Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы живем в России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мальцева Ирина Анатольевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы живем в России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennnye_simvoly_rossii.docx259.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Мы живем в России»

Программное содержание: - воспитание патриотизма, уважительного отношения к символам

(флаг, герб, гимн);  развитие интереса к истории и культуре родной страны;  развитие познавательного интереса, расширение кругозора в области государственной символики;

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций, картинок, прослушивание магнитофонных записей, чтение стихов.

Оборудование: Монеты, паспорт, изображения древних стягов, документы с гербовой печатью, изображения современного флага, герба, аудиозапись гимна России, изображения флагов разных стран, карта России,  аудиокассета с записью инструментальной музыки, магнитофон.

Ход занятия.

Воспитатель. Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Есть страны большие, есть маленькие. Ребята, а в какой стране живем мы с вами?

C:\Users\Алёна\Desktop\карта.tif

 Дети отвечают.

 Воспитатель. Правильно, у нашей страны удивительное и красивое звучное имя – Россия Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (воспитатель показывает указкой границы страны, а затем дети сами показывают границы России). А какая Россия по величине?

 Дети. Большая, огромная.

 Воспитатель. Правильно. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней. Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Вот такая большая страна.

 Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»?

 Дети отвечают.

 Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правы. Потому родная, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, в ней все для нас родные. Здесь жили наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы.

Наша Родина  - государство  очень древнее, оно возникло много лет назад.

В те далекие времена не было ни городов, ни домов в которых мы сейчас живем. Были маленькие деревянные домики по берегам рек, в которых жили наши предки.

 Предки это люди,  от которых мы произошли. Наши предки это восточные славяне.  Главным у славян был князь. Одного вы уже знаете. Это Юрий Долгорукий. Много княжеств было в Древней Руси. И князья часто сорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги князья объединялись и побеждали своих врагов. Наконец князья поняли, что если они обединяться на всегда все вместе они будут сильнее. Им будет легче только воевать, но и трудиться, тогда их никто не сможет победить. Князья объединились самым главным у них стал Иван !!!

Все остальные князья ему подчинялись.  Так образовалось  русское государство. Оно стало большим и сильным. Раньше у каждого князя был свой герб, теперь у российского государства появился свой  новый герб. Он и сейчас является гербом  нашей страны.

       

 Что вы изображено в центре щита? (орла)

Какой он? Расскажите о нем. (он с двумя головами, у него подняты и расправлены крылья)

Почему же на гербе изображен орел?  Орел это сильная птица, и государство значит сильное и непобедимое.  Но почему у орла две головы?

У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг . А что над головой у орла? (корона)

А что вы видите на груди орла? (Щит)

Подумайте, вам знаком этот щит? (Да)

– Какого города этот герб? (Города Москвы)

– Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

Попробуйте описать герб Москвы.

– На красном щите нарисован всадник на белом коне. Он убивает копьем змея.

– Вы правильно описали щит на груди орла. Мы видим всадника, поражающего копьем дракона.

– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

 – всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

 Герб можно увидеть на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах.

                                 

 Воспитатель. Россия – это государство. А кто из вас знает, как называется столица нашего государства?

 Дети отвечают.

Посмотрите, какая красивая столица нашей Родины - Москва! Чем столица отличается от других городов? (Это главный город страны. Сердце Москвы – Красная площадь и древний Кремль. В Кремле работает наше правительство и президент. Президент – самый главный человек в нашей стране. А кто из вас знает, как зовут нашего президента?

 Дети отвечают.

 Воспитатель. Правильно, Владимир Путин. Дети, как вы  думаете, какая главная задача у президента, что он прежде всего должен делать? (Заботиться, чтобы в нашей стране все народы жили мирно и дружно, вместе трудились: выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома).

Где работает президент? (В Кремле.) Посмотрите на панораму Кремля и попробуйте определить, в каком здании работает президент.

 

(В здании с флагом на крыше.)

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, это резиденция Президента Российской Федерации. Над всеми самыми важными зданиями нашей страны развевается Государственный флаг России.

 

У каждого государства, ребята есть свои отличительные знаки государственные символы. Вы знаете их? Да, это герб, флаг и гимн. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (Показывает флаг). У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого свой цвет и рисунок. Ребята, а что вы можете рассказать о флаге России?

Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех полос  трех цветов: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного.

Три полоски флага – это неспроста:

 Белая полоска – мир и чистота,

 Синяя полоска – это цвет небес,

 Куполов нарядных, радости, чудес,

 Красная полоска – подвиги солдат,

 Что свою Отчизну от врагов хранят.

 Он страны великой самый главный знак –

 Доблестный трехцветный наш российский флаг!

   Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации русских национальных костюмов.

 Русский народ издревле использовал красный и синий цвета в украшении своей одежды. Русские крестьянки красными и синими нитями вышивали затейливые узоры на белых тканях.

Белый, синий красный эти цвета русский народ считал самыми красивыми. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета использованы?

 

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу.

Где вы видели Государственный флаг?

 В торжественные дни, государственные праздники вывешивается российский флаг на общественных зданиях, школах.

 

 – А еще где можно увидеть Государственный флаг?

Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, автомобиле Президента, боевых кораблях и  самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют  Российскими флагами.

  

Флаг  поможет узнать, из какой страны прилетел самолёт. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.

       Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют  Российскими флагами.

 Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображён и на майке спортсмена. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.

   

      Очень часто президенты и руководители, члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около места их встреч вывешиваются флаги этих государств.

В старину наши предки славяне вместо флага использовали шест. Привязывали к его верхушке пучок травы, веток, украшали лентами, колокольчиками, перьями. Называлось это стягом. Главным назначение стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли. Шло время. Стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были красного цвета. Стяг предавал уверенность и мужество воину. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги – древко, полотнище. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображение святых – “знамения” (“священные знаки”). Так появилось слово – знамя. Стяги, знамена, флаги нужны для того , что бы объединять людей, воинов.

                                          

– В те времена Россией правил царь. По приказу царя строили первые военные корабли. Главный и самый большой корабль назвали горда – “Орел”. Для военного корабля потребовался опознавательный знак, который говорил бы о принадлежности корабля Российскому государству. Таким опознавательным знаком стал флаг. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине красного цвета ввёл Пётр -1.

  Пётр-1 утвердил бело-сине-красный флаг без рисунка для торгового флота. А для военно-морского он утвердил Андреевский флаг ( белое полотнище и синий косой крест).

  

   Звучит запись песен времён Великой Отечественной войны, посвящённые Дню Победы.  

     -  В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор,  с Советским Союзом ( так раньше называлась наша страна). В течение долгих четырёх лет наш народ мужественно сражался с врагом. В тяжёлых сражениях освободил он свою Родину от фашистских захватчиков. Над куполом главного здания вражеской столицы Берлина – рейхстага – взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя и стало символом Великой Победы. В наши дни Знамя Победы – это также символ памяти. Благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой завоевавшим возможность мирной жизни для всех нас.

 

       Такие же почести, как и государственному флагу России, воздаются красному знамени Победы. Когда началась ВОВ, наши солдаты воевали с фашистами под красными знаменами. С давних времен считалось, что пока не захвачено в плен знамя противника, победы над врагом быть не может. Поэтому оно охранялось и если солдаты гибли, знамя выносили с поля боя. Благодаря мужеству и героизму наших солдат мы одержали победу. Наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называется Рейхстагом, был поднят наш красный флаг победы.

     -  Как вы думаете, ребята, когда вывешивают государственный флаг Российской Федерации? ( Варианты ответов детей)

      -  А в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы. Во время парада на Красной Площади в Москве, в момент возложения цветов к могиле Неизвестного солдата).

Однажды вечером Ваня и Марина вместе с мамой играли в настольную игру «Лото» (начинает рассказ воспитатель). Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации.

И вдруг заиграла музыка, и все встали.

                           

Ваня и Марина в один голос спросили у папы:

 – А почему все встали?

 –  Потому что звучит гимн. – Ответил папа.

 – А что такое гимн и почему его слушают стоя?

 Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. Начал свой рассказ папа.

 У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Звучит он в праздники, на особо торжественных мероприятиях. Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы. По звучащему гимну, можно определить из какого государства приехали гости.  Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио. Вот такая история.

 – Ребята. А вы хотите услышать гимн нашего государства?

 Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

Слушание гимна (аудио запись).

Гимн России был написан композитором А.В.Александровым и поэтом С.В.Михалковым.

 Во время исполнения гимна (продолжает рассказ воспитатель), все поворачивают голову в сторону Государственного флага.

Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом учёным, известным деятелям культуры, спортсменам вручают награды. Молодые воины российской армии принимают присягу на верность своему отечеству.

Герб страны – орел двуглавый

Гордо крылья распустил,

Держит скипетр и державу,

Он Россию сохранил.

 Воспитатель. А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

 Физкультминутка.

 На параде,

 Как солдаты мы шагаем, ряд за рядом,

 Левой — раз, левой — раз,

 Посмотрите все на нас.

 Все захлопали в ладошки —

 Дружно, веселей!

 Застучали наши ножки

 Громче и быстрей! (Ходьба на месте.)

Это Россия – страна, где мы родились и живём. Как можно сказать про нашу страну, какая она?

Дети подбирают признаки к слову «страна». (Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная и т. д.)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Что такое Родина, родной край? (ответы детей)

     Родина – это, прежде всего, самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете. Это детский сад, куда вы ходите, это природа, которая вас окружает. Родина у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объехать из одного конца в другой.  

         

   В заключительной части занятия обобщаются и уточняются знания детей о государственной символике России.

   -  Какие отличительные знаки государства вы знаете? (Флаг, герб).

    -  Для чего служили знамёна, древние флаги – стяги? (Стяги служили для объединения войск).

   -  Какие виды флагов вы знаете? (Государственные, , Знамя Победы, Андреевский флаг).

     -  Как выглядит Знамя Победы? ( Это красное знамя).

   -  Как мы узнаем Андреевский флаг? ( Это белое полотнище и синий косой крест на нём).

   -  Для чего стране нужен гимн?

 ( Это главная песня страны. Она звучит торжественно и является символом государственного единства).

 • Назови цвета флага нашей страны (белый, синий, красный) .

 • Что изображено на гербе России? (двуглавый орёл, всадник, побеждающий змея) .

 • Что означает изображение двуглавого орла?

 • Что означает изображение всадника? (победу добра над злом)

 • Где можно увидеть изображение флага России? (на зданиях, машинах, самолетах)

 • Где можно увидеть изображение герба России? (на монетах, документах)

 • Зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение флагов на машинах и самолетах? (чтобы можно было отличить их от монет, автомобилей и самолетов других стран)

 • Зачем стране нужны герб и флаг? (объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком) .

Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о главных и важных символах России. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков страны не обходится ни одно важное для страны событие.

  Воспитатель. Ребята вы сегодня узнали много нового, надеюсь, вам понравилось. На сегодняшнем занятии мы говорили с вами о нашей Родине – России. И мне очень хочется, чтобы вы когда вырастите, смогли сделать для своей страны много полезного, доброго, чтобы наша Отчизна стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою страну. Вы же любите свою страну?

 Дети отвечают. Да!

Ведущий. Этот памятник установлен в честь подвига Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, объединивших людей разных национальностей и разного положения в обществе, в борьбе против общего врага, захватившего нашу страну много-много лет назад.

 Скульптором изображен момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, которую нужно было освободить от врагов, вручает раненому в боях князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, воевода приподнимается со своего ложа. Теперь он поведёт народное войско на бой с врагами.

 С кем же нужно было вступать в сражение, от каких врагов защищать Россию?

 События эти происходили давно –  400 лет назад. На нашу страну непрерывно нападали враги.  Москва была наполовину сожжена и разграблена польскими войсками. По всей стране разъезжали вражеские военные отряды. Захватчики грабили и обижали мирных граждан, топтали их посевы, сжигали города и села, издевались над обычаями русского народа.

 Страна стояла на коленях перед врагом.  Она не имела ни центрального правительства, ни армии, способной защитить мирных жителей, ни денег, чтобы откупиться от захватчиков. Такое государство, как Россия, могло погибнуть.

 И тогда осенью 1611 года в Нижнем Новгороде к народу обратился городской староста, уважаемый купец Кузьма Минин. Он призвал всех мирных жителей разных национальностей, богатых и бедных, простых и очень знатных людей отдать свои сбережения (деньги, драгоценности и украшения) для того, чтобы купить оружие, военное снаряжение, коней для воинов народного ополчения. Сам Кузьма Минин первым  отдал все свои сбережения на снаряжение войска, чтобы защитить страну от разорения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Почва-живая земля"

На занятии дети знакомятся  с  понятием "почва",из чего она состоит,кто в ней живет и как мы можем сохранить ее....

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Тема: «В ГОСТИ К БАБУШКЕ!»

Живая природа – это удивительно сложный, многообразный мир.Особое место в нём отведено животным.Ознакомление с природой в первой младшей группе начинается с ближайшего окружения. С помощью игруш...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»

Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....

Конспект занятия на патриотическую тему "Я живу в России". Старшая группа.

Одной из основных задач воспитания ребенка является его патриотическое воспитание.Воспитатель прививает своим воспитанникам любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, селу,где живет ре...

Конспект занятия по развитию речи: «Я живу в России» в подготовительной к школе группе

В занятии в игровой форме дошкольники уточняют, закрепляют и расширяют представления о своей Родине. Используется технология составления рассказа о родном городе с опорой на схему - мнемотаблицу....