыпать его солью. Прижмите соль к картону используя салфетку, используя чёрную краску, нарисовать глаза и красной краской нос.

Воспитатель: Какие замечательные снеговики у вас получились! Наше занятие подошло к концу. Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль необходимый продукт и интересный материал для опытов и творчества.  Приглашаем наших гостей посмотреть работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?»...

Конспект НОД с детьми в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на волшебную поляну»

Данный конспект способствует развитию интереса у детей к растительному миру, развивает выразительность речи, логическое мышление,  формирует научно – реалистические представления о растениях....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «В мире профессий. Знакомство с профессией "шоколатье"» (с проведением мастер – класса)

Цель: Вызвать у детей  интерес к разным видам профессий, способствовать обогащению знаний и навыков при знакомстве с профессией - шоколатье. Задачи:Закрепить  знания детей о профессиях ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Вода – источник жизни»

Программные задачи:образовательные:- уточнять представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек: вода - источник жизни;- закрепл...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром: "Блокада Ленинграда"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие в Птицеград»

Цель НОД Формирование ценностного представления о птицах родного края в познавательно – исследовательской деятельности, через виртуальную экскурсию «Путешествие в Птицеград».Зад...