Проект "Моя родословная"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Грачева Анна Николаевна

Образовательный проект "Моя родословная" для детей подготовительной группы и их родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodoslovnaya.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Моя родословная» в подготовительной группе

Грачева А.Н., МБДОУЦРР детский сад№28 «Огонек», воспитатель I квалификационной категории

Образовательный проект «Моя родословная»

Данный проект предназначен для детей подготовительной     группы  детского сада и их родителей.

 Постановка проблемы.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.

Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений, для укрепления в сознании ребёнка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развития речи (монологической и диалогической). Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребёнка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.

 Классификация проекта.

Классификация

Проект

Доминирующая деятельность в проекте.

Исследовательская, поисковая, творческая.

Предметно – содержательная область.

Межпредметный проект.

Характер координации проекта.

Непосредственный, гибкий.

Характер контактов.

Среди участников одной группы детского сада, родителей.

Количество участников проекта.

Индивидуальное.

Продолжительность.

3 месяца.

Вид презентации.

Устный доклад, стихотворение.

Учебные предметы

Вопросы интеграции

Через различные виды деятельности: занятия, беседы, наблюдения.

Через ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, аппликацию, ручной труд.

        

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы знания о своей семье, родне. Отсутствие интереса родителей к нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель проекта: Укрепление связи поколений в семье, сплочения членов семьи.

 Задачи проекта:

1) Развивать интерес к своим родным и близким;

2) Формировать познавательный интерес к изучению истории и традиций своей семьи;

3) Воспитывать любовь к родному дому;

4) Формировать у детей представления об отношениях родства;

5) Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии;

6) Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.

Идея проекта: Укрепление связи поколений в семье.

          Проблемные вопросы: 

 Как появилась моя семья?

 Кто я?

 Кто были мои предки?

Целевые группы

Их интересы

Дети 6-7  лет

Наличие интереса к жизни своей семьи, потребности общаться со сверстниками, мотивация к игровой деятельности

Родители

Просветительная работа с родителями по пропаганде нравственно - патриотического воспитания среди родителей. Развитие коммуникативных функций речи детей. Обретение нового опыта участия в общественной жизни.

Педагоги

Реализация творческого потенциала.

Привлечение общественного внимания к проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения

Механизм реализации проекта  

Этапы проекта

Сроки этапов

проекта

Задачи этапов проекта

I этап

(подготовительный)

15 октября – 10 ноября

- опрос детей: «Что я знаю о семье?» ;

- анкетирование родителей по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание»;

- определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап

(основной)

10 ноября – 20 января;

Содержание деятельности педагога:

С детьми:

- Беседы: «Моя семья», «Рядом или вместе?», «Моя родня», «Что такое род, родня»

- Занятия из цикла «Я и моя семья»

  1. «Моя мама».
  2. «Семья и родной дом»
  3. «Родные люди»
  4. «Что такое родословная»
  5. «Образ моей семьи»

- Дидактические игры «Где-то в шумном городе», «Какая моя мама»

- Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Дочки-матери», «Семья»

- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

- Разучивание песен, стихов, пословиц на семейную тематику;

- Развлечение «День матери»;

- Видео-презентация: «Мама милая моя»;

- Оформление альбома «Вся семья вместе – душа на месте»

- Изготовление поделок к празднику для мам

С родителями:

- консультация «Нравственное воспитание детей», «Способы оформления родословной»

- беседа «Семейные традиции».

Содержание деятельности родителей:

- Рисунки совместно с детьми: «Моя семья»;

- изготовление родословной;

- участие в утренниках;

- участие в оформлении выставок в группе;

- подготовка к презентации  своей родословной.

III этап

(заключительный)

20 января – 30 января

- Презентация детьми «Древа семьи» - развлечение «Моя родословная»

 Ожидаемые результаты:

1. Дети узнают  больше о своей семье, своих корнях: о членах семьи, традициях,  близких и дальних родственниках

2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений, сплочению поколений в семье.

Оценка результатов  

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, произошло укрепление внутрисемейных связей воспитанников – улучшились взаимоотношения между детьми, родителями, бабушками, дедушками; родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Следующий этап моей работы с детьми по формированию нравственно – патриотического воспитания это краткосрочный проект «Жить – Родине служить».        

Развлечение «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

          Программное содержание.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать у детей любовь к близким, родным людям: папе, маме, бабушке, дедушке, сестрам, братьям, к родному дому.

2. Вызвать чувство гордости за свой род, за, что они являются маленькой частичкой большой семьи.

3. Вызвать положительный эмоциональный всплеск от общения с родными людьми, от ощущения причастности к большой семье.

Образовательные задачи: закрепить у детей  понятия «Род», «Родня», «Генеалогическое Древо», учить в рассказах о семье,  использовать их.

Психологические задачи: почувствовать себя свободно и раскрепощено в присутствии родных людей, выразительно исполнять песни, читать стихи, охотно играть в предложенные игры.

Предварительная работа: беседы о семье, роде, разучивание песен и стихов, изготовление совместно с родителями своих родословных, составление рассказов на заданную тему о семье.

Ход мероприятия.

                                                В семейном кругу мы с вами растем

                                             Основа основ – родительский дом.

                                            В семейном кругу все корни твои,

                                         И в жизнь ты входишь из семьи.

                                                  В семейном кругу мы жизнь создаем,

                                              Основа основ – родительский дом.

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, ребята!  Сегодняшний вечер мы решили провести вместе и посвятить его нашим самым дорогим людям, нашим родным – нашей семье.  Воспитывать любовь и уважение к своим  родным и близким мы начали с самого раннего возраста.  За 4 года в детском саду было проведено много мероприятий по этой теме.  Во всех конкурсах, праздниках, выставках вы, семьи наших воспитанников, принимали самое активное участие.

Мы с ребятами знаем, что наши мамы и папы, бабушки и дедушки самые активные,  дружные, отзывчивые - лучшие на свете.

 Предлагаю в этом убедиться и посмотреть как это было.

(презентация о проделанной работе по теме «Я И МОЯ СЕМЬЯ»)

К нашему семейному вечеру дети подготовили стихи.

Папу с мамой берегу

Папа жалуется:

-Что-то утомляюсь от работы!

Мама тоже:

-Устаю, на ногах едва стою!

Я беру у папы веник!

Я ведь тоже не бездельник!!!

После ужина посуду

Сам помою - не забуду!

Папу с мамой берегу!

Я же сильный! Я смогу!

Воскресенье

Воскресенье - Вам везенье!

Воскресенья так нужны,

Потому что в воскресенье

Мама делает блины!

Папа к чаю чашки моет,

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем!

А в окошко льется песня

Я и сам запеть готов

Хорошо когда мы вместе,

Даже если без блинов

                                                 

Семья

Мне бабушка сказку расскажет

И сделает сладкий пирог

И даст мне не много пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я смог!

                                             А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесет, молоток.

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

                                               А папа возьмет на рыбалку

Расскажет о травах лесных

Мы рядом, немного в развалку,

Пойдем мимо елей грибных

                                              А мама, склоняясь над кроваткой,

спокойную песню споет.

          На цыпочках выйдет украдкой,

И добрые сны позовет.

                                               А в окно врывается ветер.

Я думаю долго, не сплю

Ну чем мне на это ответить?!

                                            Я просто их очень люблю!

 Ребята, давайте споем песню «Когда моя семья со мной» (Минусовка  «Если с другом вышел в путь»)

                            Рассказать хочу вам я -

                            От друзей не скрою.

                            Дом родной, моя семья -

                            Самое родное!

                            Припев.  Что мне снег, что мне зной,

                                            Что мне дождик проливной –

                                             Когда моя семья со мной!

                           Мамой я своей горжусь –

                           Всех она дороже!

                           Если где-то ошибусь –

                           Мамочка поможет!

                 Припев

                                         Есть ребята у меня –

                                         Папа самый лучший!

                                         И скворечник починить –

                                         Он меня научит!

                           Припев

Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Вместе с родителями вы составили свою родословную.

При оформлении  генеалогического древа проявили творчество, фантазию.

Давайте посмотрим выставку ваших работ.

Предлагаю вам весело и интересно рассказать о своей семье, о своем роде.

Рассказ 2-3 детей о своей родословной.

Предлагаю немного отвлечься и поиграть.

  1. Игры с мамами и девочками «Бусы для мамы» (кто быстрее соберет бусы), «Кукла для дочки» (из подручных материалов)
  2. Игры с папами и мальчиками «Построй дом» (из конструктора)
  3. Игры с бабушками. Конкурс частушек.
  4. Игра для семьи «Приготовь уху» (папа ловит, ребенок носит маме, мама варит)
  5. Конкурс «Закончи пословицу»

       Уважай отца и мать, будет ……

       В гостях хорошо, а ….

       У кого есть бабушка и дед, тот

       Не страшна и туча, если …

       Птица радуется весне, а….

       При солнышке тепло, …….

Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных, предках. Интересные истории о том, «почему меня так назвали»  расскажут Алиса и Каролина.

 С помощью родословных мы изучали географию, потому что родственники наших ребят живут в разных городах и странах ( Акулина, Данил, Ксюша)

 Много нового дети узнали о профессиях своих родных. В нашей группе есть ребята,  родственники которых имеют редкие профессии (рассказ Марины, Димы). А еще среди наших   семей наших ребят есть  настоящие династии (Данил, Акулина)

При изучении родословных мы узнали интересные факты (рассказ Кирилла о тетях-двойняшках )

Вот какие замечательные рассказы и истории  вы узнали о семьях своих и своих друзей. И вам надо гордиться этими людьми, историями, ведь ничего нет ближе и дороже родного дома, родных людей – папы, мамы, дедушки, бабушки.

В праздник наш, такой желанный,

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

        

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить

Вот и закончился наш праздник «Моя родословная». Будьте здоровы и берегите друг друга!

Вручение грамот. Чаепитие.

Памятка для родителей

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи и подготовиться к участию в проекте «Моя родословная».

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

2. Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии?

3. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

4. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите ребенку некоторые из них.

5. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?

6. О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

8. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

9. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?

10. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников?

11. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

12. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

13. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

14. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

15. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги?

16. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

Источники информации, для оформления родословной

1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.

2.Источники документальной информации.