Конспект организованной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста "Семья"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Тема  воспитания добрых отношений в семье очень актуальна   в настоящее время. Данный конспект  обобщает  и актуализирует  эмоциональный опыт детей по теме "Семья". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_teme_semya1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида № 368

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  старшего дошкольного возраста

 

Тема: «Семья»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ детский сад №368

 Кожевникова Вера Николаевна

2013

Нижний Новгород

Цель: Формировать у детей представление о  семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Обобщить и актуализировать эмоциональный опыт детей по теме. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

образовательные: закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи);

развивающие: обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия; развивать  диалогическую и монологическую связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы; развивать умение  участвовать в коллективных разговорах;

 воспитывающие: способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания,

 взаимопомощи в семейной жизни. Воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи.

Методы и приемы: словесный, игровой, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Предварительная работа:

Рассматривание семейных фотоальбомов и фотографий.
Беседы на темы: «Моя семья», «Трудовые обязанности членов семьи», «Как мы отдыхаем», «Как я помогаю маме и папе». Составление детей с родителями «генеалогического» древа, начиная с бабушки и дедушки. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Беседа родителей с ребенком о семье /получить ответы на вопросы: «Сколько человек в семье?

Кто самый старший в семье? Кто младше всех?»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детки заболели».

Дидактические  игры: «Мамины помощники», «Кому что нужно?  «Кто  какую  работу  в  доме  выполняет». Беседы на темы: «Трудовые обязанности членов семьи», «Моя семья», «Как мы отдыхаем», «Как я помогаю маме и папе».

Чтение  художественной литературы (Л.  Квитко  «Бабушкины  руки»,  А.  Яковлев   «Мама»,  Дора  Габе  «Моя  семья», Л.  Воронкова  «Как  Вовка  бабушек  выручал»,  Л.  Толстой  «Старый  дед  и  внучек», В. Русакова «Кого больше любит мама». В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество»; Е. Серова «Папа дома», «Стирка»; В. Осеева «Хорошее»; Э. Мошковская  «Трудный путь». Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о семье. Заучивание стихотворений о семье, о маме, папе, бабушке, дедушке. Совместные  рисунки  родителей  и  детей  «Герб  семьи»;  аппликация «Тюльпанчики», рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья».

Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, родовое дерево или  дерево семьи  (ствол с ветками, листочки, цветы), иллюстрации (презентация «Семья»), ноутбук; экран; мультимедийный проектор, загадки, пословицы, стихотворения В.Шварца «Семья», Е.Морозовой « В день семьи».

Ход совместной образовательной деятельности.

(Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Я прочитаю Вам стихотворение  замечательного  поэта В. Шварца. А вы скажите, о чем в нем говорится.

 Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?


Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!


– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит 
Во! – семья.

(М. Шварц ) (слайд1.«Счастливая семья»)

Воспитатель: Ребята,  понравилось Вам стихотворение.  О чем оно? (О  семье, папе, маме, дедушке, бабушке) Ребята, мы много говорили о семье. Я заметила, что дети улыбались, когда говорили о своей семье. Как вы думаете, почему? (ответы детей ). (В семье любят друг друга, приятно вспоминать, когда все вместе и т.д.) 

Давайте поиграем с мячом. (дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч с вопросом).

Какая у вас семья? (большая, дружная, весёлая…)

Какая мама? (молодая, красивая, ласковая, заботливая, весёлая, добрая…)

Какой папа? (добрый, умный, ловкий, заботливый, работящий…)

- Если есть в семье родители, то есть и …(дети). Папы и мамы любят своих …(детей). А какие бывают дети? (озорные, шаловливые, подвижные, непослушные, шумные, неугомонные, ловкие, крикливые, драчливые, спокойные и т.д.) А если дети шаловливые, значит, они что делают? (шалят). Дружные – дружат, весёлые – веселятся, радостные – радуются, крикливые – кричат. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Как мы называем одним словом родных людей? (Семья) 
Воспитатель: Что такое семья? (Родители, бабушки, дедушки, люди, которые живут вместе,

где все любят друг друга, родители и дети) 
Воспитатель: У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»).          Воспитатель: Как зовут членов вашей семьи. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а как родители относятся к своим детям? (Они любят их, заботятся о детях, следят, чтобы с детьми ничего не случилось). 
Воспитатель: А как дети должны относиться к своим родителям? (Хорошо).                     Воспитатель:  Я вам помогу…  Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок. Чтобы семечко выросло в цветок, что необходимо, как вы думаете? (Поливать, ухаживать). 
Воспитатель: Правильно. А точнее, необходима забота.  
Так, и для того, чтобы ребенок вырос, нужна  забота?  А какая, ребята, забота, как она выражается?
(помощь, нежность, ласка родителей). 
Воспитатель: Они вам это дают? (Да!).                                                                                            Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Садовник и семечко». Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой - «семечком». 
(Воспитатель произносит слова, а дети производят действия
).
Воспитатель:  «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. Гладим по голове и  плечам наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);  Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается); 
У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх); 
Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка); Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»); «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал. Дети меняются ролями. Действия повторяются.                                

 Воспитатель:  Ребята, вам понравилось быть садовником и семечком? (Да)

Ребята, как вы поняли,  семечко, благодаря поливу, уходу, заботе, дает росток, который растет, растет, тянется к свету  и постепенно превращается в чудесный цветок. (Слайд 2. Превращения  семечка). Так и ребенок, благодаря любви, заботе родителей, растет и становится взрослым человеком. (Слайд 3. Ребенок растет в семье). Ребенок, любящий своих родителей, и родители, любящие и заботящиеся о своем ребенке образуют семью. Семью можно сравнить с деревом. Это дерево  называют генеалогическим. (слайд 4. Генеалогическое дерево). Мы с вами вырастим свое дерево.( К магнитной доске  крепится ствол с ветками)  Дети, родители, бабушки, дедушки, тети и дяди- это ветви дерева.  Дереву, как и семье нужна забота. Мне кажется, нашему дереву чего-то не хватает. Чего? (Листиков). Дереву нужна забота и тогда появятся листики. Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям. 
Как можно выразить свою любовь к родителям? (
Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать: я тебя люблю» ..). 
Воспитатель:  К примеру, я вчера помогла маме подмести пол, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева). Представьте, ребята, что  этот листочек  - каждое доброе дело, поступок, которое вы сделали для своих близких, родных (мамы, папы, бабушке, дедушке, брату, сестре). Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей? Как вы выразили свою любовь? Дети, а как вы помогаете маме, папе. (Развеселили, порадовали, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).
Воспитатель: Вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди. (Называя свои  добрые поступки, дети крепят листочки к дереву).                                                                                           Воспитатель: Дети, посмотрите, как  много можно сделать хороших добрых дел для своей мамы, папы, бабушки, дедушки –своей семьи. Помочь маме с ужином, накрыть на стол, помыть посуду, прибрать свои игрушки, сделать то, что  мама попросит; принести папе молоток,  помочь папе собрать мебель, принести бабушке нитки для вязания, помочь надеть ее тапки, ведь ей тяжело это сделать; помочь дедушке найти очки и др.                                                                                                    Воспитатель: Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным, красивым оно стало.  А что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (Слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не капризничать, не грубить, жалеть, помогать).                         Воспитатель:  Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы, какая усталая мама приходит  домой с работы. Видели ли вы, как появляется грусть в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду? (Да).                                                 Воспитатель: А что вы  чувствуете, когда мама грустит? (Грусть). А что нужно сделать, чтобы мама улыбнулась? (Ответы детей).                                                                                                            Воспитатель: Вечером увидев, что мама устала, можно помочь ей приготовить ужин. И тогда на нашем дереве-семье появляется  цветок. Это значит, что вы порадовали маму…   Можно сказать своей маме, что  вы любите ее – и вот на дереве у нас появляется  еще цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек - это ласковое и нежное слово для наших родителей. А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (Называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву). 
Воспитатель: Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, а  папе: сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный. Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.  Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу, радовать друг друга делами и словами.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, сказали грубое слово или чем - то обидели родителей. Так бывает? (Да) 
Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (
Дети называют 2-3 варианта,

с дерева снимаются листики и цветочки). 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что происходит с деревом?.. (Оно становится грустным, скучным, слабым). Нет, нам нельзя обижать родителей, не будем говорить плохих слов маме и папе. Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево. Это ведь волшебное дерево.  Что нужно сделать, чтобы листочки и цветочки вернулись на место? (Совершать добрые дела, говорить добрые нежные слова, помогать маме, папе, слушаться…). (Дети называют добрые поступки, нежные слова и  листики, и цветочки возвращаются на дерево).                                                     Воспитатель: Теперь, ребята, вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, не только от папы и мамы. И если в семье все будут любить друг друга, радоваться и сочувствовать, помогать друг другу, тогда ваша семья, ребята, будет такой же красивой, как и наше дерево. 
Физкультминутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,                                                                                                                                                                Летом  и  зимой.                                                                                                                                                      Мы  во  двор  выходим                                                                                                                                            Дружною  семьёй.                                                                                                                                               Встанем  в  круг  и  по  порядку                                                                                                                            Каждый  делает  зарядку.                                                                                                                                            Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).                                                                                                                          Папа  бодро  приседает  (приседания).                                                                                                              Повороты  вправо-влево                                                                                                                                                         Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).                                                                                             А  я  сам  бегу  трусцой                                                                                                                                                        И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).
(По окончанию дети садятся на стульчики).
Воспитатель: Посмотрите, у нас  на окошке вырос цветочек. Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают) 
1. Много их на белом свете, 
Всей душой их любят дети. 
Кто с улыбкой утром рано 
Нас разбудит? Это …. (мама) 

2. Он не терпит безделья и скуки, 
У него умелые, сильные руки. 
Как дела? Снимая шляпу 
Спросит вечером нас … (папа). 

3. Лера ходит в детский сад 
Леру в садик водит … (брат). 

4. Дружу я с ней давным - давно 
Мы с ней в затеях за одно, 
Всем нам печет оладушки 
Люблю я свою … (бабушку) 

5. Он с бабушкой рядышком 
Живет уж много лет, 
Хочу таким быть умным 
Как мой любимый …(дед) 

Воспитатель: Молодцы, быстро разгадали загадки. (слайд 4. Счастливая семья). Ребята, семью почитали с древних времен. Семья занимает важное место в жизни каждого человека, поэтому в   русский народ много сочинил пословиц, в которых заключена народная мудрость. «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». « При солнышке тепло, при матушке добро». «Вся семья вместе, так и душа на месте».                                                                                                       Воспитатель: А, как вы понимаете первую  пословицу «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает».  (Ответы детей обобщаются. Кто родителей любит, слушается, помогает им, тот жив будет, т.е. счастлив).                                                                                                                                  Воспитатель: О чем вторая пословица « При солнышке тепло, при матушке добро»?  (С мамой рядом хорошо, радостно, приятно, на душе становится тепло. Мама как солнышко).                               Воспитатель: Ребята, как вы понимаете третью  пословицу «Вся семья вместе, так и душа на месте». (Ответы детей обобщаются. Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно). 
Воспитатель:  Ребята, а чтобы вы хотели пожелать своей семье? Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелания детей своей семье).                                                                                                Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» (стоя).

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

 Дома дружная семья:

 Это – мама,

 Это – я,

 Это – бабушка моя.

 Это – папа,

 Это – дед.

 И у нас разлада нет.

Воспитатель: Молодцы.  Я вам прочту стихотворение-пожелание «В День Семьи!»:

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Е. Морозова )

Воспитатель: А сейчас, ребята, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме, бабушке, дедушке, брату, сестре то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите,  как у вас получилось это сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАНИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» « В гостях у семи гномов»

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практике, раз...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАНИЕ», «КОММУНИКАЦИЯ», «БЕЗОПАСНОСТЬ», «ТРУД», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «ВОЛШЕБНЫЙ ГАЗ – НЕВИДИМКА»

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практике, раз...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-4Г РИСОВАНИЕ « ОДУВАНЧИКИ В ТРАВЕ»

Я предлагаю вашему вниманию конспект ООД,для детей младшего возраста по рисованию.Дети с удоволствием рисовали  "маленькие солнышки", опираясьна проведённые наблюдения и показ приёмов рисования....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательная область: «Познание» Тема: «Помощники человека»

Формировать представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром. Воспитывать желание беречь свое здоровье, умение ухаживать за своим телом....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....