Познавательные занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Насретденова Вария Рухелбаяновна

Конспект занятия по теме «Я познаю Родину»

(старшая группа)

Задачи: формировать потребность детей к изучению обычаев и истории своего народа; формировать уважение и бережное отношение к традициям предков; познакомить с традициями русской избы, народной одеждой, бытовыми предметами, народной игрушкой, колыбельными песнями; воспитывать художественный вкус, любовь к прекрасному.

Словарь: понева, кичка.

Методические приемы:

1.          Игровая мотивация.

2.          Чтение отрывка из стихотворения В.Мухина «Не обижайте красоту».

3.          «Путешествие» по избе и рассказ воспитателя (отражается роль мужчины и женщины в семье).

4.          Сюрпризный момент.

5.          Хороводная игра.

6.          Пение колыбельной песни.

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отравилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?

Дети: На машине, самолете, пароходе.

Воспитатель: Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наши воображение, смекалка, фантазия и знания. Приготовьте ладошки – это двери нашей машины времени. Закрыли двери – и отправились в путь.

(Педагог читает отрывок из стихотворения В. Мухина «Не обижайте красоту»).

Великий дар – единожды родиться,

       Вздохнуть, раскрыть глаза,

       И на века

       Увиденному миру удивиться,

       Где дом и поле, роща и река…

Воспитатель: Эти замечательные стихи привели нас на русскую землю. А в руках у меня маленькое чудо – это куколка, спеленатый ребенок, который так мал, что похож на древесную почку. Эта почка будет расти, развиваться, у нее все еще впереди.

       Родился человек, у него есть родители мама и папа. Его близкие люди живут, как правило, неподалеку друг от друга на земле, которая называется Родина. Родина – это место, которое когда–то полюбилось нашим предкам, они пустили здесь корни, основали свой род.

       Посмотрите, ребята, как интересно. Цветы, деревья не могут жить без корней. И человек имеет свои корни. Это те, кто жил на земле давно и дал жизнь своим детям и внукам. Они давно ушли в иной мир, в землю, стали ее частью, но и они часть рода – наши предки.

       Каждый человек является продолжателем рода, имеет своих предков. Вот и вы можете прославить своих предков добрыми делами или огорчить плохими поступками. Все в ваших руках. Продолжаем путешествие дальше.

       (Воспитатель открывает специальную книгу - макет)

Воспитатель: Перед нами русский дом. Знаете, как он называется?

Дети: Изба.

Воспитатель: А из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Войдем в дом. Нас встречает хозяйка. На ней рубаха с клетчатой юбкой – поневой, пояс, на голове кичка. Давайте рассмотрим украшение на рубахе – вышивку, кружево. (Дети рассматривают костюм и отмечают узоры и место их расположения)

Воспитатель: Верно. И украшали по-своему, чтобы удивить, показать свое рукоделие. Правда, красиво?

       Давайте путешествовать дальше. Вот в доме в красном углу сидят хозяева. Посмотрите, что находится в красном углу?

Дети: Иконы.

Воспитатели: Красный угол – это помеченный угол дома. Под иконами сидел за столом хозяин или уважаемый гость. А какая мебель в избе и из чего она сделана?

Дети: Деревянные столы, лавки, сундуки.

Воспитатель: Правильно, ребята. Дерево, действительно, и обувало и одевало, и обеспечивало жильем и посудой,  и радовало детей игрушками.

(Сюрпризный момент: вносится деревянный короб с игрушкой «Трещоткой»)

Воспитатель: А у меня для вас сюрприз – деревянный короб. Что у меня там, хотите узнать? (Дети заглядывают в короб и вынимают игрушку)

Дети: Это трещотка – музыкальный инструмент.

Воспитатель: А еще это замечательная игрушка. Если её раскрыть, то что получится?

Дети: Солнышко.

Воспитатель: Верно. Скажите, а можно изобразить солнце не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов? Можно! Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод.   (Дети встают в круг)

Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладошки друзьям. Название «ладошки» произошло от имени древних Богов. Говорят, жили на Земле Лад и Лада. Вместе они несли мир, любовь, гармонию, понимание. И, протягивая руки друг другу, мы тем самым говорим, что мы друзья и желаем жить вместе. А теперь давайте поиграем.

(Любая хороводная игра)

Воспитатель: А помните, у меня был младенец? Прошло уже много времени и ему уже пора спать. А что делают, когда укачивают малыша?

Дети: Поют колыбельную.

Воспитатель: Вот и я сейчас спою колыбельную.

       Баю-баю-баюшок!

       Ложись, Маша на бочок,

       На пуховую кровать,

       Будет Маша крепко спать.

Уснула. Положу ее в колыбельку, а вам дам задание на дом. Узнаете, какие колыбельные пели вам, запомните, а завтра споете нам. А на сегодня наше путешествие закончилось.

Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?

Конспект занятия по теме «Наша Родина - Россия»

(старшая группа)

Задачи: закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве; вызвать в них чувство восхищения талантом русского народа и гордости за свой народ; воспитывать в детях любовь к своей Родине – России, интерес к народному искусству.

Материал: иллюстрации с изображением природы России – леса, горы, моря и т.д.; иллюстрации красивых зданий, храмов; предметы народно - прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома; куклы в русских национальных костюмах.

Словарь: хохлома, дымковская  игрушка, матрешка, народно-прикладное искусство.

Методические приемы:

1.                Игровая ситуация.

2.                Беседа (о нашей стране, о ее богатствах).

3.                Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

4.                Игра «Угадай, что из чего сделано?»

5.                Игра «Подбери узор» (с разделением задания для мальчиков и девочек).

6.                Хоровод.

7.                Художественное слово.

Ход занятия.

- Ребята, сегодня к нам на занятия пришли ваши знакомые – это куклы Аленушка и Иванушка. Они принесли вам разные картинки, давайте их посмотрим. (Выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России, а также различных красивых зданий, например, Зимний дворец, Петродворец, Кижи и другие красивые здания, и храмы разных городов России).

- Что вы видите? (Дети перечисляют – лес, река, море, красивые дома, церкви и т.д.). Все это – страна, в которой мы живем. Как она называется? (Россия). Какая наша Родина? (Большая, красивая, богатая, сильная и т.д.)  И живут в этой стране очень талантливые люди. Аленушка и Иванушка принесли вам много разных предметов, сделанных русскими мастерами. Давайте их рассмотрим. (Дети подходят к столу, на котором разложены предметы народно-прикладного искусства – матрешки, дымковские игрушки, хохлома)

- Что вы здесь видите? (Дети перечисляют)

- Все это русские мастера научились делать давным-давно. У мастеров были ученики, они смотрели, как мастера работают, и тоже учились делать такие же красивые предметы. Ученики становились мастерами и учили других. И так много - мало лет подряд. До сих пор русские мастера делают вот такие красивые предметы.

- Все, что вы здесь видите, делают только в нашей стране – России. Когда в нашу страну приезжают люди из других стран, они обязательно, на память о России, покупают вот такие красивые сувениры. Вам нравятся эти предметы? (Ответы детей)

- Аленушка и Иванушка хотят загадать вам загадки об этих предметах. Попробуйте их отгадать.

- Это игрушка. Она сделана из глины. Игрушка белая и разрисована разными красками. А узор очень необычен, это клеточки, а в клеточках разноцветные кружочки. (Дымковская игрушка)

- Предмет, о котором я расскажу, сделан из дерева. Покрыт он золотой краской. А на золотом поле ярко-красные ягоды смородины, красивые  зеленые листочки и тонкая-тонкая травка с завитками. (Хохлома)

- Это кукла. Она деревянная, красиво раскрашенная, в нее можно очень интересно играть – разложить, и сразу станет несколько кукол, сложи и снова будет одна кукла. (Матрешка)

(После каждого ответа воспитатель спрашивает, как дети догадались, что это тот или иной предмет)

- Ну, молодцы, все загадки отгадали. Аленушка и Иванушка принесли вам еще кое-что, посмотрите. Это дымковская барышня, но юбка у нее белая. А вот это крышка от хохломского столика. Вы видите, она золотистого цвета, но никаких узоров на ней нет. Сейчас вы будете русскими мастерами, вам нужно будет украсить юбку дымковской барышни и крышку хохломского столика, а для этого Аленушка и Иванушка принесли вам разные детали. (Детали лежат на большом подносе)

- Мальчики будут украшать крышку хохломского столика, а девочки – юбку дымковской барышни. Все детали лежат вместе, поэтому, когда будете выбирать, внимательно смотрите, какие из них подойдут к дымке, а какие к хохломе. Ведь дымковские игрушки и хохломские изделия украшаются по-разному.

(Дети выполняют задания, воспитатель помогает им советует, подсказывает, если дети затрудняются. Когда работа будет закончена, воспитатель вместе с детьми рассматривает работы, исправляет, если будут допущены ошибки.)

- Вы славно потрудились, а сейчас мы отдохнем, вставайте в хоровод. Русские люди очень любят петь и водить хороводы. Возьмем в наш хоровод Аленушку и Иванушку. (Звучит грамзапись хоровода, который дети водили на музыкальном занятии. После хоровода дети садятся. )

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о России, о ее талантливых мастерах. О России написано много стихов, сложено много песен. Вот послушайте небольшое стихотворение М. Исаковского:

  Поезжай за море – океан,

  Надо всей землей пролети:

  Есть на свете различные страны,

  Но такой, как у нас, не найти

Итог: Что вы узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что вы уже знали? Что понравилось?Конспект занятия по теме «Мы  дружная семья»

(старшая группа)

Задачи: обогащать представления детей о людях разных национальностей,  знания детей о нашей стране, округе, городе Нижневартовске; закрепить представления  о   разных    орнаментах; развивать   мышление, память, внимание; вызвать у детей чувство гордости за наш богатый Ханты-Мансийский  автономный округ - Югру, наш город; воспитывать интерес к  культуре, обычаям и традициям разных народов, доброжелательность и терпимость  к  людям разных национальностей, живущим в нашем городе.

Словарь: многонациональная, россияне, орнамент,  «щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», малица, кисы.

Материал: куклы в национальных костюмах,  предметы быта, силуэты хантыйской одежды, орнамент народов ханты, фломастеры.

Методические приемы:

1.     Беседа (о многообразии городов и национальностей нашей страны).

2.     Художественное слово.

3.     Игра «Доскажи пословицу».

4.     Русская народная игра «Гори, гори ясно…»

5.     Беседа (о родном городе, о людях, живущих в нем, о его природных богатствах), словарная работа.

6.     Исполнение детьми песни «Нижневартовск».

7.     Игра «Угадай, откуда приехал гость?»

8.     Игра «Угадай, из какой культуры предмет?».

9.     Игра   «Разложи  правильно  подарки».

10.                       Беседа (про округ, художественное слово, рассматривание одежды народов ханты и манси)

11.                       Д/игра «Украшение хантыйской одежды».

12.                        Д/игра «Составь орнамент»

Ход занятия: ребята сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о нашем городе. Как называется наша страна, в которой мы живем?  Какая она страна? (большая, красивая). Какой город - Столица России? (Москва). Правильно ребята, в России много городов и сел. Какие города вы знаете? В городах и селах России живут люди разных национальностей. Какие национальности вы знаете? Как можно их назвать, одним словом? (Россияне). На каком языке общаются Россияне? (на русском).

Чтение стихотворения:

Могуч язык наш русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной -

Родной язык мой русский,

Как родина родной!

2. Крепко любили и любят свою Родину наши люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали ее от врагов вместе, они знали, что отстоять можно только тогда, когда «один за всех, все за одного».

Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине?

- Жить – Родине служить;

- Родина малина, чужбина – калина;

- На чужой стороне и весна не красна;

- Человек без Родины, что соловей без песни;

- Родина любимая, что мать родимая;

- Береги землю родимую, как мать любимую.

3. Ребята в старину собирались за околицей парни и девушки  водили хороводы, играли в народные игры. А какие вы знаете народные игры? Сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно».

4. Ребята, как называется город, в котором мы  с вами живем? Чем прославлен наш город? (добывают нефть, газ; много лесов, рыбы…). Откуда приехали ваши дедушки и бабушки в Нижневартовск, как вы это узнали? (С Украины, Молдавии, Татарии, Башкирии…). Наш Нижневартовск, какой город по составу народов и национальностей? (многонациональный). В нашем деском  саду воспитываются дети разных национальностей, у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Все мы живем как одна большая семья. А вы любите свой город, за что? А теперь споем песню про наш город Нижневартовск.

5. Ребята, какие вы сегодня красивые, нарядные. (Дети в национальных костюмах). А теперь, познакомимся и поздороваемся:

Здравствуйте – по-русски

Здоровеньки буллы – по-украински

Исэнмесез – по-татарски

Вуща Вуля - по-хантыйски

Угадайте, на каком языке каждый  из них поздоровался? Обратите внимание на костюм, давайте все  вместе  назовем детали.  Они принесли нам подарки, давайте угадаем, откуда они приехали (д/игра «Угадай из какой культуры предмет»).

Д/и  «Разложи  правильно  подарки»

6. Ребята, в каком округе мы с вами живем? (Ханты – Мансийский автономный округ, на севере).

Сейчас предоставляем слово хозяевам этого прекрасного края.

         Чтение стихотворения:

Здравствуй, край мансийский милый

Со смолистою тайгой

С молодой отцовской добротой.

Машет мне рукой осина,

Улыбается вода

Слышу лепет лебединый –

Словно в детские года.

Что нам принесла девочка – хантыйка. Д/и «Украшение хантыйской одежды». Рассматривание хантыйской одежды и обуви. На что похож  и как называется орнамент на   предметах? («щучьи глазки», «заячьи ушки», «оленьи рога», «след белки»). Д/ игра «Составь орнамент»

Молодцы ребята, какая красивая одежда получилась. Вам понравилось?

7. Ребята о чем мы говорили на занятии? Что вы узнали нового? А что вам больше всего понравилось? Как должны жить разные народы и почему?

А сейчас послушаем наших ребят.

         Чтение стихотворений:

1реб. Дружба нам – помощница,

В каждом деле – каждому,

Всем нужны хорошие,

Верные друзья!

2реб. Какое веселое светлое небо

Деревья надели свой белый наряд

Мы скажем все вместе

Пусть слышат повсюду

Все вместе: «Да здравствует дружба российских ребят!»

8. А вы заметили, что я тоже в национальном костюме? Угадайте, откуда я приехала? Правильно ребята из Татарстана. Я вам принесла угощение, это татарское блюдо «Чак–чак». Это угощение, приготовляемое на меду, как бы «хлеб - соль» по-русски.

Конспект занятия по теме

 «Ознакомление детей с татарским декоративно-прикладным искусством»

(Старшая группа)

Задачи: познакомить детей с образцами татарского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта (тюбетейки, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак); вызвать у ребят интерес к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления; воспитывать чувство дружбы и уважения к народам, живущим в России.

Словарь: тюбетейка, сапожки-ичеги, башмачки, фартук, калфак.

Материал: иллюстрации традиционных национальных изделий, предметы быта, рисунки национального костюма, куклы в татарских национальных костюмах.

Методические приемы:

1.     Игровая ситуация «Откуда приехали гости?»

2.     Беседа (о национальных головных уборах).

3.     Рассматривание узоров, словарная работа.

4.     Рассматривание иллюстраций.

5.     Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки).

6.     Составление коллажа из работ, выполненными детьми.

Ход занятия: воспитатель вместе с детьми рассматривает кукол в национальной одежде и говорит: «Красивая одежда? Откуда приехали к нам гости? (Из Татарии) Как вы это определили? (Кукла одета в татарский национальный костюм) Как называется мужской национальный головной убор? (Тюбетейка) А женский? (Калфак).

Рассматривание узоров, украшающих тюбетейку и калфак, одежду кукол (платья, бархатный камзол, сапожки - ичеги). «Как мы назовем кукол, какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков? Наши куклы изготовлены на фабрике и на этикетке написаны их имена, девочка – Айслу, мальчик – Тагир. Мы тоже их так будем называть. На Айслу надето белое платье, подол его украшен оборкой, рукава широкие, они собраны у проймы, поверх платья надет бархатный камзол – безрукавка, камзол украшен вышивкой. Что на ногах у Айслу и Тагира? (на ногах у кукол сапожки). Да на ногах у них сапожки, украшенные красивым узором. Такие узорные сапожки называют - ичеги. Издавна татары носили такую одежду, народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев разной формы и разного цвета, они отличаются яркостью узоров (рассматривание иллюстраций) Как называются эти цветы? (тюльпаны, колокольчики, гвоздики). А вы хотите научиться вырезать из бумаги силуэты предметов и украшать их орнаментом?

Самостоятельная работа с учетом дифференциального подхода (мальчики – девочки): мальчики украшают орнаментом тюбетейку, девочки – калфак.

Итог: составление коллажа из работ, выполненных детьми (коллективная работа).

Конспект занятия по теме « Знакомство с народной сказкой «Три дочери»

(старшая группа)

Задачи: познакомить детей с татарской народной сказкой «Три дочери», вызвать желание заботится о близких людях и проявлять свои чувства.

Материал: иллюстрации к сказке «Три дочери».

Словарь:

Экият – сказка,

Халык экияте – народная сказка,

«Оч кыз» - «Три дочери»,

Ташбака – черепаха,

Урмэкуч – паук,

Тиен – белка,

Бал корты – пчелка.

Методические приемы:

1.     Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

2.     Беседа – знакомство с разновидностями народных сказок.

3.     Рассказывание воспитателем татарской народной сказки «Три дочери».

4.      Словарная работа.

5.     Рассматривание иллюстраций к сказке.

6.     Обсуждение сказки, беседа по вопросам.

7.     Повторное чтение сказки, работа над пословицами и  поговорками.

8.     Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

Ход занятия. Литературная викторина «Знаете ли вы сказки?».

- Татарский народ с давних времен очень любил сочинять сказки. Сказки, ребята, бывают о животных, волшебные, бытовые. Их придумывают люди и поэтому они называются народными. Ребята, а вам мамы, папы или бабушки рассказывают сказки? (дети перечисляют, какие сказки они знают)

– Сегодня, я вам расскажу татарскую народную сказку «Оч кыз» («Три дочери»). Давайте вместе с вами запомним новые слова:

Экият – сказка

Халык экияте – народная сказка

«Оч кыз» - «Три дочери»

Ташбака – черепаха

Урмэкуч – паук

Тиен – белка

Бал корты – пчелка

(Дети хором и индивидуально повторяют за воспитателем )

Воспитатель читает сказку «Оч кыз», по ходу чтения трудные, непонятные слова разъясняются:

Холот – материал из толстой пряжи, «доматканный холст», «белить холст», в старину народ сам готовил ткань для одежды;

Ярмарка – большая торговля, нынешний рынок, базар, где люди торговали своими товарами.

Воспитатель вместе с детьми обсуждает сказку и задает вопросы:

- В кого превратилась старшая дождь и почему?

- Как вы думаете, ребята, почему в паука превратилась средняя дочь?

- Почему белочка наказала двух сестер? Что заставило её пойти на такой шаг?

- Кто вам нравится больше в сказке и почему?

Последний абзац сказки читается еще раз  и делается вывод:

- Ребята, эта сказка учит людей быть внимательными к близким людям, беречь своих родителей. Ведь любовь заключается не в добрых намерениях (словах), а в добрых делах. Младшая сестра как сильно любила свою мать, что бросила все свои дела и сразу же побежала к больной маме. Она не на словах, а на деле доказала свою любовь и верность. Ведь в пословице говорится так: «Береги мать, как зеницу ока», «Худое - худым и кончается».

Драматизация сказки (мальчики – зрители, девочки – актеры).

 

Конспект занятия по теме «Что такое музей?»

(старшая группа)

Задачи: познакомить детей с домом,  в котором живут только вещи; дать понятие о том, что мы называем музеем; познакомить с его историей создания; закрепить с детьми правила поведения в музее; рассказать об  этнографическом музейном комплексе имени Т.Д. Шуваева.

Словарь: музей, коллекция.

Методические приемы:

1. Рассказ об истории создания музея и правилах поведения в музее.

2. Знакомство с «Этнографическим музеем имени Т.Д. Шуваева

3. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем-то приятном. Людям всегда хотелось сохранить необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т.д. Большое количество каких-то  определенных предметов называется коллекцией.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции. Помещение, где можно было посмотреть различные древние предметы, картины, называется музей. Но прежде, чем идти в музей, надо знать, как себя там вести.

Итак, во-первых, в музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода, тогда ты узнаешь много интересного. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

В нашем городе есть музеи тоже. Один из них «Этнографический музейный комплекс, который примерно 30 лет назад организовал Тимофей Дмитриевич Шуваев, учитель истории. Он первым в нашем городе стал собирать и хранить красивые и редкие предметы. Этот музей населяют ценные и редкие экспонаты народов ханты и манси. В музее собраны предметы одежды, образцы глиняной посуды, различные предметы, с помощью которых древний человек охотился на животных. Это различные стрелы, ножи. Собраны коллекции утюгов и фонарей; минералов, т.е. разноцветных камешков, фантиков, игрушек, редких книг. Там можно встретить огромные кости мамонта, лук и стрелы, пузатые самовары и много чего интересного.

Дети, нам предстоит  посетить  музей, а какие правила поведения в музее вы знаете?

Конспект занятия по теме «Дружная семья»

(старшая группа)

Задачи: продолжить знакомить детей с традиционным устоем жизни коренных народов ХМАО; дать понятие о хантыйской семье; воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси

Словарь: род, родовое угодье

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя о сотворении человека.

2. Беседа об обязанностях мужчины и женщины.

3. Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности».

4. Итог занятия.

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей; узнаем, как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека: «Не на земле, а на небе живет один человек – Кон ики. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. Как его оживить? Тот не дышал. Оставил его, пошел к отцу.

- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.

- Ты ему воздух накачай, он оживет.

 Кон ики пришел обратно, подул на человека, тот и ожил. И стал жить человек один. Терос – най тоже одна жила. Пошел он к ней и  стали они жить вместе. Но земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали жить люди на земле. Вот так вот,  ребята и появился человек. Как же жили люди много, много лет назад? Ханты и манси жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие – состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра, род Медведя.

Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где они могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась, как правило, из людей, живущих в разных родах.

В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась, при этом каждый имел обязанности. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Как вы думаете, какие обязанности выполнял мужчина?

Дети: Мужчина строил дом, добывал рыбу и мясо, изготовлял лыжи.

Воспитатель: Верно, а женщине что доставалось?

Дети: Женщина готовила эту рыбу и мясо, шила одежду.

Воспитатель: Верно, вы все сказали. Надо еще добавить, что ежедневные женские хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишь поздним вечером.

- А теперь давайте с вами поиграем.

(Дидактическая игра «Распредели правильно обязанности»)

Итог. Воспитатель: А сейчас расскажите, что вас особенно заинтересовало? Кто,  по- вашему мнению,  самый главный в хантыйской семье?

Конспект занятия по теме  «Основное жилище - чум»

(старшая группа)

Задачи: формировать представления детей о жилых постройках коренных народов нашего края; показать последовательность установки чума, особенности его конструкции; порядок расположения семьи в чуме; воспитывать интерес к жизни и традициям жителей Сибири

Материал: чум, покрытый оленьей шкурой, берестой или иллюстрации; дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя: беседа, легенда

2. Рассматривание чума

3. Дидактическая игра «Расположи семью в чуме»

Ход занятия. Воспитатель: Сегодня мы изучаем, как строили свое жилище коренные народы нашего края. Основное жилище ханты и манси – это чум. В нем они живут и зимой и летом.

А сейчас послушайте легенду о тех далеких временах, когда появились люди на земле: «Стал Номи-Торум (бог) думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают жилища, покроют его шкурами оленей. С тех пор , рассказывает легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах.

По преданию северных народов, человек и чум появились почти одновременно. Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой березы или шкурами оленей. Установка чума была женскою обязанностью. Последовательность установки чума следующая:

- сначала выбирают площадку,

- размечают места для постелей, очага,

- укладывают на землю 2-3 доски пола, по другую сторону от досок не каждой половине чума – спальные места.

Главной элемент чума – шест из ровной тонкоствольной сосны. Шесты подбирают долго, ведь они не должны прогибаться под тяжестью снега. Шестов надо много, но главных шеста – два. Эти шесты связаны между собой в вершине и как бы держат всю постройку. С шестов и начинается установка чума.

При установке чума шесты устанавливают так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца, либо обращена к воде. Только в самом конце натягивается покрытие чума. Летний чум покрывают берестой, а зимний – оленьими шкурами.

А теперь подумайте, как же народы ханты и манси готовят себе еду?

Дети: Народы ханты и манси готовят себе еду на огне.

Воспитатель: Верно, для этого они устанавливают в своем жилище очаг. Он является частью семьи, угли из своего очага нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Очаг нужен для приготовления пищи и обогрева жилья. Но он также объединяет вокруг себя всех домочадцев.

Он располагается точно под верхушкой чума. По обе стороны от очага находятся жерди, они священны для хантов, так как считается, что они охраняют огонь.

А теперь давайте мысленно войдем в чум. Там живет маленькая девочка (показываю куклу в хантыйском наряде) и ее семья. А теперь посмотрим, как же располагается семья в чуме.

В противоположном от входа месте находится священный участок, где хранятся сундучки с семейными духами. На этот участок не должна ступать женщина, чтобы не осквернить чум. Справа и слева от очага находятся спальные места для членов семьи. Справа посередине – место для хозяйки и хозяина. В дальнем правом углу – место для детей. Справа, ближе двери – места – для стариков.  Левая сторона чума предназначена для остальных членов семьи и гостей.

В центральной части располагаются более маленькие дети. Дальше от центра располагаются дети старшего возраста. Дом в представлении жителей тайги не ограничен рамками жилища, а  включает весь обжитый участок леса. (Рассматривание чума).(Проведение дидактической игры «Расположи семью в чуме»)

Итог занятия: что такое чум? С чего начинается строительство чума? Какие материалы используются? Назовите главный элемент чума?  Для чего нужен очаг?

Конспект занятия по теме «Рыболовство»

(для мальчиков старшей группы)

Задачи: продолжить знакомить детей с жизнью коренных народов Севера; познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси – рыболовством; воспитать интерес к народным промыслам коренного населения ХМАО.

Словарь: кусочек рыболовной сети, картинки с изображением морды, запора, лодки – обласки.

Методические приемы:

1. Беседа – рассказ о способах ловли рыбы.

2. Загадки детей.

3. Итог.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?

Дети: Удочками, сетями.

Воспитатель: Правильно, ребята, и сетями, и удочкой можно ловить рыбу. А сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси. Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой – ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

Как вы думаете, почему они так поступали?    

Дети: Потому что они заботились о том, чтобы всем хватало рыбы.

Воспитатель: Правильно, ведь ханты живут по правилу: «Бери только столько – сколько можешь съесть». А потом они придумали другое приспособление – запор.(Демонстрация предмета или иллюстрации)

Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно в том месте, где больше рыб.

Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку?

Дети: На лодке.

Воспитатель: А лодка у них называется долбленкой. Подумайте, почему?

Дети: Наверно, потому что выдолблена из ствола кедра.

Воспитатель: Правильно, она выдолблена из ствола кедра, очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок.

Для успеха в рыбной ловле ханты изготавливали из дерева и бересты фигурки рыб, которые брали с собой на рыбалку. Это  должно было обеспечить удачу во время рыболовства.

Как вы думаете, кто обычно занимался рыболовством?

Дети: Рыболовством занимаются только мужчины, но помогать им могут и женщины.

Воспитатель: Про рыболовство ханты придумали загадки, сейчас вам зададут их наши ребята.

Дети: «Под водой гремучий дом» (это морда)

 «У воды сто глаз, тысяча очей» (сеть)

Воспитатель: Загадки мы разгадали, много нового и интересного разучили, а сейчас вспомните:

- Что брали с собой ханты на рыбалку?

- Для чего они ее брали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

Интеграция двигательной и познавательной деятельности через тематическое физкультурно-познавательное занятие.

Современные требования к образованию дошкольников предполагают интеграцию различных видов деятельности.Наиболее перспективным путем обновления содержания дошкольного образования являетс...