конспект нод в средней группе "Поможем Маше вылепить посуду"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

денисова юлия ивановна

Экспериментирование с песком и глиной в средней группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД «Поможем Маше вылепить посуду»

Занятие по познавательно – исследовательской деятельности (экспериментирование)

Средняя группа

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №48» Денисова Ю.И. г. Брянск 2014год

Задачи:

Образовательные:

  • Подвести к пониманию того, что песок и глина – полезные ископаемые
  • Дать представление о том, что песок состоит из песчинок, песок сыплется, движется, пропускает воду, намокает, мокрый не сыплется; а глина состоит из слипшихся частичек,

не пропускает воду;

  • Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
  • Обобщить ранее полученные знания о свойствах песка и глины.
  • Формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную активность.
  • Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор
  • Воспитывать любознательность ,взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория,  сыпучий, пластичная.

Предшествующая работа:

  • Игры  с песком в песочнице
  • Рисование на сыром и сухом  песке
  • Рассматривание Дымковских и Филимоновских игрушек.
  • Лепка по мотивам глиняных игрушек

Оборудование:

  • Тарелки пластиковые (по кол-ву детей)
  • Лупы (по кол-ву детей)
  • Формочки по кол-ву детей с влажным песком
  • Воронки, стаканы, салфетки бумажные, влажные
  • Глина сухая и сырая, влажные салфетки

  • Дымковские и филимоновские игрушки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадки:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,
   Он и на стройке, и на пляже,
                     И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Как вы думаете, что это?

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)

В: Вы отгадали правильно. Сегодня мы с вами поэкспериментируем с песком и глиной и узнаем много нового, будем действовать как настоящие ученые. Стук в дверь. В гости к детям приходит Маша.

Маша: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда. Я пришла в гости к Мише и стала хозяйничать на кухне. Нечаянно я разбила тарелки. Я делала  тарелки из песка, но у меня ничего не получилось. Я боюсь признаться Мише. Помогите мне! Я не знаю из чего слепить тарелки.

В.: Маша не знает свойств песка и глины. Давайте поможем ей в нашей лаборатории разобраться.

Опыт 1. с сухим песком

 На столе стоят тарелки с сухим песком и сырым, лупы.

В:

У вас на столе стоят тарелочки.

--Что насыпано в тарелках? (песок)

--Какой песок, потрогайте пальчиком (сухой)

--Сейчас мы его рассмотрим. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок.

-- Из чего он состоит? (из песчинок)

--Какого цвета песок? (желтого)

--Возьмите в кулачок  песок и мелкой струйкой сыпьте на тарелку.

-Что можно сказать о песке? (он сыплется)

--Можно из сухого песка лепить тарелки? Давайте попробуем.

( У детей ничего не получилось)

Вывод: сухой песок желтого цвета, состоит из отдельных песчинок, сыпучий.

Опыт 2. с сырым песком . на столе тарелки с сырым песком)

- Потрогайте аккуратно пальчиком. Какой песок в тарелке? (сырой).

Как думаете, можно ли из него лепить?

 Давайте попробуем. Возьмите в ладошки сырой песок и сделайте тарелочку.

 А теперь возьмите салфетки и вытрите руки.

--А что произойдет с тарелочкой,  когда высохнет песок? (рассыпется)

--Маша, вот почему у тебя ничего не получилось.

 Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, Поэтому песочные тарелочки так легко рассыпаются.

3Опыт: Проходит ли вода через песок (воспитатель) 

Опыт с песком. Потребуется 2 стаканчика, 1 воронка, 1 фильтрующая салфетка.

Воспитатель берет стакан с водой и наливает медленно воду в стакан с воронкой. В воронке фильтрующая салфетка и песок.

--Дети, что вы наблюдаете? (Вода хорошо проходит через песок)

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки  не скреплены между собой, между ними есть свободное место (На доску поставить схему).

Физминутка «Песчинки»

Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели.  Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

В: Давайте, подойдем к другому столу и продолжим наши опыты.

Опыт 1. (с сухой глиной)

--Что лежит на тарелке? (глина)

--Возьмите кусочек глины в руки.

--Какого она цвета?

--Попробуйте ее разломать? Если глина не ломается, значит она какая? (сухая, твердая)

--Рассмотрите в лупу, из чего она состоит? (частицы глины плотно прижаты друг к другу, но при ударе рассыпается.

--Можно из сухой глины лепить? (ответы детей)

--Как сухую глину превратить в мягкую? (ответы детей)

Воспитатель на сухой кусочек глины наливает воды. Дети пальчиком трогают глину. Глина стала мягкой.

Опыт 2. Проходит ли вода через глину. : (воспитатель)

Потребуется 2 стаканчика, 1 воронка, 1 фильтрующая салфетка.

Воспитатель берет стакан с водой и наливает медленно воду в стакан с воронкой. В воронке фильтрующая салфетка и глина.

--Дети, что вы наблюдаете? (Вода не проходит через глину)

Значит, глина не пропускает воду. Вот это свойство глины и использует человек.

В: А как он использует глину? (Из глины человек делает разную посуду.)

--Есть ли в нашей группе изделия из глины? (ответы детей)

В: С древних времен керамические изделия служили человеку. Повсюду, где имелись природные запасы глины, мастера-гончары создавали разнообразные по форме  горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту. Многие предметы не только исправно служили человеку, но и становились, но и становились произведениями искусства.

Вот, Маша, оказывается, какая интересная, необычная глина!.  

--Как, вы, думаете можно из нее вылепить тарелки? Почему? (ответы дете)

Вывод: Глина липкая, пластичная, мягкая, из нее хорошо лепить посуду и игрушки. Вот Маша, из глины ребята вылепят тарелки.

Перед лепкой давайте поиграем в игру «Собери картинку»

Игра «Собери картинку»

Мальчики из разрезанных картинок собирают кружку, а девочки тарелку.

( На столах)

--Что собрали мальчики?

--Что получилось у девочек?

В: Молодцы, ребята, быстро справились. Посуда очень красивая. Такая посуда понравится Маше. Проходите за столы.

--Посмотрите, какая глина лежит на дощечке? (ответы детей)

--Давайте попробуем для Маши слепить тарелки.

(Выполнение лепки тарелки. Вылепленные тарелки воспитатель ставит на поднос)

--Маша, смотри сколько тарелочек вылепили дети для тебя. После высыхания тарелочки будут прочными.

Маша благодарит ребят за помощь. На этом наши исследования закончены.