Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа) на тему

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное  планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем.

Дети 5-6 лет

I квартал.    

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

«Город Нижневартовск»

Цель: Формировать комплексное представление о своем городе, местностях, расположенных на его территории. Познакомить с историей  развития города Нижневартовска, первыми улицами.

Учить ориентироваться по плану улицы, на которой расположен детский сад.

  • Коллективная аппликация «Мой город».
  • Беда «Как появился город Нижневартовск»
  • Беседа «Улицы родного города»
  • Наблюдения за транспортом
  • Экскурсия на близлежащую улицу.
  • Графическое изображение плана знакомой улицы.
  • Чтение стихотворений о городе местных авторов.

Рассматривание альбомов с фотографиями города Нижневартовска

Рисование «Дом, в котором я живу»

Конструирование «Строим город»

Нижневартовск. Средне – Уральское книжное издательство, Свердловск. 1975г.

Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002.

Горизонты Тюмени. Фотоальбом. – М.: «Советская Россия», 1990.

Зори Самотлора. - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд – во, 1997.

2

Природа ХМАО

Цель: Обобщать представление детей об основных группах растений и животных, объяснить природоведческие понятия («кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «птицы», «рыбы», «звери», «среда обитания», «приспособления», «живое», «неживое».

Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (город ), учить детей обозначать условными знаками разные состояния погоды.

  • Беседа «Красота окружающей природы»
  • Рассматривание иллюстраций с изображением растений, животных, насекомых, птиц, объектов неживой природы нашего края
  • Наблюдения за состоянием погоды, растительным и животным миром на прогулках.
  • Дидактическая игра «Живое - неживое»                                          Чтение Я. Тайу «По ягоды»

А.С. Пушкина «Унылая пора»

  • Е. Айпина «В тени старого кедра»
  • Хантыйской сказки «Саны-гатэ»; «Налим и карась»
  • Сбор гербария
  • Поделки из шишек

  Рисование «Осеннее дерево»

  Лепка «Грибы в лукошке»

  Деятельность в опытно-экспериментальном уголке с объектами неживой природы (песок, вода)

Природа Края  в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.

3

Коренные жители ХМАО

Цель:Познакомить детей с традиционным устоем жизни коренного населения Севера. Дать понятие о Хантыйской семье.

Рассказать  детям о  быте семьи в прошлом и настоящем, связь между поколениями, национальном распределение мужского и женского общества, о жилищах ханты и манси.

  • Беседа «Дружная семья»
  • Рассматривание жилых построек народа Ханты
  • Беседа о жилищных постройках народов Севера (чум, землянка)
  • Экскурсия в краеведческий музей г. Нижневартовска
  • Рисование «Чум»
  • Чтение художественных произведений.

Конструирование из бумаги

Рисование «Югорская земля»

Ручной труд

«Легенды восточных Ханты»

 Иллюстрированный материал о быте народов Ханты и Манси

Рассказ Е.Емельяновой  и В.Челинцовой «Окся - труженница» и «Рассказы Юко» Умуро Адо, стихотворение Ю. Шесталова «Северное сияние», Мансийская сказка «Сынок с оленье ушко»

II квартал.  

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

Город «Нижневартовск»

Цель: Обобщить представления детей о своем городе. Закрепить названия знакомых улиц. Познакомить с памятником «Покорители Самотлора» и достопримечательностями города.

  • Беседа «Герои города Нижневартовска»
  • Рассматривание фотографий с достопримечательностями города, улиц.
  • Экскурсия к памятнику «Покорители Самотлора»
  • Рассматривание зданий на прогулке.
  • Конструирование зданий по схеме.
  • Изображение плана улицы, на которой находится детский сад.

Рассматривание альбома «Город Нижневартовск».

Конструирование «Строим дом»

Рисование «Памятники нашего города»

Конструирование зданий по готовой схеме (на примере зданий г. Нижневартовска).

Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002

2

Природа ХМАО

Цель:Формировать представление о потребностях конкретных растений и животных в свете, воздухе, месте обитания, благоприятной температуре, защите от врагов

Дать понятие о неповторимости и своеобразии каждого животного существа и показать необходимость бережного и заботливого отношения к природе

  • Беседа «Как заполнять календарь природы?»
  • Наблюдение за елью (еловой веткой)
  • Наблюдение «Какой снег?»
  • Проведение опытов со снегом
  • Рисование «Птицы на кормушке»
  • Беседа  «Как люди помогают лесным обитателям?»                     Чтение В.Бианки «Синичкин календарь», рассказы Г.Скребицкого и др.
  • Рассматривание иллюстраций «Правила поведения в природе»

  Ручной труд «Снегирь» (оригами)

  Рисование на тему: «Животные и птицы нашего края»

  Изготовление поделок из природного и бросового материалов

  Опытно - экспериментальная деятельность в уголке.

Природа Края  в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997.

3

Коренные жители ХМАО

Цель: Познакомить детей с историей появления посуды у народов Ханты и Манси. Дать представление о бересте, познакомить с ее свойствами,  о национальной одежде северных народов, какую роль выполняет узор, выполненный на  одежде.

  • Беседа «Как люди изготавливали берестяную посуду»  Рассматривание посуды разных  народов и  сравнение между собой
  • Беседа «Золотые руки людей Югры»
  • Рассматривание иллюстраций одежды, обуви, головных уборов народов Ханты и Манси, видов хантыйского орнамента («заячьи ушки», «рога оленя», след белки», «соболь», «ветка березы».
  • Аппликация « Народный орнамент северных народов»
  • Деятельность в мини-музее.
  • Рисование орнаментов северных народов.

  Лепка «Туесок»

  Рассматривание альбома «Мой край», экспонатов мини-музея.

«Легенда восточных Ханты»

Иллюстрированный материал о быте народов Ханты и Манси.

Ханты-мансийские пословицы и загадки.

III квартал.  

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

  «Город Нижневартовск»

Цель: Подвести детей к пониманию значимости нашего города, систематизировать знания детей о людях разных профессий, горожан, познакомить с государственной символикой города, края.        

Познакомить с картой ХМАО, области.

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с видом г. Нижневартовска, герба г. Нижневартовска и ХМАО.
  • Беседа «Профессия нефтяник»
  • Чтение К. Лагунов. Рассказы из книги «Как искали тюменскую нефть»
  • М. Аджиев. «Сибирь, которую я видел»
  • В. Овсянников-Заярский. «Нижневартовские ночи»

 Сюжетно-ролевая игра «Мы строители»

«Мы нефтяники»

  Рисование «Улицы города»

  Рисование «Все работы хороши»

Сборник рассказов К. Лагунова

Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002

2

Природа ХМАО

Цель: Учить детей узнавать по листьям деревья. Повторить и обобщить представление детей о деревьях, таежных животных и птицах

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях

  • Наблюдение
  • Мать-и-мачеха – что это за цветы?
  • Собираем листья мать-и-мачехи.
  • Рассматривание лекарственных растений
  • Беседа, «Знай и береги полезные растения»
  • Чтение М. Пришвина «Весна в лесу»
  • Аппликация «Весенний букет»
  • Чтение художественных произведений

Рассматривание альбома «Растения и животные Югры»

Рисование «Весна в тайге»

О.Н. Гаврилова. «Наблюдения в старших и подготовительных группах»

Е.В. Гончарова. «Экология для малышей» (Рабочая тетрадь)

Природа Края  в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997

3

Коренное население

Цель: Расширять знания детей об обычаях, обрядах хантыйского народы. Формировать представление детей о духовной жизни жителей Сибири. Познакомить с народным праздником «Вороний праздник»

Продолжать знакомить с жизнью коренных народов Сибири, с одним из промыслов Ханты и Манси – рыболовство.

  • Рассказ «Как Ханты весну встречают?»
  • Чтение мансийской сказки «Ворона и сорока»
  • А. Тарханов «Черный ворон»
  • «Хантыйская сказка
  • Рисование «Ворон на суку»
  • Беседа «Рыбный промысел народов Югры. Рыбы нашего края.

  Опыт с водой и песком

 Рассматривание экспонатов мини-музея, альбома «Мой край»

Иллюстративный материал «Ханты и Манси»

Сборник «Сказки Югры»

«Легенды восточных Ханты»

Дети 6-7 лет

I квартал.

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

«Город Нижневартовск»

Цель: Расширить и углубить   представления детей о работе людей, работающих в нефтяной промышленности. Познакомить с природным богатством – нефтью.

  • Чтение художественных произведений: Рассказы из книг «Как искали Тюменскую нефть» К. Лагунова.
  • Рассматривание иллюстраций «Старый Нижневартовск», «Самотлор»
  • Беседа. «Алеша – памятник покорителям Самотлора»
  • Рисование «Самотлор», «Алеша»

Ручной труд «Нефтяная вышка» - из бросового материала

Сюжетно-ролевая игра «Мы нефтяники»

Сборник иллюстраций и фотографий «Весь Нижневартовск», «Самотлор»

Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002

Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983

2

Природа ХМАО

Цель: Познакомить детей с природными сообществами края: тайга, растения, животные тайги; луг, болото, с разнообразными условиями жизни, приспособление организмов к различным условиям среды. Развивать способность определять влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования.

  • Наблюдение за цветущими травяными растениями, сбор семян
  • Беседа «Природа края – наш дом»
  • Ручной труд «Панно «Осень золотая» из природных материалов
  • Беседа «Мягкое золото тайги и тундры», «Кладовая родного края»

Рисование «Осень золотая», «Березонька в осеннем уборе»

Лепка животных и птиц нашего края по выбору детей

Экспериментальная деятельность.

Е.В. Гончарова. «Экология для малышей» (Рабочая тетрадь)

 Природа Края  в художественной литературе: Растительный мир. Дикие животные. Времена года./Сост. О.Н.Гаврилова. – Тюмень: СофтДизайн, 1997

3

Коренное население

Цель: Познакомить детей, с детей с разными видами средств передвижения северных народов и самым традиционным промыслом «оленеводство» Дать представление о северном олене. Познакомить распространенным транспортом – оленьими упряжками.

Дать представления детям о народном празднике «Медвежий праздник»

  • Рассматривание иллюстраций «Оленеводство»
  • Беседа «Олень и собака – верные друзья и помощники на Севере.
  • Наблюдение за движением транспорта
  • Ручной труд «Олень» из природного материала
  • Чтение сказок
  • Рассказ «Медвежий праздник»

Рисование «Транспорт Северных народов»

Рассматривание иллюстраций «Северный народ»

Сборник Хантыйских сказок

Иллюстративный материал «Северный народ»

 Подвижные игры народов Сибири

II квартал.  

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

«Город Нижневартовск» «Природные богатства нашего края»

Программное содержание

Расширить и обогатить знания детей о нашем крае

Дать элементарное представление о полезных ископаемых края – нефти и газа

Помочь узнать свойства нефти и газа. Развивать познавательные способности

  • Эксперимент с нефтью
  • Чтение отрывка из книги «Как добывали Тюменскую нефть»
  • Рассматривание фотографий с изображением «Самотлора», «Лаборатории»
  • Рисование «Нефтяники»

Свободное рисование на тему «Самотлор»

Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983

Зори Самотлора. - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд – во, 1997.

2

Природа ХМАО

 Цель: Познакомить с особенностями тундры – долгая зима и короткое лето, деревьев, цветов, трав очень мало; тундра покрыта мхом.

  • Экперименты со снегом, водой, воздухом, землей
  • Рассматривание иллюстраций «Тундра», «Тайга»

 На участке лепка из снега поделок

 

Е.В. Гончарова. «Экология для малышей (Рабочая тетрадь)

3

Коренные жители

1. «Хантыйский орнамент как элемент декоративно-прикладного искусства»

Программное содержание

Закрепить представления детям о культурных и духовных традициях народов Севера

Познакомить с некоторыми видами орнамента, которыми аборигены Севера украшают свою одежду, обувь

Воспитывать осознанное отношение к культуре коренных народов Западной Сибири

  • Рассматривание иллюстраций с изображением одежды, обуви, предметов быта Ханты и Манси, игрушек.
  • Рисование «Орнамент»
  • Чтение легенд всточных Ханты
  • Ручной труд «Украсим одежду» из бисера
  • Д/и «Выложи узор»

  Рисование «Придумай свой узор»

 Подвижные игры северных народов.

 Изготовление кукол Акань, Пакы.

Подвижные игры народов Севера

Иллюстративный материал «Орнамент народов Ханты и Манси»

III квартал.  

Раздел

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная

деятельность

Литература

1

Город Нижневартовск.

Цель: Закрепить знания о родном городе: улицах, зданиях, государственной символике и т.д., умение ориентироваться по карте, используя систему координат.

  • Игра «КВН»
  • Спортивно – познавательная игра «Мы живем в Югре»

Рисование «Мой любимый город»

«Улицы родного города»

Сборник иллюстраций и фотографий «Весь Нижневартовск», «Самотлор»

Город вечной молодости. Нижневартовску – 30. Фотоальбом. – М.: «Пента», 2002

Самотлор: Героика. Будни. Фотоальбом. – М.: Плакат, 1983

2

Природа ХМАО

 «Красная книга – сигнал опасности»

Цель: Развивать у детей представление о красной книге, бережное отношение к исчезающим видам растений, к дарам природы, развивать коммуникативные способности

  • Чтение Мансийской сказки «О появлении водоплавающих птиц»
  • Рассматривание растений, занесенных в красную книгу ХМАО

 Рассматривание Красной книги ХМАО

«Знакомим дошкольников с красной книгой». Методические рекомендации

3

Коренное население

1. «Охотоводство»

Цель: Формировать представление детей об одном из основных промыслов Ханты – охотой.

Показать его необходимость для выживания людей

2.  «Священные животные коренного населения»

Цель:Познакомить детей с духовной культурой народов Ханты и Манси, их отношение к некоторым животным.

  • Чтение Е. Чарушина «Лисички», «Хлеб», «Заяц», «Белка»
  • А.М. Конькова «Югорским ребятам о наших зверятах»
  • Хантыйская сказка «Почему бурундук полосатый»
  • Лепка (коллективная) «Зверинец»
  • Д/и «Распредели обязанности»
  • ручной труд «Лиса» (оригами

Рассматривание альбома «Родной край», экспонатов мини – музея.

Сборник Хантыйских сказок

Иллюстративный материал

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).

Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...

Тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Помесячное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем:"Кимры - город, в которм мы живём""Герб и другие символы Тверской области и городо Кимры""Памятные места на...

Консультация для педагогов на тему:«Технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем»

Цель: познакомить педагогов с технологией ознакомления детей с родным краем....

Перспективное планирование по ОО "познавательное развитие" (ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем)

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – является одной из основных задач Дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это...

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ КРАЙ» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...