Проект "Мы исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кейб Елена Геннадьевна

Проект "Мы - Исследователи" расчитан для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_issledovateli.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №261 «Истоки»

«Мы – Исследователи»

                       ПРОЕКТ

Авторы – разработчики

Кейб Е.Г. – воспитатель

Балуева Л.В. – старший воспитатель

   

                                            г.Барнаул, 2014

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».

                                                                                                           Конфуций

        Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.       Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.

        Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

        Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

НОВИЗНА ПРОЕКТА:

        Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
        Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.
        Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения  в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
          Поэтому мы решили в учебную деятельность дошкольников внедрить проект по экспериментированию «Юные исследователи»

ЦЕЛЬ: 

Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.        

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.
  2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  3. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.    
  4. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  5. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

ВИД ПРОЕКТА: познавательно – исследовательский.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  февраль 2014 –  декабрь 2014 г.г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Кейб Е.Г. – воспитатель

Балуева Л.В. – старший воспитатель

СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

        

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Информационно – аналитический этап. 

  • Изучение учебно – методического материала по теме. Анализ  изученных материалов.
  • Составление плана поэтапной экспериментальной деятельности в рамках проекта.
  • Подбор основного оборудования и материала для центра экспериментальной деятельности.
  • Опрос детей по выявлению уровня знаний о свойствах: воды, воздуха, песка, глины.
  • Привлечение родителей к сбору нужного материала и оборудования (песок, скорлупа от грецких орехов, семена разных растений и т.д.) 

ВТОРОЙ ЭТАП.

Организационно – методический этап.

  • Проведение опытов, строящихся на основе представлений, которые дети получают в процессе наблюдений и труда. 
  • Знакомство с неживой природой: формирование у детей представлений о неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.
  • Обновление материала в родительском уголке «Мы исследователи», который знакомит родителей с практической познавательной деятельностью детей на занятиях.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Заключительный этап

  • Презентация деятельности на общем родительском собрании по теме «Наши дети - исследователи».
  • Семинар – практикум для родителей по теме «Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста».
  • Защита на педагогическом совете проекта и анализ проделанной работы.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами.
  • Дети научаться быть внимательными к тому, что их окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
  • Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств.
  • У детей сформируется целостное представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Список литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом.

    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.:

2. Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

4. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка – Пресс», 2004 г.

5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.

6. Николаева С. Н «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999г.

7.   Перельман Я. И «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995г. 

8. Прохорова Л.Н.   «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации» – 3-е  изд., испр. доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с.

9. Савенков А. «Исследовательские методы обучения».//Журнал «Дошкольное воспитание» № 12 – 2005 г.- c.3 – 11

10. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3 – 2003г. -  с. 4 – 13  

11. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников», // Журнал «Ребёнок в детском саду» № 4 – 2003г.- с. 11 – 22

12. Чехонина О. «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности» // Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2007г. С.13 – 16

13. Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

Наши почемучки - будущие исследователи!

Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

Карапузы - исследователи.

Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...