Конспект НОД "Сокровища гномов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Понеткова Светлана Юриевна

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе (Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская, коммуникативная)

Открытое мероприятие "Сокровища гномов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sokrovishcha_gnomov_.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Азовского немецкого национального муниципального района Омской области

2014-2015 учебный год

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

(Основные виды деятельности – познавательно-исследовательская, коммуникативная)

Открытое мероприятие по теме «Сокровища гномов»

Цель: расширение представления детей о пуговицах на основе коллекции.

Задачи

•        Обобщить знания детей о пуговицах, их назначении, разнообразии по форме, величине, строению, материалу. Закрепить навыки счета в пределах 5, понятия большой, средний, маленький.

•        Развивать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, составлять описательный рассказ с опорой на схему.

•        Развивать у детей умение составлять узор в круге из мелких деталей.

•        Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Материалы и оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийное сопровождение: портреты гномов, троллей, картинки снежинок, пуговицы разной формы, завёрнутые в фольгу по количеству детей, пуговицы в кусочках льда по количеству детей, шкатулка, фрагмент музыкального произведения П.И. Чайковского «Фея Драже», палатка детская, большой камень, тазики с горячей и холодной водой, пластмассовые и металлические пуговицы россыпью, магниты, диски покрытые пластилином, разные по цвету и форме пуговицы, салфетки.

 Предварительная работа: изготовление «драгоценных камней», сюжетно-ролевая игра «Ателье», опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению со свойствами магнита, льда,  коллекционирование пуговиц.

Ход НОД:

        Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поиграем в игру и  составим пирамидку Дружбы из наших ладошек.

Встали дети все в кружок –

Познакомимся, дружок,

Раз – два, раз – два,

Мы теперь с тобой друзья

- Настроение наше улучшилось. Сегодня, мы будем добры и внимательны друг к другу.

Воспитатель: Ребята посмотрите это же гора «Сим-Сим», а в ней пещера. Как вы думаете, что находится в пещере?

Предположения детей. А вы хотите узнать, что там?

Ответы детей: Да, хотим

Воспитатель. Но как мы узнаем, что находится в пещере, ведь у  входа в пещеру лежит тяжёлый камень, который не отодвинуть руками.

Предположения детей.

Воспитатель. Давайте произнесём волшебные слова: «Сим-Сим откройся». 

Дети произносят слова, отодвигают камень, находят письмо под камнем.

Воспитатель: Ребята, интересно от кого это письмо? Давайте его прочитаем. Воспитатель читает письмо.  

«Дорогие ребята, пишут вам жители этой пещеры - гномы. Нам очень нужна ваша помощь. Однажды к нам в пещеру пришли злые тролли и заколдовали нас. (Слайд № 1). А расколдовать нас смогут только те ребята, которые  правильно выполнят все  задания троллей. Помогите нам. Ваши друзья гномы»

Воспитатель: Ребята, гномики живут много – много лет, они маленькие добрые и милые человечки, которые охраняют драгоценные камни и несметные подземные сокровища.  Будем спасать гномов?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Но мы же не знаем, о чем будут задания троллей. Я где-то читала, что гномы прятали в пещерах свои сокровища. Давайте заглянем в пещеру, и посмотрим, нет ли там какой подсказки.

Дети достают из пещеры шкатулку с «драгоценными камнями» (пуговицами, завёрнутыми в разноцветную фольгу).  Открывают ее и видят «драгоценные камни».

Воспитатель. Как вы думаете, что это за камешки?

Предположения детей. Сокровища гномов

Воспитатель. А вот и записка. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем будут задания троллей.

Одеваться соберёшься

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Застегну я всё на свете.

Ответы детей: пуговицы

Воспитатель: Ребята, может быть, кто-то уже догадался, о чем будут задания сегодня? Все они касаются одной темы? Что это за тема?

Дети: Это пуговицы.

Воспитатель: Верно, сегодня все задания, которые приготовили тролли, будут связаны с пуговицами.  

Воспитатель: Ну что, вы готовы выполнить задания троллей и спасти гномов?

Ответы детей: Да готовы.

Воспитатель: Тогда начинаем. Давайте сядем на палас (дети присаживаются в круг на паласе) и из шкатулки достанем три драгоценных камешка и развернем фольгу. Ребята вы знаете что это? Правильно это пуговицы. А как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы?  Ответы детей.

Молодцы. Сейчас мы рассмотрим каждую пуговицу и составим о ней рассказ по схеме. ( Ребёнок рассказывает о понравившейся ему пуговице по схеме: что это,  из чего сделана пуговица, какой она формы, какого цвета, на какую одежду её можно было бы пришить). Дети выполняют первое задание. 

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, справились вы с первым троллей заданием. (Слайд № 2).  Посмотрите одного гнома вы расколдовали. Молодцы.

Воспитатель: Но нам надо спешить, второе задание троллей не простое. Дети находят кусочки льда с пуговицами внутри (по количеству детей). Тролли заморозили пуговки, и  хотят, чтобы вы догадались, как можно помочь пуговке вырваться из ледяного плена?

Дети высказывают предположения. Можно опустить кусочек льда в горячую воду лед и растает, и пуговица освободится из плена. 

Криомассаж.

Воспитатель: Ребята, ведь вокруг нас волшебство, и здесь есть волшебные источники с горячей и холодной водой. Поможем пуговицам? (Дети переходят к емкости с горячей водой, опускают льдинки в таз, затем в холодную воду опускают руки с пуговицами, затем вытирают руки салфетками). Освободив пуговицы, дети складывают пуговицы в шкатулку.

Вывод: Ребята, что помогло пуговицам спастись из ледяного плена?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, смотрим на экран. (Слайд № 3).  Молодцы ребята. Вот и второй гном спасен.

Воспитатель: А нас ждет третье задание троллей. Давайте пройдем к столам.

Ребята, чтобы выполнить следующее задание вам нужно разделиться на три команды. Дети делятся на три команды. Перед каждой командой стоят банки разных размеров. Разложите пуговицы в эти три банки. Как вы будете раскладывать пуговицы?

Дети: По размеру. Большие пуговицы в большую банку.....  Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята в  большую банку вы пуговицы, какого размера сложили?

А вы пуговицы, какого размера положили в маленькую банку? В какую банку вы сложили пуговицы среднего размера?

Воспитатель: Посмотрите, по сколько пуговиц у вас лежит в каждой банке?

Дети: по 5 пуговиц.

Воспитатель: В каждой банке по пять пуговиц. Как еще можно сказать про количество пуговиц?

Дети: Их поровну, во всех банках пуговиц поровну, по пять.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо считаете. А сейчас вам надо решить логическую задачку «Поставь банки в определенном порядке».

Первой будет стоять баночка, которая не большая и не маленькая,

Второй будет стоять баночка, в которой  лежат 5 больших пуговиц.

И последней будет стоять, баночка, которая меньше первой и меньше второй. Какая баночка?  

Ответы детей: Самая маленькая.

Воспитатель: Молодцы. Я думаю, что вы хорошо справились с этим заданием троллей. (Слайд № 4).  Вот и еще одного гнома спасли.

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем. Выполним оздоровительный массаж. Встанем спиной друг к другу.

Оздоровительный массаж «Гномик»

По дорожке гном бежал, (по спине стучим пальчиками)

Звонко песню напевал бок – бок – бок.  

Мой волшебный колпачок, я надвину на бочок. (кулочками)

Раз, два, три, четыре, пять. (гладим по спине)

Нужно мне стоять, стоять.  

Я готовлюсь, не зеваю, (ребром ладони водим по спине)

мешок за спину бросаю.

Хлопаю в ладоши, танцую танец свой. (по спине стучим пальчиками)

Мне весело сегодня, нашел я клад большой.

Воспитатель: Ну что, отдохнули можно продолжать выполнять следующее задание троллей?

Воспитатель: Посмотрите ребята, тролли рассыпали все пуговицы, и они перемешались. Их нужно собрать, но собрать их нужно не в одну коробку, а по отдельности пластмассовые пуговицы и металлические. А кто мне подскажет, какие пуговицы пластмассовые, а какие металлические?

Ответы детей. По внешнему виду. Дети высказывают предположения, проверяют. Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает им магнит. С его помощью дети легко справляются с заданием.

Вывод: С помощью чего мы определяли, что пуговицы металлические?

Ответы детей: С помощью магнита.

Воспитатель: Молодцы, вы справились. (Слайд № 5). А сейчас вас ждет последнее задание троллей. Готовы?  Дети и воспитатель подходят к столу. На столе лежат диски, пуговицы, салфетки,

Воспитатель. Ребята тролли хотят, чтобы вы выложили из пуговиц узор. Но что конкретно мне не очень понятно, может вы, догадаетесь. Послушайте загадку.

С неба опускаются

Белые красавицы,

Кружатся, летают,

А в руке растают.

Ответы детей. Снежинки.

Воспитатель: Правильно, это же снежинки. Посмотрите, какие разные снежинки бывают. (Слайд 6).

Воспитатель:  Прежде чем начать работать, разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра. «Гномики»

Жили, были гномики (указательным и большим пальцем показать размер)

В расчудесном домике (ладони сложить в виде крыши)

Папа - гном дрова рубил (ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном - сынок их в дом носил (хватательные движения руками)

Мама - гномик суп варила (кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка - гном его солила (пальцы сложены в щепотку)

Гномик - бабушка вязала (имитируем вязание на спицах)

Дед окошко открывал, всех знакомых в гости звал ( кистями рук делаем приглашающий всех к себе).

Воспитатель:  Приступаем к работе. Дети начинают работу под спокойную музыку.

Воспитатель. Молодцы ребята, какие разные и красивые у вас получились снежинки.

А сейчас посмотрим на экран (Слайд  № 6). Ребята, вы сегодня очень славно потрудились и злые чары троллей растаяли. Жителей пещеры все спасены.  

   Гномики хотят отблагодарить вас за их спасение. Они приготовили для вас подарок. Давайте заглянем, еще раз в пещеру, и посмотрим, какие сокровища для нас приготовили гномы. Воспитатель открывает коробочку, а там начатая коллекция детских пуговиц. Гномы дарят нам коллекцию детских пуговиц, и надеются, что мы скоро пополним экспонатами всю эту коллекцию.

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, как вы думаете, почему гномики такие веселые? 

Дети: Потому, что мы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Правильно, вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: Скажите, о чем мы сегодня говорили? Какое задание троллей было самым интересным и понравилось вам? А какое задание было самым трудным? Почему?

Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг и тепло поблагодарим друг друга за интересно проведённое время. Возьмёмся за руки и представим, что мы одно большое солнышко, а наши руки – это его лучики. И лучики посылают всем-всем свет, тепло, добрые пожелания. Ну и про улыбки мы, конечно, тоже не забудем. Поделитесь ими со всеми своими друзьями. Возьмем наши снежинки и попрощаемся с нашими гостями.