ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ
методическая разработка (подготовительная группа)
Система работы направлена на патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, учитывая актуальные потребности современного общества. В последние десятилетия патриотизму уделяли недостаточно внимания, что привело к ослаблению чувства привязанности к родине. Патриотическое воспитание играет ключевую роль в становлении личности ребенка, прививает любовь к родной стране, городу, дому и семье. В условиях роста технического прогресса и глобализации особенно важно уделять внимание духовным ценностям и воспитанию патриотизма.
Работа основывается на изучении национального и регионального наследия, знакомстве с историей и культурой родного края. Это формирует у детей чувство принадлежности к своей стране и городу, а также развивает уважение к труду предков и стремление продолжать их дело. Введение в действие Закона РФ "Об образовании" усилило значимость этого направления, сделав знакомство с культурным наследием одним из приоритетов дошкольного образования.
Опыт работы включает три основных этапа: начальный (выявление исходного уровня знаний), основной (формирование знаний о родном крае) и заключительный (оценка результатов). Используются разнообразные методы и формы работы, такие как занятия, беседы, дидактические игры, экскурсии и продуктивная деятельность. Важным элементом является сотрудничество с родителями, которое усиливает эффект патриотического воспитания.
Новизна опыта заключается в разработке технологий формирования представлений о родном крае у дошкольников. Прогнозируемым результатом является повышение уровня знаний о родном крае, усиление мотивации к его изучению и создание условий для успешного сотрудничества с родителями в вопросах патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Ласточка»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ
Воспитатель:
Гусева Е.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава I. Технология описания опыта по формированию у детей дошкольного возраста знаний о родном крае………………….…………………………….....7
1.1. Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем…….……………………………………………………………….7
1.2.Планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с родным краем…………..……………………………………………….11
Глава II. Экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста знаний о родном крае…………………………………………………13
2.1. Методика констатирующего этапа эксперимента………………………..13
2.2. Технология работы по ознакомлению детей с родным краем по блокам…………………………………………………………………… ...……17
2.3. Результаты опыта работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем………………………………………………...23
Заключение …………………………………………………………………..26
Литература …………………………………………………………………...27
Приложение
Введение
В последнее десятилетие патриотическому воспитанию уделялось очень мало внимания: перестройка, смена символики страны (флага, герба), рождение нового гимна, переименование городов, улиц и т. д. Все эти события способствовали ослаблению внимания к патриотическому воспитанию. Но патриотизм необходим для становления личности ребенка, подростка, взрослого человека.
Чтобы формировать грамматически развитую личность в ребенке, нужно дать ему познать Родину в разных ее проявлениях. Для этого необходимо начать работу уже в младшем дошкольном возрасте. Так возникла идея становления этого опыта.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине долгое время не рассматривались в системе образования. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Нужно учить детей любить свою страну, город, улицу, школу, сад, дом, любить и гордиться.
А для этого нужно знать свою историю - с чего все начиналось, как развивалось, скольких сил и трудов стоило построить дом, построить город. Тогда ребенок - гражданин своей страны, своего города, член семьи - будет осознавать, что все это было ради него и его сверстников; и что ему и его друзьям предстоит продолжить дело предков. Приложить для этого много сил, знаний и умений, пройти все испытания, сохранить и приукрасить достояние предков и передать эстафету будущему поколению. И конечно, это
должно стать заботой каждого педагога дошкольного учреждения. Именно поэтому эта тема является актуальной.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса в ознакомлении дошкольников с родным краем через занятия, совместной деятельности и приобщение родителей в воспитании патриотических знаний.
Работа по необходимости повышения уровня сформированности нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с родным краем была разделена на несколько этапов:
I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2018г., 2019г.,2020г.
На этом этапе выявляется начальный уровень сформированности знаний с ознакомлением родным краем у детей в младшем, среднем, старшем дошкольном возрастах.
Цель констатирующего этапа - выявить начальный уровень сформированности знаний о родном крае на каждом возрастном этапе.
II этап – основной (формирующий) – с сентября 2018г. по май 2019г., с сентября 2019г. по май 2020г., с сентября 2020г. по май 2021г.
На этом этапе работа ведется с детьми в младшем, среднем, старшем дошкольном возрасте.
Цель формирующего этапа - формировать знания о родном крае у детей в младшем, среднем, старшем возрасте.
III этап – заключительный (контрольный) – май 2019г., 2020г., 2021г.
Результаты опыта работы в старшем дошкольном возрасте.
Цель контрольного этапа - выявить уровень сформированности знаний о родном крае у детей на каждом возрастном этапе.
Диапазон представленного опыта включает в себя систему занятий, бесед, дидактических игр и упражнений, продуктивной деятельности, прогулок, экскурсий, работу с родителями.
Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова; А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др [17].
Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда в которой они живут.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Он призывал развивать у детей любовь к Родине с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли.
А.П. Усова указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства, большое внимание уделять народному творчеству, которое позволит детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи. Она считала, что народные песни, сказки, игры доступны всем детям и способствуют формированию любви к Родине.
Новизна опыта состоит в разработке технологии формирования представлений о родном крае у дошкольников. Опыт работы адресован для педагогов, родителей и детей.
Цель работы – формирование у детей чувства любви к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
- формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формирование представлений о Мегионе, как о родном городе;
- овладение знаниями о родном крае на основе приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории ХМАО;
- формирование толерантного отношения к другой культуре, его представителям;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду.
Прогнозируемый результат:
- повышение уровня сформированности достоверных представлений о родном крае, культуре проживающих на территории ХМАО народов, их традициям;
- повышение мотивации к изучению родного края;
- создание условий для успешного сотрудничества с родителями в вопросах формирования у детей патриотических знаний.
Срок реализации 3 года.
Экспериментальная база МБДОУ ДСКВ №55 «Улыбка».
Глава I. Технология описания опыта по формированию у детей дошкольного возраста знаний о родном крае
1.1.Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Проблему формирования у дошкольников знаний о родном крае невозможно решить без целенаправленно систематически спланированной деятельности педагога на длительный период. Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.
Цель работы – формирование у детей чувства любви к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:
- формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду;
- формирование представлений о Мегионе, как о родном городе;
- овладение знаниями о родном крае на основе приобщения к культуре и традициям народов, проживающих на территории ХМАО;
- формирование толерантного отношения к другой культуре, его представителям;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду.
Для достижения цели и задач, мы наметили свою работу по
следующим блокам:
Блок – Мой дом, моя семья. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
Блок – Мой детский сад. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Вместе с детьми необходимо смотреть группу и ее помещения, познакомить с помещениями детского сада и их значением. Детей необходимо учить называть работников детского сада по имени и отчеству. Знакомить с трудом взрослых. В дни праздников вместе с детьми рассматривать красочное оформление детского сада, формировать у них чувство сопричастности к жизни дошкольного учреждения. Целесообразно подключать детей к оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Блок – Мой родной город - Мегион. Основная задача педагога – показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Внимание детей старшего дошкольного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказать об их значении.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами.
Блок – Моя малая родина. Формировать представления детей о родном крае, о малой родине. Знакомить с названиями близлежащих городов, рассказывать о самых красивых местах края, его достопримечательностях.
Во время прогулок, экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Подбирать познавательный материал, содержание которого в набольшей мере будет способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств. Давать представления детям о некоторых особенностях культуры народов (фольклоре народа: загадках, играх, музыке и т.д.). знакомить с обычаями национальных праздников.
Развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями коренных народов севера.
В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы нравственно-патриотического воспитания с учетом следующих принципов:
Знакомя дошкольников с родным краем, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, получали знания о традициях, обрядах коренного населения, овладевали новыми навыками и умениями. Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае, чтобы вызвать у детей интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны.
Таким образом, необходимо детям дать первоначальные сведения из географии, экономики, истории края – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении. Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе Севера, а также элементарные сведения о социальной структуре малой родины.
1.2. Планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с родным городом.
При планировании работы по ознакомлению детей с родным краем, мы старались использовать разные формы работы с детьми.
Используя эти формы работы, мы разработали перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным краем. Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, родном крае, стране, культурных традициях. Тематика занятий по сохраняется, при этом объем и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например календарные праздники – «Будем в армии служить» - в феврале (перед Днем защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Содержание тем предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме. Итоги работы над темами представляются во время общих праздников, семейных развлечений, интеллектуально-познавательных игр, КВН.
Таким образом, при планировании работы сначала было определено содержание, которое необходимо донести до детей – темы, затем определили цикличность занятий и составили перспективный план работы на год, начиная с младшего дошкольного возраста. Была определена цель: разработать и адаптировать содержание занятий в цикле ознакомление с окружающим «Формирование знания о родном крае», в которое вошли: «Моя семья», «Мой детский сад», «Природа края», «Мой город», «Коренные жители». Цикл состоит из занятий, бесед, наблюдений в природе и др. (см. Приложение 1).
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста знаний о родном крае
2.1. Методика констатирующего этапа.
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить первоначальный уровень знаний о родном крае на каждом возрастном этапе.
В соответствии с целью констатирующей эксперимент был направлен на решение следующих задач:
1. Определить критерии и показатели сформированности знаний о родном крае у детей дошкольного возраста.
2. Выявить исходный уровень сформированности знаний о родном крае у детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по воспитанию у детей основ гражданственности.
Для проведения констатирующего эксперимента использовались диагностическая методика, направленная на определение уровня сформированности знаний о родном крае у детей дошкольного возраста, представленная в книге А.Я.Ветохина, С.З.Дмитренко, Е.Н.Жигналь «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» [3].
По всем показателям определены три уровня выполнения заданий: высокий, средний, низкий. Уровни определяют в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задания:
- низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
- высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
В экспериментальной деятельности принимали участие дети одной и той же группы, на каждом возрастном этапе, в количестве 24 ребенка.
Для выявления первоначального уровня знаний о родном крае у детей младшего дошкольного возраста детям предлагались задания (см. Приложение 2). Дата проведения опыта - сентябрь 2018г.
Анализ полученных результатов позволил сделать определенные выводы: уровень представлений детей младшего дошкольного возраста о семье, детском саде, родном городе показали низкие результаты.
Высокий уровень – 2 детей – 9%
Средний уровень – 6 детей – 18%
Низкий уровень – 16 детей – 73 %.
Рисунок 1 – Уровень знаний детей младшего дошкольного возраста
о родном крае на этапе констатирующего эксперимента (в %).
Большинство детей называют свою фамилию, имя. Членов своей семьи называют с помощью наводящих вопросов. Не все дети знают расположение группы, на территории детского сада не ориентируются. Не знают основные признаки времён года, некоторые называют с помощью взрослого. Называют животных и растения по наводящим вопросам, не соотносят их по основным признакам, не делают простейшие обобщения. Имеют представления о содержании труда взрослых, но не самостоятельны в выборе игры, в осуществлении задуманного. Не используют малые фольклорные формы в речи, так как у детей плохо развит активный словарь. Большое количество детей показали низкий результат.
В среднем дошкольном возрасте для выявления исходного уровня знаний о родном городе были предложены детям задания, которые соответствуют для данного возраста (см. Приложение 2).
Дата проведения опыта - сентябрь 2019г.
Уровень представлений детей среднего дошкольного возраста о семье, детском саде, родном городе показали следующие результаты.
Высокий уровень – 4 детей – 18%
Средний уровень – 13 детей – 45%
Низкий уровень – 7 ребенка – 37%.
Рисунок 2 – Уровень знаний детей среднего дошкольного возраста
о родном крае на этапе констатирующего эксперимента (в %).
Все дети называют своё имя, фамилию. Называют членов своей семьи и ближайших родственников. Знают расположение помещений в детском саду, некоторые ориентируется при помощи взрослого. Многие дети знают улицу своего домашнего адреса. Определяют понятия «город» -«село». Времена года дети называют не все, многие ошибаются в определении основных признаков. Многие дети называют растения, животных нашего края, несколько детей затрудняются. Имеют достаточные представления о содержании и предметах труда взрослых. Не все дети отражают свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности. Уважительно относятся к труду взрослых, к результатам их труда. Большинство детей в играх очень активны. Мало детей знают названия своей национальности.
В старшем дошкольном возрасте для выявления исходного уровня знаний о родном городе были предложены детям задания (см. Приложение 2).
Дата проведения опыта - сентябрь 2020г.
По данным заданиям анализ полученных результатов позволил сделать определенные выводы: уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о семье, детском саде, родном городе показали не высокие результаты.
Высокий уровень – 7 детей – 32%
Средний уровень – 13 детей – 50%
Низкий уровень – 5 ребенка – 18 %.
Рисунок 3 – Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста
о родном крае на этапе констатирующего эксперимента (в %).
В своих рисунках дети отражают членов семьи, вид деятельности, чем они занимаются, рассказывают о своих рисунках. Знают достопримечательности родного города, но затрудняются рассказать. Знают символику страны, города, округа, но испытывают затруднения в объяснение, что означает тот или иной рисунок на символах. Дети затрудняются в составлении планов-схем.
Таким образом, полученные результаты дают нам определить дальнейшее содержание работы, учитывая возрастные особенности детей направленное на ознакомление детей с родным краем по намеченным блокам. В младшей группе нужно уделять внимание на ознакомление детей с детским садом, людям профессий, которые работают в саду. Использовать народный фольклор. В среднем дошкольном возрасте нужно включать ознакомление детей с родной природой (именно какие растения, животные относятся нашему краю), чем богата наша земля, какие профессии и т.д. В старшем дошкольном возрасте нужно уделить внимание на символику страны, округа, города, на значение символов. Уделить внимание на основные профессии нашего края. Нужно планировать работу с родителями, чтоб работа была эффективнее.
Из всего сказанного можно сделать вывод, результаты констатирующего этапа требуют проведения формирующего этапа в соответствии с педагогическими условиями.
2.2. Технология работы по ознакомлению детей с родным краем по блокам.
Цель формирующего этапа - формировать знания о родном крае у детей в младшем, среднем, старшем возрасте.
Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к традициям и промыслам народам нашего края;
— знакомство детей с символами страны, округа, города(герб, флаг, гимн);
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Начиная работу по данному направлению мы постарались создать для детей теплой, уютной атмосферы. Старались, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
С помощью родителей оформили в группе центр гражданско-патриотического воспитания, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. В нем представлены следующие материалы: фотоальбомы «Хорошо у нас в саду», «Дружная семья», «Мы живём на Севере», широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны, столицы, снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей (река Объ, парк Победы, северное сияние), иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества (потешки, сказки, былины, пословицы и поговорки), образцы российского герба и флага, символика округа, города, портрет презедента (старший дошкольный возраст).
Предлагаемый материал менялся и дополнялся в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Мой дом, моя семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Работа по данной теме нацелена на установление тесного контакта и взаимодействие детского сада с семьей, с родителями воспитанников. У детей развиваем понимание, что семья - это самые близкие, родные и дорогие люди; воспитываем уважение и заботливое отношение детей к членам своей семьи и окружающим; вызываем интерес к трудовой деятельности взрослых.
В младшей группе дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким. С детьми проводились игра-инсценировка «Петушок и его семья», подвижная игра «Курица и цыплята». Игры-беседы «Я люблю свою маму и папу», «В гостях у куклы Кати». Оформляли фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Моя мама самая красивая», «Мой папа самый лучший», изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.
В средней группе дети продолжали получать знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Проводились беседы «Наша дружная семья» (с илементами художественного конструирования), «Дружная семейка», игра «Маленкие помощники», оформляли фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.
В старшей группе с детьми проводились беседы «Семья и родной дом», «Мой папа», «Бабушка и дедушка в семье», «Моя родня». Оформляли альбом «Моя дружная семья», изготовление совместных поделок с мамами и папами. Изготовление праздничных открыток ко дню матери, подарков к Новому году, 8 марта, 23 февраля. Проводились совместные развлечения с родителями «8 марта», «Сильные и смелые» (спортивные соревнования вместе с папами). Встеча с интересными людьми: «Бабушкин сундук» (встреча с бабушками-рукодельницами), «Мой папа служит в полиции».
Мой детский сад.
Детский сад – второй родной дом для наших воспитанников, ведь именно здесь проводят они большую часть своего времени. Прививать любовь к детскому саду, уважение к людям, которые ежедневно заботятся о детях – основная цель работы по этой теме.
С детьми младшего возраста проводились экскурсии в прачку, медицинский кабинет, на кухню. Наблюдения за трудом помощника воспитателя, дворника и т.д.
В средней группе продолжалось работа знакомство с детским садом, трудом воспитателя. Традицией в нашей группе стало изготовление сувениров и поздравительных открыток для сотрудников детского сада ко всем праздникам.
В старшем возрасте продолжалась воспитывать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к сверстникам, уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять им радость. Это осуществлялась через трудовую деятельность(дежурство в столовой, уборка участка от листьев, снега, беседы, экскурсии по саду, рассматривание фотографий, развлечения и т.д.).
Родной город.
В младшей группе проводились: занятие «Мой город», экскурсии по улицам города, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе», рисование «Зима в городе», «Наш город», лепка «Северный олень», аппликация «Дома», конструирование «Строительство улицы города», «По нашей улице едут автобусы».
С детьми средней группы проводились беседы, рассказы об истории города, о людях в честь которых названы улицы, рассматривание фотоальбомов, экскурсии на почту, по улицам города. Изготовление макета улицы, ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение карты города», конкурс рисунков «Наш город глазами детей», заучивание домашних адресов, знакомство с памятниками города.
В старшей группе были проведены занятия: «История моего города», «На улице», «Ворота Нижневартовска» (аэропорт, вокзал), «Памятники истории г. Нижневартовска», сюжетно-ролевые игры: «Мы едим в городском транспорте», «Мой любимый город»; создание выставки «Город вечной молодости»; создание макета «Улицы, по которым мы ходим», на этом блоке старших дошкольников знакомили краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.
Мой край.
С детьми младшей группе проводились: занятия - «Край мой Севером зовется», беседа о жизни и труде оленеводов Крайнего Севера, экскурсии по улицам города, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе», рисование «Зима на Севере», «Наш город», лепка «Северный олень», «Кто живет в седой тундре», аппликация «Чум», разучивание подвижных игр народов Севера, чтение «Айога» - нанайская сказка, «Кукушка»- ненецкая сказка.
В среднем возрасте на этом блоке продолжалось тематика занятий: «Край мой Севером зовется», беседа о жизни и труде оленеводов Крайнего Севера, экскурсии по улицам города, беседы «Где работают ваши родители?», «Люди каких профессий живут в нашем городе», рисование «Зима в Югре», «Наш край», «Берег Оби», лепка «Кукла - хантейка», «Кто живет в седой тундре», аппликация «Варежки», разучивание подвижных игр народов Севера, чтение сказки «Айога» - нанайская сказка, «Кукушка»- ненецкая сказка, «Семилетний стрелок из лука»- сборник саамских сказок. При ознакомлении с родной природой старались воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Поощряла желание больше узнать о родной природе.
В старшей группе на занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории Югры (глобус, карта). Расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что в Югре живут люди многих национальностей, у них своя народная культура, традиции. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей малой родине, её культуре, осознание личной причастности к жизни нашего края и России.
В группе с детьми создали мини-музей «Хантыйское стойбище». Здесь можно познакомиться с жилищем ханты и манси – чумом, с нартами, с народным костюмом, хантыйскими узорами, фольклором и произведениями наших местных писателей. Знакомство с хантыйскими сказками и легендами побудило детей к творчеству. В группе организовали выставку рисунков «Мой любимый край». В создании музея активно участвовали и родители воспитанников. В группе с детьми изготовили народные игрушки: оленят, кукол- «акань». Эти поделки стали излюбленными спутниками в игровой деятельности. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: праздничный концерт ко Дню пожилого человека, ко Дню Матери, осенняя ярмарка, новогодний утренник, рождественские колядки, день защитников Отечества, масленица, День Победы, День защиты детей; конкурсы, соревнования, викторины.
Работу по ознакомлению детей с родным краем нельзя строить без в тесного контакта с семьей. При работе с семьей использовали такие формы работы, как: анкетирование; общие и групповые родительские собрания; открытые занятия с детьми; совместное создание предметно-развивающей среды; участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений; совместное творчество родителей, детей; информационные бюллетени; природоохранные акции; просмотр телепередач; совместные прогулки, экскурсии; создание минибиблиотеки; фотоальбомы, фотовыставки; конкурсы поделок и рисунков; день открытых дверей.
С родителями нашей группы еще проводились беседы на темы: "Куда повести ребенка в выходной день", "Расскажите детям о своих любимых местах" и другие. Консультации " Знакомство с художественным ремеслом народов севера", "О чем надо помнить, рассказывая детям о войне" и другие. Предоставлены памятки "Природоохранительная деятельность воспитателей, детей и родителей - важный путь патриотического воспитания", "Знаки, символы". Родители привлекались к проведению праздников и развлечений.
Вывод: в результате проведенной работы на формирующем этапе, хочется верить, что проводимая работа по ознакомлению дошкольников с родным краем будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Родины. Для того, чтобы проверить эффективность формирующего этапа, необходимо провести контрольный этап эксперимента.
2.3. Результаты опыта работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем.
Методика контрольного этапа аналогична той, которая проводилась при констатирующем этапе, используется знакомый наглядный материал.
Цель контрольного этапа: выявить уровень сформированности знаний о родном крае у детей на каждом возрастном этапе.
Задачей контрольного эксперимента явилась вторичная диагностика после апробированной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.
Показатели достижений детей в овладении знаниями о родном крае, у детей младшего дошкольного возраста показали.
Высокий уровень – 10 детей – 45%
Средний уровень – 14 детей – 65%
Низкий уровень – 0 – 0 %.
Сравнительный анализ с началом года и после проведенной нами работы с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом мы видим в диаграмме.
Рисунок 4 – Уровень сформированности знаний о родном крае у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента (в %).
Показатели достижений детей в овладении знаниями о родном крае, у детей среднего дошкольного возраста показали:
Высокий уровень – 11 детей – 50%
Средний уровень – 11 детей – 50%
Низкий уровень – 0 – 0 %.
Сравнительный анализ с началом года и после проведенной нами работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом мы видим в диаграмме.
Рисунок 5 – Уровень сформированности знаний о родном крае у детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента (в %).
Показатели достижений детей в овладении знаниями о родном крае, у детей старшего дошкольного возраста показали:
Высокий уровень – 13 детей – 59%
Средний уровень – 11 детей – 41%
Низкий уровень – 0 – 0 %.
Сравнительный анализ с началом года и после проведенной нами работы с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом мы видим в диаграмме.
Рисунок 6 – Уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента (в %).
Сравнительный анализ оценок выполнения заданий на констатирующем и контрольном этапах показал тенденцию к снижению низкого уровня и увеличению высоких.
Таким образом, результаты показали, что наметилась общая тенденция улучшения как качественных, так и в количественных изменениях в показателях результата воздействия на уровень освоения знаний о родном крае (повысился уровень сформированности представлений о коренных жителях нашего края, родном городе, природе родного края).
Заключение
Чтобы у дошкольников формировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Учить осознавать разнообразие связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Взаимодействие человека с природой в условиях родного края определяют объекты эколого-краеведческой работы с детьми дошкольного возраста. К ним относятся: природа, население, история, искусство края. Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения. Именно любовь к Родине выступает одним из основных элементов мировоззрения человека и отношения к своей стране, другим нациям, народам. Огромный воспитательный потенциал заложен и в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности.
Таким образом, узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Все это происходит в обществе, которое является для ребенка традиционной воспитательной средой и которое несет в себе социальный опыт, накопленный поколениями.
Следует отметить, что практический результат нашего творческого опыта, подтверждает, что если систематически, последовательно, планомерно осуществлять знакомство с родным краем, то можно достичь положительной динамики в развитии детей. Эта динамика прослеживается в формировании представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера и тем самым прививает интерес к познанию и уважение к истории любой национальности, близкой пониманию ребенка.
В перспективе по данному направлению наметили для себя продолжить работу в подготовительной группе более углубленно.
Дети, которые наиболее полно и глубоко заинтересованы и осведомлены о культуре и жизни народов ханты и манси, а также природе родного края будут выбраны экскурсоводами и ознакомят детей других групп с нашим мини-музеем. Это позволит закрепить представления о культуре коренных народов Севера и создаст возможность детям выражать свои чувства и эмоции, показать сформированные представления и умения их передать другому человеку.
Список литературы
1. Ашиков А. "Азбука мира" - программа толерантности и основ культуры мира для старшего дошкольного возраста.
2. Богомолова М.И. "Интернациональное воспитание дошкольников".
3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. и др.- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. С.-П. Детство-пресс 2006.
3. Виноградова Н.Ф., Соколов А.А. " Моя страна Россия".
4. Государственная программа: "Патриотическая воспитание граждан РФ на 2001 - 2005 г."
5. Доронова Т.Н. "Программа Радуга", М., 1992, Просвещение.
6. Жуковская Р.И.., Виноградова Н.Ф., Козлов С.А. "Родной край".
7. Козлова С. А. "Воспитание патриотических чувств".
8. Конурыкина Л.А. "С чего начинается Родина".
9. Концепция дошкольного воспитания 1989 года.
10. "Концепция содержания непрерывного образования".
11. Лукина Н.В., Кулемзин В.М. "Знакомьтесь - ханты ".
12. Нечаева В.Г., Маркова Т.Н. "Нравственное воспитание в детском саду".
13. Новицкая Т.Ю. "Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду" М., 2003, Линка - Пресс.
14. Приказ МОРФ от 13.06.2002 № 2207 "О создании государственного учреждения "Российский центр" гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи".
15. Программа нравственно-патриотического воспитания " Мой родной дом", М., 2004., "Мозаика- Синтез".
16. Постановление правительства РФ от 16.01.2001. № 122.
17. Соколова З.П. "Путешествие в Югру".
18. Соловьёва Е.В. "Гражданское воспитание в дошкольном возрасте".
МАДОУ ДС №3 «Ласточка» Гусева Елена Петровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...
Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем
Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патр...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

Опыт работы на тему: «Использование приема «Кластер» в работе по ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным краем».
Прием «Кластер» я использую, как на этапе изучения нового. Например: знакомство с элементами башкирского орнамента. Так и во время закрепления пройденного и отработки навыков. ...

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

























