НОД в старшей группе "Вода- источник жизни". Экспериментирование.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект "Вода- источник жизни" с проведением экспериментов соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_voda_istochnik_zhizni.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной  группе по теме «Вода- источник жизни».

Интеграция образовательных областей в основную область – познание: здоровье, коммуникация, художественное творчество, безопасность жизнедеятельности.

Цель:

- Показать детям ценность пресной воды как источника жизни на планете Земля.

Задачи:

  1. Совершенствовать представления детей  об отличительных признаках и важнейших качествах пресной и морской воды.
  2. Закреплять умение анализировать результаты экспериментов, делать предположения и формулировать выводы.
  3. Развивать коммуникативные навыки , умение работать в парах и микро группах, устанавливать психологические контакты со сверстниками для достижения общей цели.
  4. Воспитывать привычку бережно относиться к пресной воде, побуждать к формулированию конструктивных предложений по сбережению питьевой воды.

Предварительная работа:

Разучивание стихов о воде; разучивание инсценировки с мальчиками «Поиграли!»; рассматривание на глобусе морей, рек и океанов, других водоемов с пресной и морской водой; беседы о воде и ее использовании человеком и другими живыми существами на нашей планете; просмотр познавательных видео фильмов  «Вода на планете Земля»; чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок о воде; творческая и экспериментальная ознакомительная  деятельность  с водой в разных состояниях; экскурсия к искусственному водоему; экскурсия в умывальную комнату.

Материалы и оборудование:

 Фонтан переносной; ширма для того, чтобы скрыть фонтан от детей; карточка с загадкой о воде; фонограмма с записью журчащей воды; большие глобусы; карта мира на стене; яблоко, разрезанное на 4 части; столы для экспериментирования; лупы по числу детей; чайные ложки; стаканы для воды; маленькие блюдца для соли в достаточном количестве из расчета по 2 на каждую пару детей; знаки об охране природы; фломастеры и бумага для рисования знаков об охране природы, фонограмма спокойной музыки с шумом морского прибоя.

Проектируемая деятельность:

  • Настрой на совместную деятельность.
  • Сюрпризный момент «Фонтанчик».
  • Формулировка проблемы НОД.
  • Драматизация об отношении к воде «Поиграли!». Выводы.
  • «Кому на планете нужна вода?» - беседа с опорой на личный опыт детей.
  • Практическая работа с глобусами и яблоком. Сравнение площади суши и воды на планете. Обобщения, умозаключения.
  • Выделение понятия «Пресная вода».
  • Экспериментирование с поваренной и морской солью. Сравнение качеств. Выводы.
  • Решение противоречия: питьевой воды меньше. Выводы.
  • Практическая работа в микро группах со знаками. Выводы и рекомендации по применению знаков. Презентация водоохранных знаков.
  • Обобщение : вода- стихия, но вода- это жизнь.
  •  Рефлексия.

Содержание:

  1. Эмоциональный настрой (воспитатель начинает громко и эмоционально  читать стихи, знакомые детям, побуждая их присоединиться к рассказыванию):

Мальчишки, девчонки! Вы- капельки, лучики,

А вместе собрать вас- вы светлый родник…

Что понесете вы к речке жизни бегущей?

Давайте подумаем вместе, на миг!

Кто будет, как речка-  чистый, хрустальный,

А кто- то, как пруд со стоячей водой…

Кто станет озером с гладью зеркальной,

Кто станет морем с крутою волной!

Детям предложить взяться за руки в круге и повторять слова всем вместе:

Всё, что заложено- всё к нам вернется.

Доброе сея, пожнем мы добро!

Сердце  сейчас всем вокруг улыбнется,

Встретится с каплей добра твоего!

2.Мотивация:  

  • Сюрпризный момент «Фонтанчик».

- Идемте, я вам чудо покажу.  Как вы думаете, что там шумит? (ответы- догадки детей) 

- Отгадайте загадку:

 «Она и в озере, она и в лужице, она снежинками над нами кружится, она и в чайнике у нас кипит, она и в реченьке бежит, журчит…»  (вода)       Давайте уберем ширмочку и посмотрим, что там. Что это? (фонтанчик)  Он вам нравится? Чем?   (вода в нем чистая, прозрачная)

3.Формулировка проблемы: Может, кто- то догадался, о чем сегодня пойдет разговор? (о воде) Да. Мы уже многое знаем об этом веществе. Скажите, может ли природа обходиться без воды?

Предлагаю исследовать этот вопрос сейчас. Согласны?

4.Драматизация в исполнении двух мальчиков «Поиграли!»

А сейчас будьте внимательны. Мы на минутку станем зрителями и посмотрим сценку про двух мальчиков. Занимайте зрительские места. Смотрите и слушайте внимательно- что вам понравится в их разговорах или поведении, а с чем вы, может быть, не согласитесь.

«- Привет, Максимка.

- Привет, Тимоша. Как дела?

Т.:  Ой, мы с ребятами сейчас так здорово играли! Налили целую ванну воды!!! И пускали там кораблики!!! А потом, потом взяли водяные пистолеты и давай друг в друга водой брызгаться!!!

М.: Вы хоть краны- то закрыли?

Т.:  А зачем? Воды- то много, потом закроем. Пускай течет!

М.: А еще что делали?

Т.:  Брызгались водой из ладошек прямо! Весь пол водой залили!

М.:  Вот это вы повеселились…» (поблагодарить мальчиков за постановку сценки)

Беседа:

  • О чем говорили друзья?
  • Что вам понравилось? Почему?
  • С чем не согласны? Почему?
  • Что можно посоветовать этим героям?

Вывод: люди должны беречь воду, особенно питьевую, пресную.

  1. «Кому на планете нужна вода?». Беседа с опорой на личный опыт и знания детей:
  • Кому на нашей планете необходима вода? Почему?
  • Может ли человек обходиться без воды? Почему? Тело человека на 70 % состоит из частичек воды. Без воды человек может прожить всего 3 или 4 дня. А без еды целый месяц, но если у него будет вода для питья.
  • А детскому саду нужна вода? Для чего?

Выводы: Без воды засохнут растения, погибнут все живые существа: звери, птицы, насекомые, змеи и лягушки… и, конечно, человек. Вода- это наша жизнь! Её надо расходовать бережно, разумно.

6.Практическая работа с глобусами и яблоком. Сравнение площади суши и воды на планете. Обобщения, умозаключения:

  • Как вы думаете, сколько питьевой воды на Земле? Хватит ли ее всем живущим на ней существам?
  • Посмотрите на глобус. Что на нем обозначено синим и голубым цветом? Назовите самые крупные водоемы планеты. (показываем и называем моря и океаны на глобусе)  Морей всего30, а океанов- 4.
  •  А рек сколько? Где еще есть вода на планете, в каких водоемах? (болота, подземные реки, родники, озера)
  • Как вы думаете, чего больше на планете- суши или воды? Чтобы лучше представить это и сравнить, проведем эксперимент с яблоком.

(по ходу беседы побуждаем детей к рассуждениям вопросами)

Яблоко по форме похоже на нашу планету.

Разделим его на 4 части и возьмем только одну часть.

Много это или мало по сравнению с целым яблоком?

Вот эта малая долька- это суша. А вот эти три – это вода.

На нашей планете больше воды, чем суши.

6.Выделение понятия «Пресная вода».

- Всякую ли воду мы можем употреблять? Почему нет? (мы пьем только чистую и не соленую воду, морская вода не годится для питья и приготовления пищи)

- А вы какую воду любите пить?

Не соленая вода, которую мы пьем и на которой готовим пищу, умываемся- это пресная вода. И её очень мало на планете.

- Чем пресная вода в реках и озерах отличается от морской воды?

- Почему морская вода такая соленая?

7.Экспериментирование с поваренной и морской солью. Сравнение качеств. Выводы.

Предлагаю рассмотреть и сравнить два вида соли: морскую и поваренную и затем высказать свои умозаключения.

Удобнее работать в парах, чтобы обсуждать то, что вы делаете.

Берите блюдечко,  либо морскую соль, или поваренную, или обе на разные блюдца. Вот здесь  стаканы, вода под краном, на столе лежат ложки,  чтобы набирать соль и размешивать её.

Не забудьте про лупы- они помогут лучше рассмотреть и сравнить разную воду.

(на время работы детей включить спокойную музыку с шумом моря)

Высказывания детей:

  • У нас поваренная соль растворилась в воде и стала невидимой. Вода прозрачная и соленоватая. Мы положили половину чайной ложки соли. Если такой соли положить чуть- чуть, то будет вкусно, как в супе.
  • У нас морская соль долго растворялась. Мы размешивали ее, размешивали, она горькая и соленая. Такую воду пить не будешь. Мы на такой воде суп не будем варить. И утром такой водой не умоешься- соль останется на лице, когда вода высохнет.

Вывод: Морская вода не пригодна для питья, хоть ее и больше на Земле.

8.Решение противоречия: питьевой воды меньше. Выводы.

- Еще раз посмотрим на глобус и карту мира. Где мы найдем пресную воду?

- А соленую?

- Так что можно сказать про пресную воду теперь, после всех наших исследований?

Вывод:  Пресной воды ограниченное количество на планете и ее надо экономить.

8.Практическая работа в микро группах со знаками. Выводы и рекомендации по применению знаков.

- Предлагаю взять фломастеры или краски и нарисовать для людей знаки, которые бы призывали нас бережно относиться к пресной воде. Интереснее и быстрее будет придумывать группами по 4- 5 человек. Кто первым нарисует свой знак, встают и размещают его на доске.

Презентация водоохранных знаков.

9. Обобщение : вода- стихия, но вода- это жизнь.

 10.Рефлексия.