Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Чем мы дышим?» Образовательная область «Познание» (для детей 3 - 4 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Романеева Наталья Геннадьевна

Этот материал поможет в интересной и игровой форме объяснить детям, что такое воздух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Волошка»

ЯНАО Тюменская область город Ноябрьск

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе

«Чем мы дышим?».  

образовательная область «Познание»

(для детей 3 - 4 лет)

                                                                                                         

 Подготовил  воспитатель                    

Романеева Н.Г.

г.Ноябрьск

Цели:

• знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, бесцветный, движется, ощущаем);

• развивать умение детей решать проблемные задачи;

• воспитывать интерес к экспериментированию;

• знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.

Задачи:

 обучающие:  дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;  способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

развивающие: способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

 воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Материал, оборудование:

1.Демонстрационный материал: воздушные шарики, схематические картинки с изображением свойств воздуха, экран.

2.Раздаточный материал: для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера.

Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.

Методические приёмы: использование  ТСО, практическое   задание с полиэтиленовыми пакетами, веерами, коктельными трубочками,  физкультминутка, беседа.

Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.

Ход  НОД

Воспитатель: 

Утром встали малыши,

В детский сад свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром!

1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).

Заяц (переодетый взрослый, забегает с воздушными шарами, спотыкается и отпускает шары):

- Здравствуйте! (дети здороваются). Ой, куда я попал, мои шары…  

Воспитатель:

- Здравствуй зайчик, ты попал в детский сад Волошка, во вторую младшую группу, проходи, ты как раз во время у нас  много гостей, погости и ты у нас немного, а шарики мы тебе попозже поймаем!   Ребята, а вам нравятся шарики? (Да!) Давайте вместе посчитаем. Сколько их? (Много) Какого они цвета? (красные, жёлтые, синие)  Какой формы? (круглые)

Воспитатель:

Ребята у меня тоже есть шарик, но он почему-то не такой красивый. Почему? (потому что он не надут) Что же находится внутри шариков, кто знает?  (воздух).

Воспитатель:

- Как вы думаете, чтобы шарик мой стал большим и  красивым, что надо для этого сделать? (надуть)

- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем? (воздух)

- Как он там оказался (появился)? (мы запустили его туда)

2. Отгадывание загадки (худ. литература).

Воспитатель:

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.                                                                     

Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)                                                                                                      И обратный держит путь (выдох ртом)                                                                                                                  Он невидимый, но, всё же,                                                                                                                                                                    Без него мы жить не можем . ( воздух)

Дети отгадывают.

-Подуйте на руку, что вы чувствуете? (ветер)

Заяц:

- А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?

 3. Дыхательная гимнастика (здоровье).

  1. Воздушный шар поднимается вверх

Ты, как шарик, полети,
Сверху землю огляди.
И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.
1 – поднять плечи и ключицы (вдох);
2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

4.  Экспериментирование (познание).

Воспитатель:

- Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?  (Нет)

- Для чего нам нужен воздух? (Что бы дышать и жить)

Заяц:

- Ой! Получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!

- А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! 9 ловит не может поймать) Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? ( Он везде, но его не видно)

Воспитатель:

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)

Заяц:

- А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

Воспитатель:

- Хотите я вас научу ловить воздух?

Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель:

- Получилось?

(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).

- А какого он цвета? Мы его видим?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый,бесцветный, прозрачный)).

Заяц:

- Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?

Воспитатель:

- А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?

Опыт с веером

Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером

(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).

Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».

Воспитатель:

- А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.

5. Физ. минутка:

Ветер дует к нам в лицо

Закачалось деревцо,

 Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

6. Экспериментирование (познание).

Воспитатель:

- Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)

- Что вы здесь видите? (салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки)

- Как вы думаете, для чего нам это нужно? (чтобы пить воду).

- Нет ребята, воду мы пить не будем, я хочу вам показать опыт!

Опыт с водой:

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.

Заяц:

- Ой! А что это булькает?! (воздух).

Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился? (мы его вдохнули, потом выдохнули)

- Почему он булькает? ( потому что лёгкий)

Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.

7. Подвижная игра (социализация).

Заяц:

- Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, зайчишек-трусишек? (ответы детей)

«Вьюги»  ( в парах)

Вьюги, вьюги, вьюги, вью                                                                                                                                   Круговые движения рук
Колотушки колочу,                                                                                                                                                                
Хлопки друг с другом
Приколачиваю,                                                                                                                                                               
Удары кулачками
Заколачиваю                                                                                                                                                          
Притопы

8. Подведение итогов (коммуникация).

Заяц:

- Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.

 Воспитатель:

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?

                                                                                                                                                                    • воздух невидимый, прозрачный бесцветный, лёгкий,  но мы можем его почувствовать;                                                                                                      • руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде                                                                                              

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун-певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем, счастливо живут.

Заяц:

- Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!

Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно-голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой –
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!

Дети прощаются.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html

2.http://stihi.pifos.ru/load/o_kosmose/stikhi_o_kosmose_dlja_detej/34-1-0-63

3.http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac268.html

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3 – 4 лет) в области «Познание» «Путешествие на ферму» (формирование элементарных математических представлений)

Конспект непосредственной образовательной деятельностидля детей второй младшей группы (3 – 4 лет)в области «Познание»«Путешествие на ферму» (формирование элементарных математических представлений)(с и...

Конспект занятия во второй младшей группе с учётом интеграции образовательных областей «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество (рисование)»

Их видно повсюду,Их видно из оконПо улице движутсяБыстрым потоком.Они перевозят различные грузыКирпич и железо, зерно и арбузы.За эту работу мы их полюбилиОни называются…(Грузовые автомобили)....

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Чем мы дышим?». образовательная область «Познание» (для детей 3 - 4 лет)

Этот материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста. он направлен на развитие познавательно - исследовательскую деятельность....