формирование представлений у детей о сезонных изменениях
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

отчет о проделанной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20.11.2014_otchet.docx55 КБ
Файл 20.11.2014_otchet.rar39.51 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Тема: Формирование представлений о сезонных изменениях у детей младшего дошкольного возраста с использованием динамических систем.

2.

У детей дошкольного возраста формирование конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и синтеза.

Учитывая специфику детей дошкольного возраста особенности их психического и личностного развития, можно сказать что в данном возрасте у детей есть отдельные представления об изменениях  в природе, однако они затрудняются выявлять элементарные взаимосвязи. Существует много методов и приемов ознакомления детей с изменениями в природе, но мы считаем лучше использовать метод динамических систем.

Е.И. Тихеева, Д.В. Сергеева, С.Н. Николаева, и др., доказали, что знания закономерностей о взаимосвязи в природе, заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов, объектов.

Таким образом, использование динамических систем при ознакомлении детей с природой  становится важным фактором их умственного развития.

3.

Учеными были выявлены условия, при которых достигается эффект умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с закономерными изменениями природы. К ним относятся:

  • регулярные (с одинаковым интервалом времени) наблюдения;
  • синхронные с фиксацией их результатов в календаре;
  • ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.

4.

Мы считаем, что выполнение всех этих условий возможно при использовании в работе динамических систем, поэтому

Цель нашей работы: способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях при помощи динамических систем.

Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи.

Задачи:

  1. Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях.
  2. Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
  3. Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Для решения намеченных задач мы определили этапы работы.

  1. Начальный
  2. Основной
  3. Заключительный

5.

На начальном этапе мы изучили методику по использованию динамических систем Н.Н. Поддъякова и С.Н. Николаевой.

Описание методик:

Н.Н Поддъяковым  была разработана подвижная конструкция, условно названная Дрон. Она заключалась в демонстрации детям видоизменений которые производились на глазах у детей, либо готовые положения конструкции, резко различающиеся между собой. Им было установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений. Этого не наблюдалось, тогда когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции.

С.Н. Николаева предлагает методику недельного ознакомления дошкольников с сезонными изменениями  в природе т.е. одну неделю каждого месяца проходит цикл наблюдений за комплексом сезонных явлений в неживой природе, растительном, животном и социальном мире.

6.

Изучив авторские методики, мы вывели свой алгоритм работы:

  1. Формирование обобщенных представлений об изменениях в неживой природе.
  2. о приспособленности растений, животных к неживой природе.
  3. И  о приспособленности людей к изменениям среды.

7.

Далее провели диагностику.

Для этого мы  использовали методику: В.Синельниковой и О.М. Газиной.  Она  позволяет достаточно полно выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе и проводиться   с помощью индивидуальных  бесед  и дидактических игр.

Проведя диагностику мы увидели, что большие затруднения дети испытывают при объяснении причинно-следственных связей в природе таких как: не могут рассказать почему появляются лужи, почему они высыхают, не знают зачем нужен дождь и т.д.

Анализ результатов доказывает необходимость проведения целенаправленной, последовательной педагогической работы по развитию представлений о сезонных изменениях.

8.

На основном этапе мы отрабатывали наш алгоритм работы.

Проводили цикл занятий, наблюдений, дидактических игр, бесед.. По ходу наблюдения обучали исследовательским действиям. Приучали малышей рассказывать о результатах наблюдения.

9.

При изучении обобщенных представления в неживой природе побуждали устанавливать простейшие взаимосвязи

  • Светит солнце, становиться теплее;
  • Темные тучи на небе – будет дождь, или снег;
  • После дождя, все кругом мокрое и др.

В связи с этим проводили наблюдения: за солнцем, за небом и облаками и др.

Эффективным приемом установления простейших взаимосвязей являются элементарные опыты. «Свойства  воды», «Мокрый песок», и др.

Рассматривали картины: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», и т.д.

Использовала иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др

Проводили дидактические игры: «Когда это бывает?», «Третий лишний», и др.

Подвижные игры.

Беседы: "Для чего нужна вода?" и др.

Беседы, наблюдения сопровождались чтением художественной литературы.

10.

Для формирования обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к явлениям неживой природы использовала следующие методы и приемы.

Наблюдения: за птицами,  за деревом, за сезонными изменениями и др.

Опыты: в тепле на веточках появились зеленые листочки и др.

таким образом устанавливали простейшие взаимосвязи

  • Стало тепло – появляется трава, первые цветы;
  • Светит солнце –порхают бабочки;
  • Дует ветер – качаются деревья;

Через труд также обучали устанавливать простейшие взаимосвязи:

Птицам холодно – их надо кормить.

Цветок завял - растениям нужна вода – полив цветов в цветнике.

Дидактические игры: «Где растет?», «Почтальон принес посылку», и др.

На улице проводили подвижные игры.

Рассматривали картины.

Проводили беседы: Зачем зайчику другая шубка?, Листопад.

Беседы и наблюдения так же сопровождались чтением художественной литературы.

11.

Формируя обобщенные представления о приспособленности людей к изменениям в природе мы проводили.

Наблюдения: Одежда людей в разные сезоны, Сбор урожая и др.

Рассматривали картины по темам: Серия «Наша Таня» и др.

Сюжетно ролевые игры.

Экскурсии: За территорию детского сада «Наблюдение за уборкой улиц», «За работой дворника» и др.

Труд: Уборка листьев на участке, чтобы весной травка росла быстрее и др.

12.

Данная работа проводилась по перспективному плану детского сада с учетом рекомендаций С. Н. Николаевой, а именно одна неделя каждого месяца была посвящена изучению изменений в природе характерных для этого месяца. Это позволило сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах года, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Результатом деятельности является проведение итогового занятия по сезону на котором дети демонстрируют свои знания в области природных явлений, животных, растений, социального мира. На итоговых занятиях используются развивающие игры направленные на обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе, об их характерных особенностях.

13.

На заключительном этапе происходит закрепление знаний, умений и навыков по формированию представлений о сезонных изменениях  у детей и дальнейшему их совершенствованию.  Для этого в группе была создана специальная среда: мы разделили группу на зоны и выделили уголок природы, изготовили подвески по сезонам, календарь природы «Окно», макет «Времена года», разные пособия .

14.

Ну и конечно мы понимали, что успешность усвоения детьми представлений о сезонных изменениях не возможно без взаимодействия с родителями.

В работе с родителями использовались как традиционные формы так и нетрадиционные.

С большим интересом родители участвуют в экологических акциях: «Накормим птиц»,  «Кормушка», «Сохраним ёлку – красавицу наших  лесов.       Родители не остаются равнодушными.

15.

Также на заключительном этапе прошла повторная диагностика.

Её  результаты по сравнению с диагностикой в начале года, стали выше, из-за снижения низкого и среднего уровня. Следовательно, можно сделать вывод, что у детей сформировались  представления о сезонных изменениях при помощи динамических  систем.

16.

Дети научились:

Называть времена года, не только в жизни но и изображенное на картинке; признаки времени года; объясняют почему люди одевают ту или иную одежду; что нужно взять с собой если идет дождь; могут рассказать почему они не катаются на санках летом.

В ходе экологической деятельности дети научились проявлять заботу, бережное отношение к природе.

Дети сами могут придумывать загадки, решать элементарные логические задачи. И самое важное, когда решая логические задачи дети могут понять содержание со скрытым смыслом.

17.

В перспективе на будущее мы планируем:

  1. Внедрить в работу систему использования мнемотаблиц для составления рассказов о признаках времен года, о погоде и т.д.
  2. Способствовать развитию самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

 



Предварительный просмотр:

1.

Тема: Формирование представлений о сезонных изменениях у детей младшего дошкольного возраста с использованием динамических систем.

2.

У детей дошкольного возраста формирование конкретных представлений об изменяющемся предмете происходит при участии важнейших мыслительных процессов — анализа и синтеза.

Учитывая специфику детей дошкольного возраста особенности их психического и личностного развития, можно сказать что в данном возрасте у детей есть отдельные представления об изменениях  в природе, однако они затрудняются выявлять элементарные взаимосвязи. Существует много методов и приемов ознакомления детей с изменениями в природе, но мы считаем лучше использовать метод динамических систем.

Е.И. Тихеева, Д.В. Сергеева, С.Н. Николаева, и др., доказали, что знания закономерностей о взаимосвязи в природе, заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Н.Н. Поддъяков подчеркивает, что для становления и развертывания различных форм мышления в дошкольном возрасте чрезвычайно важную роль играет восприятие детьми изменений и преобразований предметов, объектов.

Таким образом, использование динамических систем при ознакомлении детей с природой  становится важным фактором их умственного развития.

3.

Учеными были выявлены условия, при которых достигается эффект умственного воспитания дошкольников в процессе их ознакомления с закономерными изменениями природы. К ним относятся:

  • регулярные (с одинаковым интервалом времени) наблюдения;
  • синхронные с фиксацией их результатов в календаре;
  • ретроспективные и перспективные вопросы, позволяющие строить цепочку последовательных событий.

4.

Мы считаем, что выполнение всех этих условий возможно при использовании в работе динамических систем, поэтому

Цель нашей работы: способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях при помощи динамических систем.

Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи.

Задачи:

  1. Углубить и расширить представления детей о сезонных изменениях.
  2. Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
  3. Воспитывать чувства бережного отношения к природе.

Для решения намеченных задач мы определили этапы работы.

  1. Начальный
  2. Основной
  3. Заключительный

5.

На начальном этапе мы изучили методику по использованию динамических систем Н.Н. Поддъякова и С.Н. Николаевой.

Описание методик:

Н.Н Поддъяковым  была разработана подвижная конструкция, условно названная Дрон. Она заключалась в демонстрации детям видоизменений которые производились на глазах у детей, либо готовые положения конструкции, резко различающиеся между собой. Им было установлено: когда дети могли проследить все последовательные переходы Дрона из одного состояния в другое, у них формировалась система представлений. Этого не наблюдалось, тогда когда дети знакомились только с отдельными состояниями конструкции.

С.Н. Николаева предлагает методику недельного ознакомления дошкольников с сезонными изменениями  в природе т.е. одну неделю каждого месяца проходит цикл наблюдений за комплексом сезонных явлений в неживой природе, растительном, животном и социальном мире.

6.

Изучив авторские методики, мы вывели свой алгоритм работы:

  1. Формирование обобщенных представлений об изменениях в неживой природе.
  2. о приспособленности растений, животных к неживой природе.
  3. И  о приспособленности людей к изменениям среды.

7.

Далее провели диагностику.

Для этого мы  использовали методику: В.Синельниковой и О.М. Газиной.  Она  позволяет достаточно полно выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе и проводиться   с помощью индивидуальных  бесед  и дидактических игр.

Проведя диагностику мы увидели, что большие затруднения дети испытывают при объяснении причинно-следственных связей в природе таких как: не могут рассказать почему появляются лужи, почему они высыхают, не знают зачем нужен дождь и т.д.

Анализ результатов доказывает необходимость проведения целенаправленной, последовательной педагогической работы по развитию представлений о сезонных изменениях.

8.

На основном этапе мы отрабатывали наш алгоритм работы.

Проводили цикл занятий, наблюдений, дидактических игр, бесед.. По ходу наблюдения обучали исследовательским действиям. Приучали малышей рассказывать о результатах наблюдения.

9.

При изучении обобщенных представления в неживой природе побуждали устанавливать простейшие взаимосвязи

  • Светит солнце, становиться теплее;
  • Темные тучи на небе – будет дождь, или снег;
  • После дождя, все кругом мокрое и др.

В связи с этим проводили наблюдения: за солнцем, за небом и облаками и др.

Эффективным приемом установления простейших взаимосвязей являются элементарные опыты. «Свойства  воды», «Мокрый песок», и др.

Рассматривали картины: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», и т.д.

Использовала иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова и др

Проводили дидактические игры: «Когда это бывает?», «Третий лишний», и др.

Подвижные игры.

Беседы: "Для чего нужна вода?" и др.

Беседы, наблюдения сопровождались чтением художественной литературы.

10.

Для формирования обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к явлениям неживой природы использовала следующие методы и приемы.

Наблюдения: за птицами,  за деревом, за сезонными изменениями и др.

Опыты: в тепле на веточках появились зеленые листочки и др.

таким образом устанавливали простейшие взаимосвязи

  • Стало тепло – появляется трава, первые цветы;
  • Светит солнце –порхают бабочки;
  • Дует ветер – качаются деревья;

Через труд также обучали устанавливать простейшие взаимосвязи:

Птицам холодно – их надо кормить.

Цветок завял - растениям нужна вода – полив цветов в цветнике.

Дидактические игры: «Где растет?», «Почтальон принес посылку», и др.

На улице проводили подвижные игры.

Рассматривали картины.

Проводили беседы: Зачем зайчику другая шубка?, Листопад.

Беседы и наблюдения так же сопровождались чтением художественной литературы.

11.

Формируя обобщенные представления о приспособленности людей к изменениям в природе мы проводили.

Наблюдения: Одежда людей в разные сезоны, Сбор урожая и др.

Рассматривали картины по темам: Серия «Наша Таня» и др.

Сюжетно ролевые игры.

Экскурсии: За территорию детского сада «Наблюдение за уборкой улиц», «За работой дворника» и др.

Труд: Уборка листьев на участке, чтобы весной травка росла быстрее и др.

12.

Данная работа проводилась по перспективному плану детского сада с учетом рекомендаций С. Н. Николаевой, а именно одна неделя каждого месяца была посвящена изучению изменений в природе характерных для этого месяца. Это позволило сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах года, о закономерности постепенного преобразования природы в течении года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Результатом деятельности является проведение итогового занятия по сезону на котором дети демонстрируют свои знания в области природных явлений, животных, растений, социального мира. На итоговых занятиях используются развивающие игры направленные на обобщение знаний детей о сезонных изменениях в природе, об их характерных особенностях.

13.

На заключительном этапе происходит закрепление знаний, умений и навыков по формированию представлений о сезонных изменениях  у детей и дальнейшему их совершенствованию.  Для этого в группе была создана специальная среда: мы разделили группу на зоны и выделили уголок природы, изготовили подвески по сезонам, календарь природы «Окно», макет «Времена года», разные пособия .

14.

Ну и конечно мы понимали, что успешность усвоения детьми представлений о сезонных изменениях не возможно без взаимодействия с родителями.

В работе с родителями использовались как традиционные формы так и нетрадиционные.

С большим интересом родители участвуют в экологических акциях: «Накормим птиц»,  «Кормушка», «Сохраним ёлку – красавицу наших  лесов.       Родители не остаются равнодушными.

15.

Также на заключительном этапе прошла повторная диагностика.

Её  результаты по сравнению с диагностикой в начале года, стали выше, из-за снижения низкого и среднего уровня. Следовательно, можно сделать вывод, что у детей сформировались  представления о сезонных изменениях при помощи динамических  систем.

16.

Дети научились:

Называть времена года, не только в жизни но и изображенное на картинке; признаки времени года; объясняют почему люди одевают ту или иную одежду; что нужно взять с собой если идет дождь; могут рассказать почему они не катаются на санках летом.

В ходе экологической деятельности дети научились проявлять заботу, бережное отношение к природе.

Дети сами могут придумывать загадки, решать элементарные логические задачи. И самое важное, когда решая логические задачи дети могут понять содержание со скрытым смыслом.

17.

В перспективе на будущее мы планируем:

  1. Внедрить в работу систему использования мнемотаблиц для составления рассказов о признаках времен года, о погоде и т.д.
  2. Способствовать развитию самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования: « Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру

Формировать у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения через игру....

Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»

главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Учебно-методическое пособие по углублению и расширению знаний детей о сезонных изменениях в природе «Волшебный круг»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В игре могут участвовать от 1 до 4 детей. Игра будет интересна воспитателям детских садов, родителям, гувернерам и др....

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе

Методы организации детей при ознакомлении с природой....

Знакомство детей с сезонными изменениями в природе с помощью физкультминутки

Дошкольное образования – это первая ступень образования, это начальный этап приобретение знаний, умений и навыков – зарождение определённых интересов, способностей, идентификация реб...

НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.

НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весна пришла»Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Задачи:Образователь...