Путешествие в Арктику
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дмитриевских Ольга Владимировна

конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы

(социально-коммуникативное развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_arktiku_izmenyonnoe.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в Арктику

конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы

(социально-коммуникативное развитие)

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Музыка»

Образовательные задачи:

  • Дать представление об особенностях географического положения Арктики
  • Познакомить детей с природными условиями Арктики и её обитателями
  • Сформировать представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
  • Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Арктика» (айсберг, глобус, северное сияние), способствовать по развитию связной речи
  • Закрепить правила безопасного поведения в транспорте

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы
  • Упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения
  • Развивать у детей познавательный интерес к деятельности
  • Способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики
  • Развивать у детей потребность заботиться о своём здоровье        

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности
  • Формировать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде
  • Воспитывать бережное отношение к природе, животным

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «путешествие в Арктику», «Следы животных», глобус, трафареты животных, настольная лампа, ёмкости для снега, полоски бумаги, ёмкости для снега, влажные салфетки, тонированный  лист бумаги, клей, манка, мука, шерстяные нитки.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская

Ход:

1. Организационный момент (укрепление эмоционального контакта) - Приветствие

В: - Ребята, сегодня в Интернете я нашла информацию о том, что в Арктику отправляется экспедиция учёных для проведения исследований и им нужны помощники. В исследование нам поможет презентация, мы периодически будем к ней обращаться.

  • Вы знаете, что такое Арктика? Где она расположена? (Материк. Северный полюс. Самая северная точка земли). 

Слайд 1, (с изображением Арктики).

  • Кто такие учёные? (Это люди, которые проводят различные исследования)
  • Для чего проводятся исследования?

В: - Итак, ребята, Арктика – самая северная точка Земли. Давайте проверим, действительно ли это так? Что нам может помочь в этом подтверждении факта? С помощью чего можно удостовериться? (На карте, с помощью глобуса)

А что такое глобус? (Это миниатюрная модель Земли). Находят на глобусе и карте.

В: - Ребята, давайте поможем учёным провести часть исследований по Арктике.

Слайд 2,3 (с изображением экспедиции учёных)

Как вы считаете, что мы можем исследовать? (ответы детей). Арктика – очень экстремальная территория, к путешествию надо быть заранее подготовленным: собрать тёплые вещи, продукты, оборудование, подготовить организм к сложным условиям (например, массаж биологически активных зон на теле – у нас с вами есть определённые точки, которые массируются для профилактики простудных заболеваний).

Массаж

Чтобы горло не болело,

мы его погладим смело

Поглаживают ладонями шею сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать,

надо носик растирать

Указательным пальцем растирать крылья носа

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком

прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»

«Вилку» пальчиками сделай,

массируй ушки ты и шею.

Раздвигают указательный и средний пальцы и растирают точки впереди и сзади за ушами

Знаем, знаем, мы всегда,

нам простуда не страшна!

Потирают обе ладони

В: - Ребята, на сегодняшний день материк Арктика считается самым загадочным и в его исследовании принимают участие учёные разных стран. Вопросы исследования самые разные: обитатели, погодные условия) Что можно сказать  о погоде в Арктике? (Ответы детей). Давайте сравним погоду в нашем городе и погоду Арктики. Для выполнения задания нам нужно разделиться на две команды (в соответствии со цветом бейджиков): перед вами расположены картинки, рассмотрите их, ВЫБЕРИТЕ КАЖДЫЙ СЕБЕ ПО ОДНОЙ КАРТОЧКЕ, одна команд а моделирует погоду зимой в Арктике, вторая – в Тюмени. В чём сходство-отличие?  

Слайд 4 (погодные условия).

В: - Ребята, продолжаем исследования: следующий вопрос, на который необходимо найти ответ «Почему не тает снег в Арктике?»

        Что произойдёт со снегом и льдом, если их поместить в разные условия.

Опыт со снегом и льдом (групповая работа)

Помещают снег и лёд под настольную электролампу, второй образец выносят на улицу и оставляют на некоторое время. Через некоторое время возвращаются к наблюдению и обобщают  наблюдение.

Вывод: При более низких температурах снег не тает. Когда есть источник тепла - снег тает. Значит, в Арктике очень холодно, поэтому снега много и он не тает.

Слайд 5 (Арктические торосы)

В: - Арктика хоть и суровый край, малообитаемый, но всё же на нём приспособились к жизни животные. Помогите мне назвать их. Чтобы вам было легче, я назову вам разные загадки.

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.    Олень

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.     Заяц

В океане тёмно-синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую, не дрожа.

 Белый медведь

Где мороз и холодина,

В океане ходит льдина.

У него дружков не счесть,

Брюшко беленькое есть.

Он на льдине не один,

А зовут его ….             Пингвин

В Заполярье белый лис гуляет

Мышек маленьких пугает.

Очень хитрый он ловец,

Как зовут его?   Песец

Кто живёт в морях холодных,

Среди айсбергов огромных?

Шевельнутся ему лень,

Спит весь день на льду…

Тюлень

Догадайтесь, что за птица:

Ночью ей совсем не спится,

Не поможет сон-трава,

Только днём заснёт…

Сова

Возит нарты он весь день,

Транспорт Арктики …..

Олень

Прыгай в прорубь, не дрожи!

Закаляйся, как ….Моржи.

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море есть и в море спит.

Так живёт на свете…     Кит

Слайд 6,7 (животный мир Арктики)

В: - Учёные сфотографировали следы животных и просят помочь определить, каким животным они принадлежат. Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу! Каждой паре  предлагается цепочка следов, к которым необходимо подобрать соответствующее животное из нескольких вариантов.

В: - Следующий вопрос для исследования: почему животные Арктики не мёрзнут? Что можно о них сказать? (У животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть). Давайте проверим это предположение:

Опыт с бумажными полосками (Работа в парах)

Детям раздаются по две полоски: сухая и промасленная. Опуская в воду полоски – выясняют, какая из них быстрее намокнет и почему.

Вывод: Полоска, смазанная жиром, отталкивает воду, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух, поэтому животные и птицы не мерзнут.

В: У каждого континента есть свой символ. Например, у Австралии это кенгуру. Как вы думаете, какое животное символ Арктики?  

Просмотр фрагмент м/ф «Умка ищёт друга»

В: - Узнали мультфильм?

- Как называется мультфильм?

- Как зовут главного героя?

- Как вы думаете, от чего грустит медвежонок в конце этой сказочной истории? (От того, что у него нет друга). Давайте с вами сейчас поможем Умке обрести друзей..

Продуктивная деятельность: Коллективная работа «Арктические животные»

В: - Ребята, все задания, которые нам оставили ученые мы выполнили.

Чем больше всего запомнилось путешествие в Арктику?

Какое задание было самым трудным для вас и почему?

Что нового вы узнали, что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о нашем путешествии?

В: - Мне сегодня было очень приятно с вами путешествовать. Мне кажется занятие путешественника-исследователя – очень интересная профессия и кто-то из вас в будущем обязательно выберет эту профессию.