Развивающие игры в средней группе на знакомство детей с сезонными изменениями природы родного края
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Развивающие игры для детей средней группы на знакомство с сезонными именениями природы родного края Ленинградская область. Методические разработки авторов, ученных и исследователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры в средней группе

В толковом словаре С. И. Ожегова раскрывается понятие «игра», как «занятие, служащее для развлечения и отдыха».

В современном большом энциклопедическом словаре игра определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив, который заключается не в её результатах, а в самом процессе. В Большом психологическом словаре игра представлена уже не как деятельность, а как один из видов активности человека.

В. А. Сухомлинский говорил о важности игры в процессе умственного развития ребёнка. Он считал, что без игры невозможно достичь полноценного роста и развития ума. Игра – это, по его мнению, огромное светлое окно, через которое проникает в духовный мир малыша поток понятий и представлений. «Как искра, она зажигает огонёк любознательности, позволяя детям открыть для себя новые горизонты и познать мир во всех его выражениях».

К. В. Раскатова описывает, что существуют различные виды игр, такие как – творческие (организовываются детьми самостоятельно); дидактические (инициируются взрослыми и имеют свод готовых правил); народные (игры, пришедшие из народной культуры). Творческие игры делятся на несколько подгрупп: сюжетно-ролевые игры (деловое общение), театрализованная деятельность (режиссёрские игры, игры – драматизации), конструкторские. Также виды игр: игры с правилами, дидактические игры, развивающие игры, игры с предметами, настольно – печатные игры, словесные, подвижные и народные.

А. Р. Малыгина считает, что из всего многообразия игр, основой для успешного всестороннего развития детей, являются развивающие игры.

Л. В. Казакова в своей работе по использованию развивающих игр раскрыла понятие развивающая игра – это полноценная, специфическая и довольно содержательная для детей средней группы деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Г. М. Баева считает, что одним из важных средствобучения, воспитания и развития ребёнка являются развивающие игры.Развивающие игры – интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.

А. Р. Малыгина считает, что в настоящее время много создано развивающих игр и пособий. В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

  1. совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно– познавательной деятельности;
  2. постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
  3. повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
  4. органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
  5. единство обучающих и воспитательных воздействий.

Реализуя эти принципы, создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка средней группы, что имеет огромное значение для учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе сверстников. Ребёнок, увлекаясь привлекательным замыслом новой игры, не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. В основу развивающих игр положены два принципа обучения  это «от простого к сложному» и «самостоятельно по способностям». Каждая из развивающих игр, как правило, модель действительности. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и другие) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и другие).

А. Р. Малыгина описывает, что, используя развивающие игры в образовательном процессе, воспитателю необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Важной особенностью развивающих игр, которые используют воспитатели в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей. В деятельности с помощью развивающих игр у детей средней группы развиваются психические процессы.

А. Р. Малыгина считает, что игра полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Через игру ребёнок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В игре дети средней группы воссоздают модель окружающей его среды, обыгрывают различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Занятия в игровой форме помогут развить у детей средней группы ловкость, наблюдательность, мышление, память. В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития детей. В этом помогут развивающие игры. Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, так как в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребёнок, увлечённый интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. Развивающие игры весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, то есть тем, для чего она создана. Цель развивающей игры - формирование конкретных психических процессов и способностей детей. Характерными особенностями игры являются:

1) выполнение разнообразных практических действий;

2) широкое использование дидактического материала;

3) выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

4) не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

А. Р. Малыгина считает, что использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1) Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач;

2) Систематизация и классификация игры по предложенным задачам. Все игры должны быть подобраны с учётом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно;

3) Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребёнком. Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). Развивающие игры для детей дошкольного возраста содержат условия, содействующие гармоничному развитию личности: целостность эмоционального и познавательного начала, внешних и внутренних действий, а также индивидуальной и коллективной активности детей. Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний ребёнка.

Таким образом, по мнению современных исследователей (Л. В. Казакова, Г. М. Баева, В. А. Батранина, А. Р. Малыгина), развивающие игры являются прекрасным средством для знакомства детей средней группы с сезонными изменениями природы родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с сезонными изменениями в природе с помощью физкультминутки

Дошкольное образования – это первая ступень образования, это начальный этап приобретение знаний, умений и навыков – зарождение определённых интересов, способностей, идентификация реб...

Конспект занятия в средней группе «Байкал» Знакомство детей с родным краем

Конспект занятия в средней группе «Байкал»Знакомство детей с родным краем...

Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...

Консультация для педагогов «Знакомство детей с сезонными изменениями в природе с помощью физкультминутки»

Дети дошкольники – непоседливы, они активны, изобретательны, умелы и очень изобретательны. Они охотно вступают в дискуссию друг с другом, делятся своими впечатлениями и переживаниями....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ

Система работы направлена на патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, учитывая актуальные потребности современного общества. В последние десятилетия патриотизму уделяли недос...

Знакомство детей средней группы с сезонными изменениями природы родного края

Знакомство детей средней группы с сезонными изменениями природы ЛО...