творческий проект "Космос"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проектная работа по теме "Космос" предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребенка. Содержание плана проекта доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоение знания о космосе. Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приемам наглядного моделирования была выбрана образовательная область познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx_kosmos.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Космос»

1.Обоснование необходимости проекта

История нашего района неразрывно связана с историей Космоса. Подрастающие поколения должны знать знаковые события своего края, такие как приземление Ю.А.Гагарина на Энгельсской земле и элементарные знания о работе космонавта и современной космонавтики. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представление о космосе в целом.

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в различных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Для оптимизации процесса обучения старших дошкольников приемам наглядного моделирования была выбрана образовательная область (ознакомление с окружающим миром).

Проектная работа по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребенка. Содержание плана проекта доступно возрасту, дает детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

2. Цель: формировать у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; развитие позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности  в реализации собственных творческих способностей.

 Задачи:

- формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе;

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

- поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых и их разнообразной деятельности;

- пополнять знания детей историческим содержанием о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики;

-закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России – Ю.А. Гагарин.

- развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательности;

- воспитывать интерес и уважение к людям, работающим в космической отрасли;

- воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения;

- привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание поделок для мини – музея «Космос»;

- пополнить и обогатить методическим, дидактическим и наглядным материалом по теме «Космос».

3. Участники проекта: дети, родители, воспитатели групп.

Адресация: для детей.

4. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения, поставленных целей:

1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

С целью выявления у детей знаний о космосе разработала диагностическую карту уровня знаний детей. (Приложение 1)

 Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве: бесед, дидактических игр, наблюдений на НОД. По итогам диагностики составила план мероприятий необходимых для решения каждой из поставленных задач.

2. Информация родителей о предстоящей деятельности

Для привлечения родителей к решению данной проблемы размещаю на личном сайте информацию о предстоящем проекте и на информационном стенде «для вас родители» в приемной комнате группы: «Детям о космосе», «Как познакомить дошкольников с космосом».

3. Подбор литературы о космосе, фотографии, плакаты.

Приобрела новые книги для  детей: М.Голдсмит «Космос», Л.Петрановская «Звездное небо», М.Гарлик  Иллюстрированный атлас «Вселенная», наглядно – иллюстрированное пособие «Рассказы детям о Космосе», К.Булычёв «Тайна третьей планеты», В.Бороздин «Что видно из окошка», «»Первый в космосе», Л.Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар», В.П.Кушанцев «О чем рассказал телескоп?», Н.Носов «Незнайка на Луне»,  Л.Обухова «Как малбчик стал космонавтом», детская энциклопедия «Звезды и планеты». Использовала интернет ресурсы: WWW.maam.ru ; azbuka-uma.by.

4. Проведение по разработанной технологии.

Для реализации проекта мною был составлен план мероприятий, который разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, НОДы, наблюдения, чтение художественной литературы, игры, развлечения. Считаю, что работая над данной темой в течении недели у детей сформируются устойчивые знания.

Содержание плана работы по проекту соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей старшего дошкольного возраста, давала в играх, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемных ситуаций.

 Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта – схема Солнечной системы (объемный и плоскостной), карта звездного неба, макеты поверхностей Марса и Луны, иллюстрации, фотографии, модели планет Солнечной системы и пр.

Построение образовательного процесса строится согласно плану, адекватных возрасту формах работы с детьми (игровая деятельность, художественно – продуктивная, проведение досугов и развлечений).

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы: форме, размере, движении вокруг Солнца по своим орбитам. Узнали исторические названия планет. Пополнили знания о жизни и деятельности первого космонавта Ю.А.Гагарине. Дети узнали о значении слов: орбита, астрономы, обсерватория, телескоп.

Данная деятельность способствовала формированию у детей диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно – поисковые ситуации, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций (Приложение 2).

Большое внимание было уделено созданию условий для развития у детей любознательности, стремлению к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей и речи.

Построение воспитательно – образовательной работы в контексте проекта позволяет учесть следующие принципы:

- принцип гуманизации (уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса);

- принцип приемственности образования (сотрудничество с музеем краеведения города Энгельса, другими Дошкольными организациями);

- принцип системности (все компоненты в плане проекта взаимосвязаны и взаимозависимы).

Для познавательного развития с детьми проводили еженедельные беседы на темы: «Земля наш дом во вселенной», «Кто придумал ракету», «Первые открыватели Космоса», «Почему бывает день, ночь, лето, зима», Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля», «Сколько звезд на небе», «Пришельцы из Космоса». Целью бесед является развитие интереса к научному познанию, социальной действительности, любознательности.

Во время проведения проекта дети конструировали ракеты, лепили веселых инопланетян, рисовали звездную туманность (по мокрой бумаге), нашу красавицу Землю и пр. Детские работы выставлялись на выставке мини – музея детского сада «Космос».

5. Организация сюжетно – ролевых игр, дидактических и подвижных игр.

В увлекательной форме дошкольники получали элементарные представления о Вселенной, Солнечной системе, спутниках, работе космонавтов и изобретателях. Полученные знания закрепляли в процессе игры. Наиболее эффективной является сюжетно – ролевая игра  «Космическое путешествие» (Приложение 3), «Юные исследователи космоса». Так же дети с удовольствием играли в  строительные, дидактические,  игру - ассоциацию, а также досуги и развлечения: «В гостях у звезд» (Приложение 4), «Будем космонавтами» (Приложение 5), «Солнечный круг».

В совместной деятельности читали художественную литературу Л. Томилина «Кто первым догадался, что Земля круг», р.н. сказка «Солнце, Месяц и Ворон  Воронович», К.Булычев «Тайна третьей планеты» и пр., рассматривали иллюстрации и фотографии. Использовали полученную информацию, как предварительную работу перед НОД.

6. Работа с родителями по заданной теме.

Наилучшим результатом является высокая поддержка родителями данного проекта. С помощью родителей был создан мини – музей «Космос», организованна выставка семейных поделок «Ракеты на старт!», выставка картин «Звездный вернисаж».

Родители стали нашими активными помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, сувениров), изготовлении атрибутов для игр: скафандр, кислородные баллоны, телескоп, модели планет Солнечной системы, пульт управления.

При поддержке родителей было организованно посещение  Энгельсского краеведческого музея, где сотрудники музея провели интереснейшую экскурсию о первом полете космонавта  Ю.А.Гагарине и его историческом приземление на нашей земле.

Необычным опытом было для детей выступать в роли экскурсовода по мини – музею «Космос» для детей других групп и детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями.

Итогом нашей работы по проекту стала непосредственно образовательная деятельность с детьми в образовательной области познавательного развития по развитию окружающего мира на тему «Конференция астрономов»    (Приложение 6), на которой дети смогли показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку.

5. Рабочий план реализации проекта

Рабочий план проекта разработан в форме тематических недель. Тематическая неделя включает в себя беседы, наблюдения, чтения художественной литературы, игры, развлечения.

Темы недели:

1. Неизвестная вселенная;

2. Немного истории;

3. От телескопа до зондов;

4. Покорители космоса;

5.Земля в космосе;

6. День и ночь сутки прочь;

7. Солнце и другие звезды;

8. Солнечная система.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Февраль     III   неделя.

Понедельник

МБДОУ №63

Вечерняя прогулка на территории детского сада.

Гр№6

Беседа: «Земля наш дом во вселенной»

Наблюдение за звездным небом.

Воспитатель группы Мацык Т.Н..

Вторник

МБДОУ №63

Гр№6

Совместное решение о создании мини – музея «Космос»

Воспитатель Мацык Т.Н.  родители группы

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение К.Булычева «Тайна третьей планеты»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Конкурс поделки «Космические фантазии»

Воспитатель.

Пятница

Энгельсский краеведческий музей

Посещение музея

Воспитатель Мацык Т.Н., родители группы.

Февраль IV неделя.

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Беседа на тему: «Кто придумал ракету?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

На территории детского сада

МБДОУ №63 Гр№6

Наблюдение Солнца по небосклону.

Составление нового календаря (модель).

Воспитатель Мацык Т.Н.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Конструирование из строительного материала «Ракета»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы: В.Бороздин «Что видно из окошка?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Спортивный досуг «Будем космонавтами»

Воспитатель Мацык Т.Н., физ. инструктор.

Макеенко Е.С

Март  I неделя .

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Беседа на тему: «Сколько звезд на небе?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

В детском саду и дома Гр№6

Изготовление телескопа

Воспитатель, Мацык Т.Н. родители гр.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Рассматривание иллюстраций современной космической техники.

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы В.П.Кушанцев «О чем рассказал телескоп?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Рисование космической техники

Воспитатель Мацык Т.Н.

Март II неделя.

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Беседа на тему: «Первые открыватели космоса»

Наблюдение за работой космонавтов через видеозапись.

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

В детском саду и дома Гр№6

Сбор информации Ю.А.Гагарине

Чтение В.Бороздина «Первый в Космосе»

Воспитатель Мацык Т.Н. и родители группы

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Аппликация на тему «Космонавт»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы Л.Обухова «Как мальчик стал космонавтом»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Сюжетно - ролевая игра «Юные исследователи космоса»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Март III неделя

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Беседа на тему: «Наша Земля – красавица»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

МБДОУ №63 Гр№6

Моделирование Земли из плас

телина (ядро, мантия, кора)

дид. игра «Что изменилось»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Рисование на тему: «Луга и леса – это наша Земля»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы Л.Томилин «Кто первым догадался, что земля это шар». Рассматривание «атлас Земли»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Строительная игра «Космодром».

Воспитатель Мацык Т.Н.

Март IV  неделя

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Беседа на тему: «Почему бывает день и ночь, лето и зима?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

МБДОУ №63 Гр№6

Наблюдение за частями суток (смена, длительность)

Эксперимент с глобусом и лампой

Воспитатель Мацык Т.Н.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Рисование на тему «Времена года» с прослушиванием П.Чайковского

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы С.Маршак «Времена года».

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы К.Ушинский «Четыре желания». Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Апрель I неделя

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

НОД ознакомление с окружающим миром «Полет в космос»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

В детском саду и на улице. Гр№6

Опыт (звезды светят постоянно)

Наблюдение за звездным небом

Воспитатель Мацык Т.Н.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Рисование на тему: «Звездная туманность» (по мокрой бумаге) Чтение художественной литературы Сказки народов Сибири «Небесный олень»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

Энгельсский район место приземления Ю.А.Гагарина Гр№6

Поездка к месту приземления Ю.А.Гагарина

Воспитатель Мацык Т.Н.

Родители группы

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

Досуг «В гостях у звезд». Дидактическая игра «Звезды на небе»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Муз. руководитель Ливадная С.К.

Апрель II неделя

Понедельник

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы Н.Носов «Незнайка на Луне»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Вторник

МБДОУ №63 Гр№6

Рисование «Среди планет»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Среда

МБДОУ №63 Гр№6

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Четверг

МБДОУ №63 Гр№6

Чтение художественной литературы Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг другу в гости приходили»

Воспитатель Мацык Т.Н.

Пятница

МБДОУ №63 Гр№6

НОД ознакомление с окружающим миром «Конференция астрономов»

Воспитатель

Мацык Т.Н.

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

Краткосрочные результаты: Дети  вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет, телескопов и пр. космической техники. Возможность участия в создании мини – музея, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых соревнованиях, представить свои поделки, рисунки.

Систематизировалось и повысилось качество работы с детьми по развитию познавательно – исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности. Распространение личного педагогического опыта.

Долгосрочные результаты: Проект помог сформировать у детей: элементарные знания по теме «Космос»; диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе;  нравственно патриотические чувства; проявление познавательной активности. Родители приобрели: практические знания и навыки взаимодействия с ребенком, приобрели партнерские отношения с педагогами группы в совместной организации жизни группы. Полученный положительный опыт по работе над проектом повысил уровень педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

7. Оценка эффективности реализации Проекта

С целью выявления у детей уровня знаний о космосе провела повторное диагностическое обследование. Работа по проекту «Космос» дала положительную динамику уровня знаний детей. О чем свидетельствуют результаты. Диагностика выявления знаний детей проводилась в качестве итогового мероприятия (НОД по окружающему миру «Конференция астрономов).

8. оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

В запланированной работе по проекту «Космос», могут возникнуть некоторые риски. В запланированный день наблюдений за звездами, солнцем может быть облачность, поэтому наблюдения можно провести в любые дни в течении данной недели. Если в день поездки к месту приземления Ю.А.Гагарина возникнут непредвиденные трудности с транспортом или не позволят погодные условия нужно подготовить для просмотра видеофильм «Первое приземление Космонавта». Запланировать индивидуальную работу с детьми, пропустившими по болезни  какую-то запланированную тему.

9. Дальнейшее развитие проекта

Результатом проектной деятельности «Космос» стал мини-музей, который мог бы стать необычным опытом  для детей, выступивших в роли экскурсоводов  для воспитанников других групп или детей других детских садов. Где дети могли «блеснуть» новыми знаниями, полученными в ходе проекта «Космос».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От творческого занятия по бисероплетению к творческому росту ребёнка»

Художественно- эстетическое воспитание дошкольников....

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Детско-родительский творческий проект «Сказки Пушкина» (развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Сказки Пушкина»  Развитие нравственно-эстетических чувств,  познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, позн...

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Творческий проект «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями»

Долгосрочный творческий проектМДОУ «Д/с № 69» г.Ухта Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с творческими профессиями.»...

"От творческого воспитателя - к творческому ребенку"

 Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитание в семье, но и специальными  занятиями организуемые в детском саду, и может о...

Сагитова Г.М., Шевченко И.А. ПРОЕКТ-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «СКОЛЬКО РЫБКЕ ЛЕТ?» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" // Инновации творческих преобразований: Сборник материалов Международной научно- творческой конференции с практикумом «Инновации творческ

Разработан проект-экспериментированиепо расширению у детей дошкольного возрастапредставлений о рыбах и водных обитателях, рассмотрены органзационный,исследовательский и презентационный этапы проекта. ...