Комплексно-тематические проекты
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Малинкина Надежда Ивановна

 К проектам подобран материал : Образовательная деятельность (занятия); совместная деятельность в режимных моментах; самостоятельная продуктивная деятельность по темам ( осень-деревья, грибы-ягоды, овощи фрукты)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_pla_k_proektu_uoseni_v_gostyakh.docx56.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 1 «Чебурашка»

Комплексно-тематические проекты образовательной работы

В старшей- подготовительной группе «Брусничка» Воспитатели

 Малинкина  Н.И -высшая категория 

Реализация проекта «У осени в гостях »

г. Усть-Илимск

Тема подпроекта «Как хорош, та лист цветной».

Образовательная деятельность (занятия)

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная продуктивная деятельность

РПС и речи.

Тема: «Деревья и кустарники осенью»

Цель: Закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц,последовательность . Учить замечать приме-ты осени (похолодало, земля от заморозков стала твердой, заледенели лужи, листопад). Обобщение  и систематизация представлений  у детейобизменениях ,происходящихв жизни деревьев и кустарников осенью.  Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме. Расширение, обобщение активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью». Обучение детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.  Закрепление названий деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки. Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тема: «Как растения готовятся к зиме»

Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать представления о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе.Развивать память, внимание.

Тема:«Осенние прогулки» 

Цель: Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления короткого описательного рассказа.

Учить образовывать однокоренные слова: лист, листок, листва, лиственный, лиственница, листопад, листопадник

 Упражнять детей в составлении описательного рассказа по плану, предложенному воспитателем. Учить образовывать однокоренные слова: дуб – дубрава, берёза – березняк, осина – осинник, ель – ельник, сосна – сосновый бор. Учить подбирать антонимы к прилагательным, упражнять в подборе определений к заданным словам. Упражнять в правильном использовании предлогов.Развивать память, внимание.

Беседа «Лес в жизни человека»

Беседа «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Беседа «Как правильно одеваться осенью на прогулку?»

Заучивание пословиц и поговорок об осени.

Беседа о взаимосвязи живой и неживой природы осенью

Вечер русско-народных игр, частушек, патешек об осени.

И/у «Подбирай, называй, запоминай»

И/у «Найди ошибки»

И/у «Назови ласково»

И/у «Скажи наоборот»

Д/и «Времена года»

Д/и «Что нам осень принесла»

Д/и «Четвёртый лишний»

Н/и «Ботаническое лото»

Игровое упражнение: «Расскажи Стихи Руками».

«Путаница», «Где,что растет»

Д/и "Загадай, мы отгадаем"

Д/и "Найди дерево по семенам".

Д/и "Найди лист такой, как покажу"

Д/и "Береза"

Д/и "Листья"

Д/и "Дождик"

Игры на развитие памяти

«Повторяй друг за другом (в лесу растут…)»

«Какое дерево исчезло»

«Разложи также»

«Что изменилось?»

«Что лишнее?»

«Найди и раскрась»

.

Рассматривание картин «Осень» И. Горлов, «Упавшие листья»,«Осенний туман» И.Бродская.

Работа  в книжном уголке Работа с бумагой.Рассматривание иллюстраций, фотографий,муляжей, дидактических альбомов,наборов открыток по теме:осень,деревья,плоды.гербарий.

«Вот осень золотая явилась к нам опять»

Работа с бумагой: вырезание кленовых листьев для работы «Кленовые листья».

Цель: упражнять детей в работе с ножницами. Развивать уверенность в работе, смелость. Воспитывать бережное отношение к продуктам собственной деятельности.

Словесное экспериментирование: «Составь предложение,  используя опорные слова: кедр,белка, шишка, зима ,голод

Рисование ладошками «Осеннее дерево»

Рисование в нетрадиционной технике набрызг «листья деревьев»

Н.и «Времена года»

Продуктивная деятельность детей:

Ведение календаря природы.

Составление осеннего гербария.

Ознакомление с художественной литературой.

Тема: Заучивание стихотворения Плещеева «Осень»

Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение . передавая интонацией грусть осенней природы. Активизировать употребление глаголов.

 Тема: Чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Листопадничек»

Цель: Дать представление  детям о жанре рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; упражнять в использовании сравнений; развивать интерес к информации, которую несет текст.

Чтение художественной литературы:

М. Садовский «Осень»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

З. Федоровская «Осень»

Загадки о деревьях

Н. Егоров «Листопад»

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

В. Бианки «Прячутся»

М. Садовский «Берёзы»

И. Бунин «Листопад»

В. Авдиенко «Осень»

Загадки об осенних явлениях

Составление сказок, рассказов о растениях.

Рассматривание: Предметные картинки по теме.

А. Пластов. «Костер в поле».

И. Левитан «Октябрь».

И.Бродская «Упавшие листья».

B.Серов «Октябрь».

C.Куприянова

«Осень» (из альбома «Иллюстративный материал...»).

С.Воронина «Моя береза. Осенью»

К.Ушинского  «Спор деревьев»

Настольные Дидактические игры:

«Когда это бывает?»

«Про растения»

Лото «Собирай-ка»

Экспериментирование.

Опыт «Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Где может жить растение?», «Как дышит дерево», «Чем дышит лист?», «Почему лист желтеет и опадает», «испарение влаги с листьев растений».

рассматривание и сравнение листьев (по форме, размеру, длине черенка) обследование и рассматривание  листьев

  - окраску: оттенки зелёного цвета, окраска верхней и нижней листовой пластины, неоднородность цвета (пятнистость, полосатость);    -  величину – использовать в определении более точные градации: мелкие листья, крупные, средней величины (в сравнении и как постоянный признак);   -  поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность - рассматривание листьев через лупу 

Рассматривание картин

Игра «Следопыты»(кто больше заметит новых признаков осени)

И. Левитан «Октябрь», «Осень» «Золотая осень»

И. Шишкин «Сосновый бор» 

Выкладывание палочками деревьев

Создание гербария из растений и трав растущих на участке детского сада.

Выстраивание схемы «Река времени» (Этапы роста дерева)

Рисование мнемотаблиц о деревьях:  сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), лиственница, берёза, ольха.

Рассматривание картин :«Цветёт лиственица2 А.И. Гутерзон, «Натюрморт таёжный» В.А. Кузьмин.

Центр продуктивной деятельности: Изготовление коллажа, составление гербария 

РЭМП

Цель: Упражнять детей в количественном и порядковом счёте, в счёте на слух в пределах 6. Упражнять детей отсчитывать предметы в соответствии с цифрой, объединять количество предметов и цифру. Познакомить детей с составлением числового ряда в пределах 5, называть соседей числа, используя предлоги «до» и «после», а также определения «последующее» и «предыдущее».Развивать память, внимание.

И/у «Посчитай-ка» (счёт до 6 и обратно)

И/у «Выполни по заданию» (ориентировк И/у «Разложи по образцу» (чередование листьев)

Д/и «С какого дерева лист»

а на листе бумаги)

И/у «Составь число» (состав числа в пределах 6)

И/у «Сосчитай-ка» (счёт листочков, деревьев по памяти)

И/у «Рассели деревья» (состав числа в пределах 6)

И/у «Муха» (ориентировка на листе бумаги)

И/у «Выложи по порядку» (деревья)

И/у «От маленького до большого» (деревья) Изготовление коллажа, составление гербария

·        

Рисование по трафаретам «Грибы-ягоды»

Штрихование в различных направлениях.

«Умные шнуровки»-развитие мелкой моторики, воображения

Аппликация «Осеннее дерево» (натуральные листья)

Цель: Показать детям, как правильно работать с натуральными засушенными листьями. Формировать аппликативные умения. Побуждать детей к творческой фантазии. Упражнять детей в правильности выбора листа к дереву, развивать уверенность в работе.

Пальчиковые игры:

«Разбросала осень листья»;

«Мелкий дождик моросит».

·         Аппликация - "Орнамент из листьев" ( на круге)

Рисование «Деревья смотрят в озеро» (по мокрому с отражением)

Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования двойных зеркально – симметричных изображений. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать творческое воображение детей и эмоциональную отзывчивость.

 Тема: Осенний лес.

Цель: Учить детей отображать в рисунке осенние впечатления. Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Развивать активность творчество. Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

Д/и «Найди дерево по описанию»

Д/и «С какой ветки детки»

Рисование.

Подготовка фона для работы «Вот Осень золотая явилась к нам опять»

Цель: Создать детям условия для свободного экспериментирования акварельными красками. Учить детей изображать небо способом цветовой «растяжки» по-мокрому. Упражнять в умении самостоятельно определять линию горизонта, дать понятие «горизонталь». Развивать творчество в подборе красок. Рисование «Кленовые листья» («принт» - печать, использование натуральных листьев)

Цель: Познакомить детей с новым способом  получения изображения листьев – наносить краску на натуральный лист и печатать им на бумаге («принт» - печать). Совершенствовать изобразительную технику – смешивание гуаши для получения новых оттенков и передачи осеннего колорита. Закреплять умение заполнять ограниченную плоскость в виде кленового листа. Развивать чувство цвета, умение самостоятельно подбирать краски.

 Образовательная область: «Музыка».

Разучивание песен, танцев;

Прослушивание «осенних» мелодий;

Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

П.И., «Осень» Вивальди, «Осень постучалась к нам…».

Пение Слушание музыки

Чайковский «Осенняя песня»  «Времена года. Осень.»)

Синельников «Осеннее настроение»

Пение

Иванников «Осень»

Иванников «Осень золотистая»

Иванников «Тропинка»

Слушание музыки.

,Ребиков «Осенние листья» ( П.И. «Скворушка прощается» муз.Т.Попатенко, сл. М. Ивенсен.

Импровизация: этюды: «Кто виноват», «Помощники леса», «Сломанное дерево», «Шишка упала с сибирской сосны», «Ядра – чистый изумруд»,

П.Чайковский «Ноябрь. На тройке»

Танец с зонтами, «Осенние зарисовки» Кореневская, «Осенью», «Дождик», «Танец».

Русские народные игры:

«Огородник»;

«Пугало».

Музыкально – дидактическая игра «Осенние звуки»(использование бросового материала, самодельных музыкальных инструментов)

Прослушивание аудио, видео- записи  составления рассказов .сказок ,чтения стихов самими детьми.

Посещение тематической выставки  в книжном уголке:

 

Конструирование «Волшебный цветок»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветка, используя пластилин (серединка цветка), семена акации, другие семена и косточки плодов. Развивать мелкую мускулатуру рук. Побуждать детей к творческой фантазии в декорировании цветка семенами разных Лепка «Осень на опушке краски разводила»

Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме дерева, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка. Развивать мелкую моторику рук – подготовка руки к письму. Формировать интерес детей к работе разными изобразительными средствами.

плодов.

Тема подпроекта «Что в корзинке»

Образовательная деятельность (занятия)

Совместная деятельность

Самостоятельная продуктивная деятельность

РПС и речи.

 Тема: «Осень  (грибы, ягоды)

Цель:   Рзвивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир.

Закрепить обобщающее понятие «ГРИБЫ», «ЯГОДЫ»; названия различных грибов и ягод выделить группы: съедобных и несъедобных; место их произрастания; существенные признаки. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.

Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка, опята, маслята, свинушка. Учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов, учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память.

Тема: «В лес за грибами»

Цель: Расширять представления детей о грибах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.

Продолжать знакомить детей с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка), объяснить разницу в значениях этих слов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы». Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. Развитие внимания, памяти.

Занятие 3. «Загадки о грибах»

Цель: Развивать навыки составления короткого описательного рассказа; развивать навыки пересказа текста.

Учить образовывать однокоренные слова: берёза – подберёзовик, осина – подосиновик; сложные слова: свиные уши – свинушки, мух морить – мухомор. Упражнять в подборе определений к данному слову, в подборе слов – действий.

Учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память.

 

Беседа «Как правильно собирать грибы»ситуация общения, ктобольше назовет «дароы осени»

Рассматривание ягод (натуральных)

Приготовление соков, компотов с помощью детей.

Рассматривание картины

«Лесная полянка»

Д.и.: «Назови ягодку», «Чудо лукошко»,

 

Развивающие игры:

 Д/и «Обед из грибных блюд»

Д/у «Грибные заготовки на зиму»

Д/и «Кто больше назовёт действий»

Д/у «Назови три гриба»

Д/и «Кузовок»

И/у «Отгадай-ка» (описание грибов по представлению)

И/у «Съедобный – несъедобный»

Д/у «Где растёт» Д/и «Скажи наоборот»

И/у «Какой сок? Какое варенье?»

И/у «Подбирай, называй, запоминай»

И/у «Назови правильно»

И/у «Из чего – какой?»

И/у «Что склевал воробей?»

 И/у «Расскажи-ка»

И/у «Ягодка лесная, ягодка садовая»

Д/и «Где растёт?»

Д/и «Узнай по вкусу»

Подвижные игры:  «Грибник»«Пугало»«Лесной ловишка»

 Д.и.: « грибы, ягоды

Сюжетно ролевая игра: «Магазин – Ягоды лесные, садовые», «Поход за грибами»

Д/и «Где растёт?» (работа с предлогами)

Игры на развитие памяти

«Бабушка положила в лукошко…»

«Что лишнее?»

«Послушай и нарисуй»

«Посмотри и назови»

«Какой гриб спрятался?»

«Мама положила в вазу…»

«Вспомни слова с помощью картинок»

«Чего не стало?»

Работа  в книжном уголке : Пополнить книжную выставку книгами о лесе, сказками о лесных историях.  

рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей, дидактических альбомов, наборов открыток по теме:грибы,сьедобные не сьедобные,схемы, лабиринты.

Рассматривание грибов -  муляжей и на картинках. Рассматривание сюжетных картин по теме «Грибы в лесу»  

Выкладывание из разной крупы силуэтов грибов, ягод, листьев.

Выкладывание натюрмортов из муляжей грибов, ягод.

«Разрезные картинки»

Книжки-малышки «Съедобное - несъедобное»

Лепка

«Собираем  грибы», «Лукошко с ягодами и грибами»

Работа с природным материалом

Рисование по точкам.

Конструирование (из природного материала: семена, косточки плодов) «Красивая ваза для фруктов,овощей»

Цель: закреплять умение видеть форму вазы и подбирать для её оформления соответствующий природный материал. Развивать мелкую мускулатуру рук – подготовка руки к письму. Побуждать детей к творческой фантазии.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Цель: Продолжать учить детей видеть особенности сказочного жанра. Развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки. Учить связно передавать содержание сказки в театральной деятельности. Учить определять эмоции героев сказки по литературному описанию. Развивать умение находить связь содержания сказки с различными пословицами о труде, связывать значение Лексическая тема: « Лес. Грибы»

Тема: Пересказ рассказа В.Сутеева «Чей это гриб?».

Программное содержание: систематизировать знания детей об осени в лесу, уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы», формировать навыки пересказа развивать внимание, словесно- логическую память, логическое мышление, стимулировать мыслительную речевую активность.

Чтение художественной литературы

П. Потёмкин «Мухомор»

З. Александрова «В грибном царстве»

В. Зотов «Осенний опёнок»

Я. Тайц «По грибы»

С. Аксаков «Грибы»

Загадки о грибах А. Фадеева «Земляничка»

И. Павлова «Последние ягоды»

В. Зотов «Черника», «Голубика», «Ежевика», «Клюква».

З.Александрова «В грибном царстве»

П.Потёмкин «Мухомор»

Т.А.Шорыгина «Туесок брусники»

«Голубая ягодка»

«В лес за земляникой»

«Клубника румянится» 

«Подосиновик»

Загадки о ягодах

Работа с бумагой

«Грибочки»

Цель: Учить детей вырезать грибы по контуру. Упражнять в работе с ножницами. Воспитывать бережное отношение детей к продуктам собственной деятельности.

Коллективная аппликация

 «Лесная полянка» 

Аппликация

«Грибы в корзине»

Лепка

«Собираем  грибы», «Лукошко с ягодами и грибами»

Рисование «Сказочный дом- гриб»  Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Стр. 149»

 

Исследовательская деятельность:

Словесная игра «Съедобный грибок положи в кузовок» Цель. Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Рассказать детям, к чему может привести грибное отравление.

Экспериментирование.

«С водой и без воды»

Цель: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

обследование и рассматривание грибов ( дети должны отмечать наличие или отсутствие корня их строение  ножки и шляпы)

.

Рассматривание картины

«Грибная полянка»

Чтение:Оловников «По грибы»П: «Пальчиковые игры: «садовник» Хозяйка однажды с базара пришла»

Рисование песком.

РЭМП.

Цель: Познакомить детей с образованием и составом числа 6. Упражнять в составлении числового ряда до 6, в умении называть соседей и составлять число 6 разными способами. Развивать комбинаторские способности в работе с палочками. Развивать память,

 внимание, логику.

И/у «Расставь по порядку,по росту» (закрепить порядковый счёт)

И/у «Составь числовой ряд»

И/у «Волшебный мешочек» (определить гриб на ощупь)

И/у «Счётные палочки» (выложи гриб из палочек по памяти) И/у «Сколько ягод в лукошке» (прямой, обратный, порядковый счёт)

И/у «Сколько ягод в грозди» (счёт)

И/у «Справа – слева» (ориентировка в пространстве)

И/у «Положи поровну» (работа со знаками)

Игровое упражнение От меньшего к большему» (выкладывание по размеру», «Раньше – позже» ( выявление временных  представлений),  с грибами «Порядковый счёт»,  «В поисках земляничной полянки» - ориентация на листе бумаги , с использованием заданных маршрутов, решение арифметических задач «Грибной и ягодный урожай», «Будь вним Л.Абелян «По грибы»  «Нарисуй по клеточкам»

Изготовление султанчиков

Вышивание на картоне:  «Грибы», Ягоды»

Выкладывание деревьев, грибов, пуговицами разного размера

Образовательная область: «Музыка».

Разучивание песен, танцев;

Прослушивание «осенних» мелодий;

Разучивание музыкально – подвижных игр на осеннюю тематику.

Раухвергер «Грибок»

 Пение  

«Грибы - грибочки» (Т.Бокова) «По малину в сад пойдём»

Танец «Ягодка лесная»

этюды: «Брусника поспела» Русско-народная игра «Где кисель, там и сел».

Хоровод «Гори, гори ясно…».

Фольклорная игра: «Ты пирог съел?»

Рисование «Сказочный дом- гриб»  

Лепка:

Тема: На лесной полянке выросли грибы.

Цель: Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию.

Лепка «Грибное лукошко»

Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме гриба, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка.

Побуждать детей к творческому фантазированию (использовать натуральные листья, травинки для оформления работы).

Рассматривание И. Хруцкий  «Натюрморт с грибами»

Аппликация

«Грибы в корзине»

Тема подпроекта «Огородная-хороводная»

Образовательная деятельность (занятия)

Совместная деятельность

Самостоятельная продуктивная деятельность

РПС и речи.

Тема: «Путешествие в огород»

Цель: Закрепить обобщающие понятия «овощи» , названия  различных овощей . Рассказать детям о пользе овощей  для человека (источник витаминов, вкусный продукт питания). Познакомить детей с заготовкой овощей и – консервирование, соление, маринование, приготовление варенья, соков. Закрепить понятие «плод».

Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами, уважение к труду людей, работающих на земле.Закрепить инвентарь овощевода.

Развивать воображение и творческое мышление, память.

Тема: «Загадки с грядки»

Цель: Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей.

Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее понятие «овощи». Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде , числе и падеже. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Учить детей понимать образный смысл загадок. Обучать составлению описательного  рассказа с опорой на схему.

 Развивать память.

Тема: «Витаминный калейдоскоп»

Цель: Учить детей дифференцировать овощи и фрукты

Задачи:

Расширять активный словарь детей.

Закрепить названия овощей и фруктов.

Учить детей быть внимательными.

Обогатить активный и пассивный словарь детей новым понятием «Витамины».

Учить детей правильно употреблять в речи словосочетание «Глагол»+ «Существительное»

Развивать мышление путем отгадывания загадок и исключением 4-ой лишней картинки.

Учить детей самостоятельно определять вкус фрукта через вкусовую сенсорную систему и его название.

Побуждать к самостоятельному выполнению знакомых плясовых движений в танце «Овощей».

 Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Беседа «Прогулка по саду и огороду»

Рассказ о блюдах на обед.  Рассказ о машинах, которые помогают убирать урожай.

С/и «Угадай по ответам и вопросам»

С/и «Скажи наоборот»

И/у «Опиши, я отгадаю»

Р/и «Что лишнее»

Д/и «Вершки – корешки» 

Д/и «Чудесный мешочек»

Н/и «Что где растёт»

«Кому что нужно для работы»,

С.и Созрело- не созрело»,

С.и «Съедобное - несъедобное»

Д.и.:  «Соедини правильно» (продукты питания – витамины)

С/р игра «Овощной магазин»,  «Мы фермеры

Игры на развитие памяти

«Послушай, запомни и назови»

«Магазин»

«Мама положила в вазу»

«Что лишнее?»

«Весёлые стихотворения»

«Что растёт на вашей грядке?»

«Мамины помощники»

«Посмотри и назови»

«Что пропало?»

Презентация:  «Фрукты»

Рассматривание альбома «,овощи.», «Трудовой инвентарь»

Рассматривание иллюстраций об уборке урожая.

Лото «Что, где растёт», «что растёт на лугу, в лесу, вогороде»

Центр сюжетно-ролевых игр: создание  предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре « Магазин «Семена» - коробочки с различными семенами, весы, пакеты, костюм продавца и т.д.  

Составление рассказа-описания про осень.

Работа с бумагой

«Урожай собирай и на зиму запасай»

Цель: Совершенствовать работу с ножницами способом вырезания по нарисованному контуру овощей и мешка для овощей. Формировать аппликативные умения детей. Развивать смелость, решительность и уверенность в работе. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Театрализованная дея-ть: Драматизация сказки «Вершки-корешки».

Театральная: «сказка репка»

Ознакомление с художественной литературой.

Лексическая тема: « Огород. Овощи»

Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

Программное содержание :учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки, учить логическому построению высказывания, развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением ; закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Огород»; развивать внимание, мышление ,связную речь.

 

Чтение художественной литературы:

В. Степанов «Был у зайца огород»

Р.н.с. «Вершки – корешки»

Ю. Тувим «Овощи»

Н. Носов «Огурцы»

(пер. С. Михалкова)

Рассказ Э. Успенского «Как растить капусту». 

Л.Некрасов «Огородники»

Отгадывание загадок на тему: «Весна», «Овощи», «Ягоды», «Труд», «Инвентарь садовода»

Объяснение и разучивание пословиц, поговорок о труде,осени. Барто A. Морковный сок.

Бжехова Я. Помидор.

Квитка Л. Осень. Кочан.

Кончаловский H. Показал садовод.

Коркин B. Что растет на нашей грядке?

Полякова T. Рано солнышко встает...

Сапгир Г. Цветы на картошке.

Трутнева E. Урожай, урожай!

Чиарди Дж. На этот раз пойдет рассказ...

. Рассматривание картин:Дж. Родари «Чиполлино»

Раскрашивание силуэтов деревьев, овощей,фруктов.

Выставка работ: «Картофельные фантазии»

Экспериментирование.

«Хватает ли света»

Цель: Выявить причину того, что в воде мало растений. Подвести детей к пониманию, что для роста растений необходим свет. (Свет через воду проходит плохо, поэтому в воде растений мало и растут они ближе к поверхности).

Рассматривание картины

«Соберём урожай»

Рассказ о сельскохозяйственных работах на селе.

Д/и «Узнай по запаху»

Д/и «Узнай по вкусу»

Изготовление шапочек, масок отображающих растения, деревья, травы для игр, драматизаций.

РЭМП

Цель: Упражнять детей в количественном, порядковом, прямом и обратном счёте; в счёте на слух в пределах 6. Упражнять в умении отсчитывать предметы в соответствии с цифрой, объединять количество предметов и цифру. Закрепить умение детей составлять числовой ряд до 6, упражнять в назывании чисел – соседей, используя определения «последующее, предыдущее». Закрепить представления детей о составе числа 6. Упражнять во временных понятиях: дни недели, месяцы, год (использовать схему «Модель года»). Развивать память.

И/у «Собираем урожай» (прямой, обратный, порядковый счёт в пределах 6)

И/у «От меньшего к большему» (выкладывание по размеру)

И/у «Сосчитай, запомни, подбери цифру» (соотношение числа и цифры)

И/у «Раньше – позже» (выявление временных представлений)

Рисование мелками на асфальте по теме «Синьор помидор». Развивать детское творчество

Аппликация«Натюрморт»

Цель: Совершенствовать технику вырезания по контуру (фруктов и овощей, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество детей.

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры. Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при НОД. Развивать умение распределять роли, подготавливать необходимые условия.  Воспитывать чувство взаимопомощи, вежливость. Активизировать словарь по теме.

Раскраски «Овощи», «Фрукты». При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Выставка рисунков (сотворчество) «Золотая осень»

Исследовательская деятельность: Беседа по картине  «Острые предметы» Закрепить знания  у детей о том, что существует много предметов,    которыми надо уметь пользоваться; и что они должны храниться в      специально отведённых местах..Учить как правильно резать овощи. Фрукты. Развивать умение поддерживать беседу

Опыт: «.С какой стороны листа проникает воздух»

Рассматривание  - сравнение семян перца, помидора, огурца.

Изготовление атрибутов для теневого театра.

Рисование по точкам.

Рассматривание журналов  об уходе за огородом, садом.

Конструирование

«Домик садовода, огородника»

Цель: Закреплять умения детей строить здания разных видов. Учить строить по схеме. Самостоятельно отбирать нужный строительный материал.

Образовательная область: «Музыка».

Разучивание песен, танцев;

Прослушивание «осенних» мелодий ;песен про овощи

Разучивание музыкально – подвижных игр,,хороводов про овощи.

Хороводные игры «Огородная-хороводная», «Осень, осень в гости просим», «Что у осени в корзинке».

Игра – хоровод «Урожайная». Развивать танцевальное творчество

Театрализованная игра по сказке «Вершки и корешки». Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия

Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр

Продуктивная деятельность: «Оформление ветрины»

Н.и «Что нам осень принесла»

Лепка:

Тема «Овощная ярмарка» 

Задачи:

Учить детей лепить разные по форме овощи (шарообразные, овальные, конусообразные), передавать их характерные признаки.
Закрепить прием приглаживания.
Лексическая работа: познакомить детей с понятием «ярмарка»; подбор относительных прилагательных, обозначающих цвет, форму, вкус овощей.
Воспитывать у детей уважение к труду, стремление принимать участие в коллективной работе.

Изготовление книжечек «Грибы» , «Ягоды»

Тема подпроекта «Фрукты в лукошке».

Образовательная деятельность (занятия)

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная продуктивная деятельность

РПС и речи.

Тема:«Дары осени»

Цель: систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат). Уточнить профессии людей, выращивающих овощи и фрукты (овощевод, садовод). Учить устанавливать причинно – следственные связи на примере образования плода. Упражнять в подборе определений к заданным словам. Развивать слуховую и зрительную память.

Тема: Осенние хлопоты человека.

Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. Развивать эстетическое восприятие окружающего.

Игра-соревнование «Кто больше знает?»

по теме: «Овощи и фрукты»

Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

- закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

- закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

- расширить знания детей о картофеле и капусте;

- развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

- активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

- воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

- воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

«Ов ощи и фрукты – витаминные продукты»

 Цель: Учить детей дифференцировать овощи и фрукты

Задачи:

Расширять активный словарь детей.

Закрепить названия овощей и фруктов.

Учить детей быть внимательными.

Обогатить активный и пассивный словарь детей новым понятием «Витамины».

Учить детей правильно употреблять в речи словосочетание «Глагол»+ «Существительное»

Развивать мышление путем отгадывания загадок и исключением 4-ой лишней картинки.

Учить детей самостоятельно определять вкус фрукта через вкусовую сенсорную систему и его название.

Побуждать к самостоятельному выполнению знакомых плясовых движений в танце «Овощей».

 Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Беседа: «Фрукты: как их можно есть?»

Рассказ из личного опыта «Что можно приготовить из овощей и фруктов»

Д/и «Отгадай по вкусу

С.р.и.: «Садовники», «Магазин  - Семена»,

П/и  с мячом «Назови овощи и фрукты»

И/у «Сварим компот»

Игры на развитие памяти

«Рассмотри и ответь на вопросы»

«Добавь слово»

«Запоминаем предложения»

«Что изменилось?»

«Весёлые картинки»

Презентация «Овощи и фрукты?»

Разучивание пословиц: «Что посеешь, то и пожнёшь»

 «Нет трудов нет и плодов»

Пальчиковые игры: «Компот»

Рассматривание альбома «,Грибы, ягоды.», «Трудовой инвентарь», «Деревья кустарники», Обводка пуговиц, кружков разного размера и дорисовывания  «фрукты овощи»

Изготовление коллажа «Разноцветный сад, огород»

Оформляет обложку для журнала «Любимое осеннее блюдо»

 Изготавливает карточек для игры «Вершки и корешки»  Выбирают материал для сбора информации.

2. Изготавливают  обложку для  книги «Овощи и фрукты»

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Магазин»:   спец. одежда,  весы, муляжи овощей  и  фруктов,  касса, чеки,  «деньги», сумки, гирьки... «Повар» плита игрушечная, игровая «кухня»,посуда ,муляжи овощей и фруктов. СПЕЦ. ОДЕЖДА.

Чтение художественной литературы:

Тема:  «САД. ФРУКТЫ»

ТЕМА: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Чтение песенки сербских народов «Яблоня».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с жанром потешки, песенки. Показать ритмическое звучание, напевность и мелодичность песенки. Помочь детям понять ее содержание, желание повторять ее. Развивать активный словарь, упражнять в согласовании существительных с прилагательным в роде, числе, падеже. Способствовать развитию произвольной памяти. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Чтение и обыгрывание сказки В. Сутеева «Яблоко»

Цель: Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль. Учить домысливать, понимать «написанное между строк». Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

К. Ушинский «История одной яблоньки» Загадки об овощах и фруктах

 Стихотворения:

Аким Я.Яблонька.

Квитко Л. Новая яблоня. Жалоба деревьев.. Сливы. Вишенка.

Коринец Ю. Последнее яблоко.

Кутанин С. Сад.

Рашид У.Наш сад.

Токмакова И. Яблонька.

Рассказы и сказки:

Русская народная сказка . Гуси –лебеди.

СвинцовВ. Сказка про яблоньку.

В.М. Каратай «Уборка урожая»

М.Сарьян«Натюрморт. Виноград», М.Сарьян«Натюрморт»

В.Ван Альст «Натюрморт с фруктами». 

В.Сутеев «Мешок яблок».

К. Ушинский «История одной яблоньки».

Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

Сухомлинский В. Внучка старой вишни.

Толстой Л. Косточка.

Вышивание на картоне: «Веселые мордочки фруктов»

Запись на диск «Сказки с грядки»

Лепка «Гроздь винограда»

Цель: Уточнить представления детей о винограде (форма, характерные особенности, цвет), учить передавать это в лепке. Совершенствовать технику лепки. Показать способ создания грозди винограда. Развивать чувство цвета, самостоятельность в выборе цвета пластилина.

Тема:  «Фрукты для игры в магазин».

Цель: учить детей передавать форму и характерные особенности фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сглаживание и др. уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе «Дары осени»». Познакомить детей с работой повара, официанта, бармена.

Изготовление плаката «История сока»

Ручной труд:

- вышивание на картоне «Грибы» «Ягоды»

Художественное творчество (рисование) 

Тема: Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду.

Цель: Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много золотых яблок. Закреплять умение рисовать красками. Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображение на листе

Рисование «Ах, какой у нас арбуз»

Цель: Учить передавать форму и характерные особенности арбуза, а также цвет. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получить оттенки). Закреплять умение детей легко, уверенно пользоваться кистью, умело проводить округлые линии. Развивать творчество детей, эмоциональную отзывчивость.

Беседа с использованием личного опыта детей.

 «Садовод ,овощевод» Подвижные игры: «Сортируем овощи, «, Огород у нас в порядке»Апельсин»

при помощи чего осуществляется торговля овощами и фруктами

рассказы родителей , работающих овощеводом.

Изображение рекламы разнообразного товара. «Овощи, фрукты», «Все работы хороши·        

 Образовательная область: «Музыка».

Разучивание песен, танцев;

Прослушивание «осенних» мелодий; потешек, песен.частушек.

Разучивание музыкально – подвижных игр,хороводных на осеннюю тематику.

« Ой, в лесу есть калина», укр.нар.п

Музыкальная игра: «Апельсин»

Хоровод "Груша" - рус.народная песня

«Как  под яблонькой» русская народная мелодия

Праздничное оформление группы для встречи праздника  «Золотая осень»

хороши,

выбирай на  вкус»

Исследовательская деятельность:Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Проблемная ситуация «Как сохранить пользу овощей и фруктов» . Закрепить знания детей о пользе свежих и консервирован ных овощей и фруктов.

  Исследование «Свет и тень». «Тёмная личность» Помочь детям выяснить, что такое тень. Развивать любознательность  

Тема: «Фрукты, овощи»

Натуральные фрукты: рассматривание.

Исследование фруктов: рассматривание через увеличительное стекло в разрезе определять форму: круглые, овальные, ремневидные, целый, вырезной и др

Беседа со старшей медсестрой: 2Если хочешь быть здоров»

Н.и: «Что лишнее?»(овощи, фрукты)

 Развлечение «Осень в гости просим»

Разучивание стихов, обыгрывание сценки, игры, фотосессия с родителями.

Оформление группы

 Конструирование и ручной труд:

Тема: Корзиночка.

Цель: Учить складывать квадратный лист на 16 маленьких квадратиков, складывать и склеивать корзинку. Развивать аккуратность. Фрукты овощи(цветная бумага..Объемная аппликация)Цель: Закрепить умение вырезать одинаковые силуэты из сложенной гармошкой бумаги .Учить детей более точно передавать форму предметов и создавать объемный предмет, складывая пополам и частично склеивая между собой. С помощью загадок развивать образное мышление.

.

Свободное общение: «О витаминах и пользе их для детского организма», « о пользе овощных и фруктовых соков»

Изготовление рекламы для организации сюжетно-ролевых игр экономического содержания(магазин овощи-фрукты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для комплексно- тематического планирования "Весна красна идет"

В данном проекте представлен перспективный план на две недели,цели и задачи проекта....

Комплексно-тематическое планирование по теме проекта "Все работы хороши"

Цель проекта: Закрепить знания детей о профессиях, воспитывать доброе отношение и уважение к труду взрослых. Расширить представление о профессиях «продавец», «врач». Развивать любознательность, мышлен...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

Комплексно-тематическое планирование проекта "Детям знать положено правила дорожные!"

Данный материал будет полезен воспитателям групп старшего дошкольного возраста. Представлена форма планирования проекта в виде таблицы, в которой показана интеграция темы безопасности на дороге со все...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...