Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гинатулина Екатерина Анатольевна

: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_promysly.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами»

СП ДО Детский  сад № 22  «Березка»

воспитатель Гинатулина Е.А.

Тема: «Знакомство детей с народными промыслами и ремеслами (гончарное ремесло) ».

Интеграция с образовательными областями:

- художественно- эстетическое  развитие;

- физическое развитие;

- познавательное  развитие;

- социально –коммуникативное  развитие.

Цель: Знакомство с народными ремеслами (гончарное) и воспитание интереса и уважения к русским народным обычаям и традициям.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с гончарным ремеслом, особенностями работы гончара.

2. Закреплять умение излагать свои мысли последовательно.

Развивающие:

1. Формировать навыки работы с глиной( пластилин)

2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

3. Расширять у детей познавательный интерес к истории .

Воспитательные:

1. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.

2. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.

3. Воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда.

Оборудование: посуда из глины (горшки, плошки,  кувшины) ; картинки с изображением посуды из глины; иллюстрации с гнездом ласточки, картинки с изображением гончара, гончарной мастерской и печки горна; изображение  гончарного круга; кусочки глины, пластилин, дощечки, вода, современная посуда из керамики. Изделия из глины: керамическая плитка, косметическая глина в коробочке, лечебная глина в коробочке, конфеты коричневого цвета похожие на глину.

Предварительная работа:

- беседы о народном прикладном искусстве;

- лепка из пластилина  посуды;

- чтение и рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней.

Действия  воспитателя

Действия  детей

Ожидаемые  результаты

1

Встречает детей в русско-народном сарафане. Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь!

Дети входят в русскую избу

Закреплены культурные навыки встречи  гостей

2

Вы любите отгадывать загадки?

Да!

Включены в  образовательную деятельность

3

Загадывает  загадки ( см.приложение 1 )

Дети  отгадывают

Закреплены  навыки разгадывания  загадок, развито  воображение, логическое  мышление

4

-Молодцы, отгадали все загадки. Вы пока посидите рядком, поговорите ладком, а я по хозяйству похлопочу

Вопросы воспитателя детям ( приложение 2)

Отвечают  на вопросы

Развито  мышление

5

Рассматривание выставки старинной глиняной посуды.

Рассматривают посуду

Развито  наглядно  образное  мышление

6

Рассказ воспитателя о глине ( см  приложение 3)

Слушают  рассказ

Расширение  познаний

7

Вопрос  к детям: удобна ли была такая бумага из глины? Почему?

Продолжение рассказа

Нет, она тяжелая, ломается, плохо писать.

Активирована   познавательная  деятельность

8

А как это понять? Они из золота сделаны?

Нет, просто человек может многое делать своими руками.

Активирована   познавательная  деятельность

9

А вы знаете пословицы об умелых руках? ( см  приложение 4)

Говорят  пословицы

Активирована   познавательная  деятельность

10

В помощь себе люди придумали гончарный круг (показать). Ребята, а вы хотите научиться создавать красоту своими руками? Что бы у вас были умелые и золотые руки?

да

Активирована   познавательная  деятельность

11

Когда-то давным-давно люди в ручную начали изготовлять посуду из глины и лепили ее разными способами. А какие способы используете вы?

Из целого куска, путем вдавливания ленточным способом.

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

12

- А ровные и красивые получаются изделия?

Не всегда, не очень.

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

13

И вот чтобы посуда получилась ровная красивая, люди изобрели гончарный круг, при помощи которого можно было гораздо больше сделать посуды и получалась она более гладкой ровной и красивой, а делали они так: (Показывает  гончарный круг)

Рассматривают гончарный  круг

Расширение  познаний

14

-А как называется человек, который работает на гончарном круге?

Гончар.

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

15

А что делают с глиняной посудой, чтобы она была более крепкая и красивая?

Обжигают в печах

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

16

Ребята, а давайте мы сегодня с вами поработаем с глиной, сделаем разную посуду, какую вы сами захотите.

Рассказ о свойствах глины

Дети лепят посуду разными способами, хозяйка помогает, в конце готовые изделия ставят сушить) .

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

17

В старину, когда народные умельцы и гончары изготовят много разной посуды, ее расставляли на лавках и завлекали по всему селу. Собирались взрослые и дети, рассматривали ее, а потом пели песни, плясали, играли в разные веселые игры. А хотите и мы поиграем?

Русско-народная игра «Горшки»

Играют в  игру

Снято  мышечное напряжение

Развита  двигательная активность

18

А теперь я вас приглашаю на современную выставку современной глиняной посуды. А как называется современная обожженная глина?

Значит посуда ?

комментарии воспитателя и рассказ   ( приложение 5)

Керамика

Керамическая

Рассматривают современную посуду

Расширение  познаний

Активирована мыслительная  аналитическая  деятельность

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

( Чайник)

Купили новенькое, такое кругленькое

Качают в руках, а оно в дырках.

( Сито)

Смастерили из досок и надели поясок

И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

( Бочка)

Если я пуста бываю про тебя не забываю,

Но когда несу еду мимо рта я не пройду.

( Ложка.)

Она бывает глубока, она бывает мелка,

Однако это не река, ведь из нее едят всегда.

( Тарелка)

Хозяйка: - Большое брюхо, на брюхе ухо.

А в брюхе чаинки.

( Чайник)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы воспитателя детям:

Для чего нужна посуда?

( Чтобы из нее пить и кушать)

Какую посуду вы знаете?

( Тарелки, чашки, кастрюли, сковородки и т. д.)

Из чего ее делают?

( Дерево, металл, чугун, пластмасса.)

Из чего раньше на Руси изготовляли посуду?

( Из глины, из дерева, из бересты.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рассказ о глине:

Используют глину-матушку люди давно. Когда-то давным-давно древние люди обнаружили, что после дождя в глине остаются отпечатки следов, и когда они высыхают, становятся твердыми.

Помните, как водной русской народной сказке «Не пей из копытца… » - в какой сказке? («Сестрица Аленушка»)

То место, где было много глины, называлось глинище. Приносили домой, хорошо месили, чтобы глина стала мягкой и послушной, как тесто для пирогов. Из готовой глины люди лепили разные полезные вещи: кувшины, горшки, чашки, кружки (показ картин). Удобна ли такая посуда? Почему?

Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит гнездо и кроме былинок в дело идет глина. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.

Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища (хаты-мазанки, показ картинки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой.

Даже в наш современный век 1/3 населения земного шара обитает в глинобитных жилищах. сейчас многие из вас тоже живут в глиняных домах, т. к. они сделаны из кирпичей. А кирпичи из чего делают? (из глины)

А в Месопотамии, около 5 тыс. лет назад первую бумагу стали делать из глины (это тоненькие глиняные таблички, на них писали книги, документы.

Удобна ли была такая бумага из глины? Почему?

А в наше время кстати глина входит в состав бумаги.

Шло время, и как-то однажды, разгребая золу угасшего костра, древние люди не раз замечали, что почва, где горел костер, становится твердой, как камень и не размывается дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать глиняную посуду на костре. Затем с развитием техники, высушенные глиняные изделия стали обжигать в специальных печах, называются горнами. И людей-мастеров, которые занимались этим делом называли горнчарами, но со временем слово упростилось и теперь мы говорим гончар. (показ картин) А обожженную в печах глину стали называть – керамикой. В руках талантливых и умелых гончаров глиняные изделия превращаются в произведения искусства. Из мастерских выходили блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари. А некоторые сосуды для воды и вина достигали высоты 2 метра.

Ручное изготовление разных изделий называется ремеслом. Людей с такими умными руками называли умельцами и ремесленниками. Ремесло – это рукодельное мастерство, ему учились с детства. Бабушки и дедушки передавали секреты мастерства своим детям и внукам, которые потом, став взрослыми учили ремеслу уже своих детей и внуков.

И так дошли до наших дней многие секреты замечательного народного мастерства. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки.

ПРИЛОЖЕНИЕ  4

1. Умелые руки не знают скуки.

2. Рука косит, спина переносит.

3. Люди пахать, а ты руками махать.

4. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

5. Одной рукой узла не завязать.

6. У работающего в руках дело огнем горит.

7. Рабочие руки не знают скуки.

8. Говорить легко, делать трудно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки.

А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица.

В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.

А жители севера чукчи и коряки употребляют белую глину в пищу, называя ее «земляной жир». Ее ели вместе с оленьим молоком и добавляли в мясной бульон.

А в Европе из глины готовили лакомство наподобие конфет.

Вот какое природное чудо-богатство есть у нас на земле.

Литература:

1. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

2.«Лепка в детском саду» Халезова Н. Б., Москва, Просвещение, 1978

3.«Послушная глина» Г. Федотов, Москва, Аст-пресс, 1997г.

4. Журнал «Цветной мир» №1, 2010г.

Презентация «Народные промыслы»

В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя ее очень легко знакомить ребятишек с народными промыслами. Материал который использовала я нашла в энциклопедии. Желающие могут использовать его в своей работе для знакомства с такими промыслами как, Хохлома, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись, Палех, Русская матрешка, Жостовская роспись, Филимоновская игрушка, Богородская игрушка, изделия из бересты, Павлово-Посадские платки. Желаю успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России»

Конспект НОД в подготовительной группе «Игра «Маленькие умники: Народные промыслы России» ...

Конспекты занятий в старшей группе "Знакомство детей с городецким промыслом"

1). Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора.2). Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вк...

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Ярмарка народных промыслов».

Продолжить формировать знания о народных промыслах. Расширить представление о народных традициях и декоративно-прикладном творчестве. Воспитать уважение к истории и культуре своего народа....

Конспект Непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы. На тему: «Мир народных промыслов»

КонспектНепрерывно- образовательной деятельности по развитию речи  для детей подготовительной группы.На тему: «Мир народных промыслов»        Подгот...