"Северные земли и их обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Коржавина Людмила Михайловна

Совместная деятельность в подготовительной группе по теме "Путешествие по карте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_zemli.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

                          МДОУ Вахтанский детский сад « Одуванчик»

Совместная деятельность в подготовительной группе (путешествие по карте). Тема: «Северные земли и их обитатели» ( ОО « Познание»)

                                                                    Подготовила и провела

                                                                               воспитатель

                                                                                Коржавина Людмила

                                                                                Михайловна.

                                                 п. Вахтан.

                                               2012г.

Тема: «Северные земли и их обитатели»

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста естественно – научных представлений о северных землях и их обитателях.

 Программные задачи:

- Познакомить детей с землями Крайнего Севера: место расположения, особенности климата, разнообразие животного и растительного мира, жизнь людей.

- Формировать умение  устанавливать причинно-следственные связи между особенностями климата Крайнего Севера и живой природой, жизнью людей (жилища, одежда, средства передвижения, занятия: рыболовство, оленеводство) .

- Вызвать желание расширить знания о землях Крайнего Севера, получая информацию из разных источников в повседневной жизни.

Предварительная работа:

-работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера.

Словарная работа: -

-земли Крайнего Севера, тундра, северное сияние, оленевод, чум, иглу;

- корабль-ледокол, Северный Ледовитый океан, стороны света, чукчи, эскимосы, ненцы;

- белый медведь, тюлени, моржи, хищники.

Материал:

-глобус, карта, презентация природы и животного мира Крайнего Севера, северное сияние, слайды: виды жилищ человека, средств передвижения, одежды, карточки-метки животного и растительного мира, письмо от деда Мороза, конверт для ответа, заготовки бумаги для рисования желаний.

Ход и приемы.

Дети в свободной деятельности.

В группу приносят письмо. Ребята, нам пришло письмо. Вам интересно узнать, кто его написал? Присаживайтесь на ковер и начнем читать. На конверте только адрес указан: Северная земля, великий Устюг. Как вы думаете, кто мог нам написать это письмо? (варианты ответов детей). Проверим кто из нас прав, прочитав письмо. Текст письма: «Здравствуйте, мои маленькие друзья, девчонки и мальчишки. Пишет вам Дедушка Мороз.

Я каждый год бываю у вас в гостях. Мы вместе веселимся, играем, катаемся на санках, лыжах. А вы знаете, где живу я, как выглядит природа в моем крае, какие животные обитают на моих землях. Я предлагаю вам совершить путешествие по Северным землям.. Жду с нетерпением встречи с вами в этом году.

Приписка: я начинаю готовить подарки к празднику. Нарисуйте, что бы вы хотели получить от меня в подарок в этом году».

Вы согласны отправиться в путешествие по землям Крайнего Севера, узнать какая там природа, животный мир? Пройдем к карте. Как вы думаете, где расположены земли Крайнего севера? Земли Крайнего Севера расположены вдоль Северного ледовитого океана. Вспомните, почему так называется океан – Северный Ледовитый. Покажите его на карте и глобусе. Найдем на карте и глобусе территорию земли Крайнего Севера. (Показывают дети, воспитатель по необходимости корректирует ответ.) А вы не забыли, где именно живет Дед Мороз, северные земли занимают огромную территорию. (В Великом Устюге). Найдем на карте это место и отметим меткой. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Какой транспорт, по вашему мнению, нам подойдет для путешествия по снежным равнинам, ледяным просторам Северного океана? (особый корабль-ледокол, снегоход, оленья или собачья упряжки). В какой одежде поедем и почему. Кого можно встретить из животных, какие там растут растения. Проверим ваши предположения.

Слайд с изображением  айсбергами. Что это? Из чего они состоят (изо льда? А все ли айсберги такого размера, какие мы их видим? Опасны ли айсберги для кораблей и почему? Дети высказывают предположения. Чтобы проверить ваши версии проведем эксперимент. Эксперимент: в прозрачную емкость с водой погружаем разные по форме и размеру кусочки льда. Вопросы детям: что вы видите, какой вывод можно сделать из нашего эксперимента, подтверждает он наши предположения?

Дети проходят к столам. Посмотрите в энциклопедиях, чем покрыта земля на крайнем севере, какие растения там растут.

На Севере очень холодный климат во все времена года. Но и здесь бывает лето. Оно очень короткое и прохладное, местами только тает снег, появляется трава – ягель, мох, лишайники, карликовые кустарники. Рассматривание растительного мира по иллюстрациям. Почему на Севере не растут высокие деревья, кусты? Им не хватает света, тепла, влаги. Лето быстро заканчивается, и наступают опять холода. На Севере очень часто бывают снежные метели, бури, поэтому, как вы думаете, толщина снежного покрова большая или маленькая? Северная степь называется – тундрой.

Есть еще одна особенность у неживой природы земель Крайнего Севера – это полярная ночь. Она длится несколько месяцев, и все это время на земле Севера темнота. Часто в период полярной ночи на небе можно увидеть Северное сияние – это быстро меняющееся свечение отдельных участков ночного неба. (Показ слайдов)

(наклеивание меток растений на карту)

Рассматривание иллюстраций животных и птиц.

В тундре живет Северный олень. У него густой и длинный мех, свисающий на шее пышной гривой. С помощью копыт олени раскапывают снег и добираются до лишайников, ягеля – это их единственный корм в зимней тундре.

Самый большой из медведей – Белый медведь. Опишите его внешний вид. Белые медведи почти всю жизнь проводят во льдах, на сушу, они выходят, только чтобы родить детенышей в берлоге. Белый медведь прекрасно плавает и ныряет, у него острые когти, которые служат ему отличным оружием в охоте на тюленей. Белый медведь очень интересно охотится. Он ползет к добыче по снегу, а нос прикрывает лапой. Почему? Нос – единственное черное пятно, которое выдает белоснежного зверя.

Моржи и нерпы северные тюлени, проживают в холодных северных морях. Что одинакового в их внешнем виде? (Вместо ног у них ласты, а тело имеет обтекаемую форму, чтобы удобнее плавать, Тело их покрыто такой же длинной шерстью нет, а почему они не мерзнут? спасает очень толстый слой подкожного жира).

На Севере можно встретить полярную сову, песца, полярного волка. (Слайды не обсуждаются, чтобы в конце занятия спланировать дальнейшую работу, что еще хотят узнать дети).

Что общего у всех животных проживающих на севере? окраска (маскировка на снегу) ; густая шерсть с толстым слоем жира (предохранение от морозов) .

Наклеивание меток на карту.

Сделаем остановку и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются. Просмотр слайдов Какие народы проживают на Крайнем Севере чукчи, эскимосы, ненцы, которые занимаются оленеводством, рыболовством и охотой на морских животных.

Как вы думаете, из чего на севере шьют верхнюю одежду? И почему.

Какую бы вы выбрали ткань для пошива верхней одежды для северян Работа с коллекцией тканей. Дети сравнивают выбранные ими ткани. Эксперимент с тканью, какая ткань не пропускает «ветер»(вентилятор,

дольше сохраняет тепло, лежа на снегу. Рассмотреть шкурки с мехом: она плотная, толстая не продувается ветром и сам мех сохраняет тепло. Теплая одежда из шкур животных защищает людей от холода.

Итог путешествия:

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали (на земле Крайнего Севера) Из нашего путешествия мы узнали то, что хотели? О чем мы узнали (северное сияние, полярная ночь, особенности внешнего вида животного мира, растительности от климата, какие народы проживают, чем занимаются) .

Вы что-то еще хотите узнать о жизни на Севере, что? (о повадках других животных, какие дома строят, сколько длится полярная ночь). Где можно получить эту информацию: из энциклопедий, спросить у других взрослых и детей, посмотреть по телевизору, из Интернета.

Мы ничего не забыли? А как же ответ Деду Морозу, что он просил вас сделать? Кто желает, берите по выбору материалы (карандаши, краски и т. д.) и рисуйте свои желания, а потом поручим кому-то из ребят отнести письмо на почту.

Работа на перспективу: макет «Север», альбом «Заметки путешественника», чтение сказок и разучивание подвижных игр народов Севера, эксперименты с водой, льдом и снегом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по познавательному развитию "Северные земли"

Конспект редназначен для закрепления и расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о Крайнем Севере, о диких животных холодных стран. Поможет систематизировать представления детей об умении ...

Конспект итогового занятия по ФЦКМ "Путешествие по северной земле

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды») Конспект итогового занятияпо формированию целостно...

Конспект НОД « Животный мир полярных районов Земли. Белый медведь – царь Северного Ледовитого океана»

Задачи:Познавательные:1.Расширить  представления  о белом медведе (внешнем виде, образе жизни и повадках)2.Учить устанавливать связи между явлениями  живой и неживой природыРазвивающие1...

Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».

Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...

Конспект НОД на тему: «Обитатели северных рек и морей»

Цель: Обогащать представления детей о северных видах рыб.( морские, речные)Задачи:Формировать лексико-грамматический строй речи: учить подбирать глаголы к существительным.Формировать обобщающие поняти...

Познавательная беседа для детей подготовительной группы «Фольклор северной земли».

Цель:уточнить и закрепить представление о жанровых особенностях, назначении потешек и поговорок;учить понимать обобщенное значение пословиц, уметь составлять по ним небольшие рассказы;познакомить с по...