Проектно-познавательная деятельность детей 1 младшей группы .Проект "ПЕСОК-ВОДА"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Проектно-познавательная деятельность детей 1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pesok_i_voda_samoobrazovanie_1.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Наши друзья - песок, да вода».

ЦЕЛЬ:

1.          Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».

2.          Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.

3.          Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

1.    Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.

2.    Развитие сенсорной культуры.

3.    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

4.    Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.     Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.

2.     Умение использовать разные способы и приемы познания.

3.     Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.

4.     Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

    Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

    Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

    Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

    Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

    Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

    Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

    Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способа реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

    Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

    Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

    В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

    Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

    Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

    Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

    Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

    Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Формы работы: (см.ПЕРЕСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН)

с детьми-

  1. Чтение художественной литературы(сказки, потешки, прибаутки, стихотворения, песенки).
  2. Проведение игр с песком.
  3. Проведения игровых
  4. Экспериментальная деятельность.
  5. Рассматривание, разучивание.
  6. Пополнение предметно-развивающей среды.

         с родителями-(см.перспективный план)

  1. Подбор художественной литературы.
  2. Выполнение творческих заданий, конкурсы, фотовыставки).
  3. Изготовление атрибутов.
  4. Консультации.
  5. Совместная экспериментальная деятельность.
  6. Анкетирование.
  7. Совместные развлечения.

Информационно-педагогический блок

Изучить книгу

Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

Сентябрь 2012г.

Изучить книгу

Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

Октябрь 2012г.

Изучить книгу

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

Апрель 2012г.

Посещение городских  методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования  ns portal.ru)

Февраль 2012г.

СЕНТЯБРЬ

Задачи. 1. Учить способам обследования материала.

2. Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику, координацию движений.

3. Формировать навыки практического экспериментирования с разными предметами и материалами.

4. Развивать активный словарь.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование- знакомство со свойствами воды. «Ручейки и камешки».

- Экспериментирование- знакомство со свойствами песка , тема «Сыпем –лепим»

2.Развитие речи

-Чтение сказки «Репка»

-Чтение потешки «Водичка-водичка»

-Опыт с предметами «Тонет-не тонет»

Рассматривание формочки «Слепим мяч»

Чтение стихотворения  А.Барто «Мячик»

3. Игра

-Игра с песком «Печем печенья»

-Игра  с водой «Переливай-ка»

4.Предметно-развивающая среда

-Оборудование уголка экспериментированием , его пополнение.

5.Работа с родителями

-Пополнение уголка экспериментирование.

Знакомство со статьей в родительском уголке «Песок и вода»

ОКТЯБРЬ

Задачи. 1. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

2. Воспитывать положительное отношение к своей работе, работе своих товарищей.

3. Учить детей действовать с резиновыми игрушками.

4. Развивать умение проговаривать знакомую потешку, использовать ее при помощи пальчиковой гимнастики.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к экспериментированию

 

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование- знакомство со свойствами воды. «Куда девается вода» поливка укропа на огороде.

- Экспериментирование- знакомство со свойствами песка , тема «Отпечатки»

2.Развитие речи

-Подбор художественной литературы(стихи, потешки, песенки)

-Коммуникативные игры с малыми фольклорными формами.

3. Игра

-Игра с песком «Пирожки- оладушки»

-Игра  с водой «Утки плавают в воде»

-Игра «Разливаем суп»

4.Предметно-развивающая среда

- Пополнение уголка экспериментирования материалом и оборудование для экспериментальной деятельности.

5.Работа с родителями

-Изготовление пособия для  экспериментирования «Сачок».

-Консультация «Наливаем, поливаем, сравниваем».

НОЯБРЬ

Задачи. 1. Формировать умение узнавать и называть основные цвета.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

3. Развивать зрительное восприятие, зрительно-слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

4. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

 

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «В гости к мышке».

-Рассматривание «Рыбки плавают в воде» (аквариум  -макет)

2.Развитие речи

-Дидактическая игра «Водичка»

-Заучивание «По ровненькой дорожке бегают наши ножки»

3. Игра

-Игра с песком «Перешагни- ручей»»

-Игра  с водой «Водяные пузыри»»

-Игра «Корзина из песка»

4.Предметно-развивающая среда

-Изготовление картотеки игр с водой и песком..

5.Работа с родителями

-Изготовление макета аквариума. Конкурс для родителей.

-Консультация «Как играть  дома с песком».

ДЕКАБРЬ

Задачи. 1. Развивать фантазию, творческие способности.

2. Воспитывать аккуратность в работе рядом с товарищем.

3. Закреплять названия основных цветов.

4. Формировать умение делать плавный и длительный выдох.

5. Воспитывать положительно отношение к элементарной исследовательской деятельности.

 

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «Куда девается вода». (пропускание воды через песок)

-Рассматривание картины  «Дети кормят рыбок»

2.Развитие речи

-Чтение художественной литературы «Снег, снег, кружиться, белая вся улица».

-Упражнение на дыхание «Снежинки».

3. Игра

-Игра  с водой «Разноцветная водичка» (окрашивание воды  гуашью)

-Игра «Песочная мельница»

4.Предметно-развивающая среда

-Изготовление дидактических игр «Разноцветные кораблики».

«Тонущие и нетонущие предметы»

5.Работа с родителями

-Фотовыставка «Мои друзья. Песок и вода дома» (игры в домашних условиях).

ЯНВАРЬ

Задачи. 1. Развивать представление о количестве (много-один), размере (большой-маленький).

2. Развивать умение отражать в речи с помощью предлогов (на, под) местонахождение предметов.

3. Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

4. Формировать навык практического экспериментирования с разным материалом.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к персонажу Снеговику.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «Норки для ежат» (сухой, влажный песок)

-Экспериментирование «Снежные комочки» (таяние снега)

2.Развитие речи

-Чтение сказки «Заюшкина избушка»

-Разучивание речевого упражнения «Снеговик» с движениями

3. Игра

-Игра  со снегом «Превращение снега в воду»

-«Коталки-ковырялки» игры с песочными наборами

4.Предметно-развивающая среда

-Подбор художественной литературы ( сказки, песенки, загадки, прибаутки)

5.Работа с родителями

-Совместная с родителями деятельность «Играем, лепим, переливаем, вместе с мамой» опыты .

-Консультация «Песок и вода – вот это да…»

ФЕВРАЛЬ

Задачи. 1. Формировать знания детей о высоте  предметов- высокий, низкий..

2. Развивать общую моторику рук, координацию движений.

3. Формировать понятие «холодная», «теплая», «горячая».

4. Воспитывать доброжелательность, желание помочь.

5. Воспитывать положительное отношение к персонажу.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «Песчаные отпечатки» ( с помощью формочек)

-Экспериментирование «Наш друг-Лейка» (лейки с разовидностью носиков)

2.Развитие речи

-«Купание куклы Кати»

-Разучивание «Я пеку, пеку, пеку…»

-Разучивание потешки для умывания.

3. Игра

-Игра  с водой « Какая разная вода»  (температура воды)

-Игра «Песочные комочки» (влажный песок)

-Игра «Горки для козлят»

4.Предметно-развивающая среда

-Пополнение уголка экспериментирования Лейками разной конфигурации, величины, строением носика.

5.Работа с родителями

-Подбор для родителей потешек, прибауток для купания, умывания.

-Выставка для родителей «Центр воды и песка в группе».

МАРТ

Задачи. 1. Учить детей способам надавливания, выкладывать формы на влажный песок.

2. Развивать общую и мелкую моторику.

5. Воспитывать положительное отношение к экспериментированию, желание достигать результатов.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «Плыви кораблик» (пускание бумажных корабликов)

-Экспериментирование «Песчаная мозаика»( влажные песок и бутылочная крыжка)

2.Развитие речи

-Чтение стихов с заучивание «Я большому кораблю  дам название МАМА»

3. Игра

-Игра  с водой «Мокнет, не мокнет»

-Игра «Закапываем, раскапываем»

-Игра «Найди шарик»

4.Предметно-развивающая среда

-Обновление материла для экспериментирования (клеенки-подложки, фартуки, косынки)

5.Работа с родителями

-Консультация «Какие игрушки нужны для купания»

0Пополнение пособиями для экспериментирования

 

АПРЕЛЬ

Задачи. 1. Учить детей внимательно слушать и договаривать слова знакомых стихов и сказок.

2. Развивать мелкую  моторику рук, координацию движений.

3. Упражнять в назывании одежды, белья.

4. Развивать представление о некоторых трудовых действиях и предметов для стирки (вода, мыло, таз).

5. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование «Постираем кукле платье»

-Экспериментирование «Волшебная палочка» (рисование по сухому и влажному песку)

2.Развитие речи

-Подбор стихов о дожде (чтение, разучивание)

Повторение знакомых сказок

3. Игра

-Игра  с водой « Ловим шарики» (сачок)

-Игра «Сыпем через воронку» (пластм. бутылки разной величины)

4.Предметно-развивающая среда

-Пополнение большими емкостями для песка и воды.

-Наборы для игр больших размеров

5.Работа с родителями

-Фотовыставка для родителей «Дети- экспериментаторы».

-Опрос-анкета «Что вы думаете об экспериментировании детей».

 

МАЙ

Задачи. 1. Учить детей наблюдать , делать выводы тонет-не тонет, мокнет-не мокнет.

2. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.

3. Приучать употреблять в речи названия предметов, действий с ними.

4. Развивать умение не отвлекаться от поставленной задачи.

5. Воспитывать культурно-гигиенические навыки поведения.

1. Ознакомление с окружающим

-Экспериментирование с предметами из разных материалов ( бумажные. Железные, резиновые, поролоновые).

-Экспериментирование «Разнообразные куличики» ( в песочнице с разными формочками)

2.Развитие речи

-Рассматривание картинны Е.Батуриной «Спасаем мяч»

-Наблюдение за золотой рыбкой.

3. Игра

-Игра  «Сырой песочек» (смачивание песка в песочнице)

-Игра «Катаем мячик по песку»

-Игра «Ребята- рыбаловы»

4.Предметно-развивающая среда

-Пополнение оборудования, материала, игр для экспериментирования ( емкости).

5.Работа с родителями

-Развлечение на улице совместно с родителями «Игры и забавы с водой и песком».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы по ОО"Коммуникация" (с элементами театрализации) "Как звери весну искали"

Программное содержание: 1. Учить детей имитировать характерные действия персонажей ( сорока летает, лиса крадётся, медведь переваливается, зайчик скачет, ежик бежит быстрыми небольшими шажочками)...

План – конспект образовательной деятельности детей младшей группы. Тема: «Как лесные звери зимуют».

Богат и многообразен мир природы. И начинать экологическое воспитание нужно с момента прихода ребёнка в детский сад. Образовательные мероприятия, это только маленькая часть развивающей среды наш...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы Тема: «Неваляшка»

Приоритетные образовательные области: художественное творчество(аппликация), коммуникация, здоровье....