Образовательная ситуация " Дикие животные"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации по теме: «Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: закреплять знания детей о диких животных;
Задачи:
Образовательная:
- формировать умение выделить и охарактеризовать особенности вида животных;
- расширять представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме.
Развивающая:
-развивать внимание, память, речь детей, эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желания сохранить её)
- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
Воспитательная:
- воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботиться о ней и ее обитателях;
- воспитывать сопричастный и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал и оборудование:
Игрушки: белка, лиса, волк, медведь, еж, заяц; музыкальное сопровождение.
Информационные источники: Шорыгина, Т. А. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей и родителей. М.: Издательство ГНОМ, 2013 г.
Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет/ Под ред. О. С. Ушаковой. – М.:ТЦ Сфера, 2010 год.
Ход образовательной ситуации
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
По утрам морозы,
В рощах — желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
Скажите, пожалуйста, о каком времени года это стихотворение?
Ответы детей: (осень).
Воспитатель: Правильно - это стихотворение об осени.
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес, и посмотрим, как звери готовятся к зиме. Давайте закроем глазки и тихонько покружимся:
Все вместе покружитесь,
В листочки превратитесь.
В осеннем лесу окажитесь!
Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, посмотрите как красиво вокруг. Давайте все вместе вспомним как правильно вести себя в лесу?
Ответы детей: (в лесу нельзя шуметь, если громко кричать, то можно напугать лесных жителей, так же в лесу нельзя бросать мусор, ломать ветки).
Воспитатель: Молодцы ребята теперь мы знаем как нужно вести себя в лесу. Давайте с вами тихонько побродим по лесу, вдруг кого-нибудь увидим. Ой, смотрите:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Ответы детей:(белка)
Воспитатель: Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Ответ детей: (в дупле).
Воспитатель: Ребята хотите узнать, как белка готовится к зиме
Ответ детей: (Да, хотим).
Воспитатель: Тогда внимательно слушайте мой рассказ.
Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы
Воспитатель: А что запасает белка?
Ответ детей: (орехи, грибы).
Воспитатель: Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. Давайте пойдём дальше.
Смотрите, а кто там сидит на полянке:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
Ответ детей: (заяц)
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, а ведь заяц тоже осенью готовится к зиме. Он тоже линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, как белка, потому что зимой он грызет кору деревьев.
Воспитатель: Ребята давайте вместе с зайцем немного поиграем.
Динамическая пауза:
Зайка беленький сидит (присели на корточки)
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель: Пока мы с вами играли к нам кто-то тихонько подкрался?
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это - рыжая ...
Ответ детей (лиса)
Воспитатель: Посмотрите, а кто там идет с другой стороны.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это…
Ответ детей (волк)
Воспитатель: Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи. Ну, вот пока я вам рассказывала, про лису и волка они убежали в лес.
Воспитатель: А что за треск раздается впереди?
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
Ответ детей: (медведь)
Воспитатель: Правильно ребята это медведь посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.Где же медведь спит зимой?
Ответ детей (в берлоге)
Воспитатель: Правильно он спит в своей берлоге, он натаскивает в берлогу сухих веток, мха, еловых веток, чтобы было ему тепло. Зимой накроет берлогу снежное одеяло и медведю будет тепло. Скажите, а кто из лесных зверей еще впадает зимой в спячку?
Ответ детей (еж)
Воспитатель: Правильно еж. Он, так же как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, так как зимой им нечего есть.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с жителями леса до весны. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся как листочки.
Листочки, листочки
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним:
Каких зверей мы встретили в осеннем лесу?
Кто из зверей впадает в спячку?
А кто делает запасы на зиму?
Как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно?
Зачем белка и заяц меняют цвет шерсти?
Почему лиса и волк этого не делают?
Воспитатель: Молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дикие животные нашего края»
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дикие животные зимой" (средняя группа) с презентацией
занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы с использованием ИКТ...
образовательная ситуация "Домашние животные"
Цель: развитие диалогической речи у детей 4-5 лет.Задачи:Систематизировать знания детей о домашних животных.Совершенствовать умения самостоятельно составлять небольшой рассказ с опорой на образец...
Конспект открытой подгрупповой образовательной деятельности "Дикие животные наших лесов"
Конспект открытой подгрупповой образовательной деятельности "Дикие животные наших лесов"Программное содержание: Коррекционно – образовательные задачи: Обобщить и систематиз...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Дикие животные» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Дикие животные»по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста с использованием презентации....
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Дикие животные зимой"
Задачи:Коррекционно-образовательная:- обучать образованию притяжательных прилагательных.Коррекционно – развивающие:- закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, на...
Конспект организованной образовательной деятельности «Дикие животные в осеннем лесу» по образовательной области: Познавательное развитие (ознакомление с природой) в средней группе
Программное содержание:1. Дать детям представления о жизни диких животных поздней осенью- учить замечать изменения в жизни животных поздней осенью;- формировать интерес к окружающей природе.2. Продолж...