конспект занятия "Гном Эконом и его друзья"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Власенко Нина Геннадьевна

конспект занятия по основам финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Гном Эконом и его друзья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnom_ekonom.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9» ГОРОДА АЛУШТЫ

Конспект контрольной непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Гном Эконом и его друзья » в  подготовительной группе

 

                       Составитель: Власенко Нина Геннадьевна

            Дата проведения: 27.04.2023г.

Вид деятельности: ФЭМП
Образовательная область: интеграция всех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: содействие финансовому просвещению детей, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Задачи: развивать логическое, экономическое  мышление, познавательные способности детей, умение творчески решать проблемные ситуации; воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать умение работать в команде; понимать роль денег в жизни людей, закрепить понятие «семейный бюджет», воспитывать бережливость, смекалку, трудолюбие.

Демонстрационный материал: игрушка Гном, картинки с изображением сказочных героев, продуктов и потребностей человека, монеты и рубля, мольберт, стол-витрина продуктовая с ценниками, корзина для продуктов.

 Раздаточный материал: игрушечные купюры, карточки зеленые и красные

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Ход:                                                   

Организационный момент.

  1. Появление гнома

Сегодня у нас в гостях гном Эконом. Послушайте его загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные.

       Правильно, а вы, ребята, знаете, что такое деньги? ( То, что берут в оплату за товары, услуги). А как появились деньги  вы знаете? Гном сейчас  вам об этом расскажет. Было время, когда люди не знали, что такое деньги. Они сами изготавливали все необходимое для жизни. У какого-то племени лучше получалось делать орудия труда, у другого- разводить овец. Племена обменивались своими товарами. Но чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их стало поменять друг на друга. У одних деньгами были животные (козы, овцы), у других - шкуры ценных зверей, соль, ракушки, украшения из янтаря. Со временем люди научились добывать металл. Тогда придумали делать деньги из золота и серебра, т.к. они не ржавели, были красивы, ценились всеми народами. Их отливали в форме слитков, затем стали чеканить монеты. Металлические деньги были тяжелые, занимали много места, появились бумажные деньги. Сначала они были большие, как лист бумаги.

       Ребята, а как называются деньги в нашей стране? (Рубль) Хотите узнать, почему он так называется? Слово «рубль» появилось в Новгороде в 13 веке для названия серебряных слитков, которые разрубались пополам.

Вернемся в наше время. В нашей стране рубли бывают металлические и бумажные. Кто знает, что изображено на металлическом рубле? С одной стороны цифра, а с другой-  герб нашего государства. На купюрах – герб России и памятники архитектуры, великие люди страны.

        Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с деньгами? Гном Эконом просит вас помочь его друзьям в этом разобраться. Проведем викторину и проверим ваши знания. Давайте разделимся на 2 команды: «Экономисты» и «Финансисты». Экономист – человек, который занимается финансами в компании. Финансист- человек, который имеет большие деньги и вкладывает их в разные компании. Итак, за каждое правильно выполненное задание гном будет вручать команде банкноту. Выиграет та команда,  которая  заработает больше банкнот. Помогать вручать будут также члены жюри, которые сегодня присутствуют на нашем занятии. Это наши воспитатели.

Физминутка  «Раз подняться…»

(На мольберте  закрыты картинки  сказочных героев.  При отгадывании загадок про них, картинки открываются).

  1. Дидактическая игра "Доход - расход"

Отгадайте, какой сказочный герой обращается к вам за помощью первым:

У отца был мальчик странный: необычный, деревянный.

На земле и под водой искал он ключик золотой.

Буратино спрашивает, откуда в семье берутся деньги? Что такое семейный бюджет? Что такое доход? (Деньги, полученные за работу). Что такое расход? (Деньги, потраченные на товары, услуги). Сыграем с Буратино в игру «Доход – расход». Я буду описывать ситуацию, если она означает доход, вы говорите «ура», если- расход, вы говорите «ох». Команды отвечают по очереди. Кто будет отвечать, должен поднять руку, а не выкрикивать с места. Сейчас отвечает команда «Экономисты».

- папа заплатил за газ, свет и воду (ох)

- сестре подарили золотой кулон (ура)

- дедушка получил пенсию (ура)

- брат порвал джинсы на футболе (ох)

-  маме подарили мультиварку (ура)

- папа получил премию (ура)

 Теперь отвечает команда «Финансисты».

- сестра выиграла путевку в Артек (ура)

- мама заплатила за детский сад (ох)

- брат сделал стрижку в парикмахерской (ох)

- бабушка купила в аптеке лекарства (ох)

- вы купили билеты в кино (ох)

- вы нашли клад (ура).

Физминутка «Буратино потянулся».

  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Отгадайте следующего героя:

С королевского бала девушка сбежала,

Хрустальную туфельку по дороге потеряла.

Тыквой стала вновь карета.

Кто скажите красавица эта?

Золушка предлагает вам сыграть в игру «Доскажи словечко». Ваша задача, как можно быстрее ответить на вопросы. Начинаем с команды «Финансисты».

- монета круглая, а купюра (прямоугольная)

- купюра бумажная, а монета (металлическая)

- монета звенит, а купюра (шуршит).

Теперь команда «Экономисты».

- если купюра порвалась, ею можно рассчитываться в магазине? (заменить в банке)

- в чем носят деньги?  (в кошельке)

- в наличии- наличные, а на пластиковой карте (безналичные)

Физминутка

1,2,3,4,5 будем денежки считать.                          

1,2 оплатим дом, дом, в котором мы живем.

Третья монета- одежду купить,

На четвертую монету купим есть и пить.

Ну а пятую пока спрячем на дне кошелька.

  1. Дидактическая игра «Магазин».

Слушаем загадку про следующего героя:

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Скорей подскажите, как звали ее.

Мама дала Красной шапочке 10 рублей и попросила купить продукты. Что ей можно купить на эти деньги? Сначала работает команда «Финансисты». Вы посовещайтесь между собой, какие товары вы купите на эту сумму. Один человек от вашей команды подойдет к прилавку и купит продукты. (На столике разложены продукты с ценниками в порядке возрастания. Ребенок берет в корзину товары и отсчитывает банкноты.) А теперь идет покупать продукты команда «Экономисты». (Дети выполняют задание).

  1. Дидактическая игра «Потребности»

Ребята, отгадайте, кто следующий ждет вашей помощи:

Хоть твердит, что он мастак,

Попадал не раз впросак.

Просто он большой зазнайка,

А зовут его …

Незнайка не знает, на что в первую очередь нужно тратить деньги. (На мольберте находятся разные картинки). Давайте команда «Финансисты» поможет Незнайке выбрать картинки, изображающие жизненно-важные потребности человека. Выберите то, без чего человек не может жить. (Дети выполняют задание). Правильно, человек погибнет без тепла и света. Человек не сможет без еды и воды, сна. Человеку нужно укрытие от непогоды. Дом –семейный очаг, где собирается вместе вся семья. А теперь команда «Экономисты» выберет те картинки, на которых изображено то, без чего можно обойтись. (Дети объясняют свой выбор).

Физминутка  

Улыбнулось солнышко,                                                    (руки вверх)

Здравствуй, я с тобой!

Положило на ладони теплый лучик свой                       (ладонь на ладонь)

Отпущу я лучик в группу,                                                (открыть ладони)

Станет здесь светлей,

Улыбнемся мы друг другу,

Будет мир добрей!

 

  1. Дидактическая игра «Товар или нет?»

Кто же последний герой торопится к нам за советом?

Этот сказочный герой с хвостиком усатый

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый.

Ходит он на двух ногах

В ярко-красных сапогах.

Кот в сапогах хочет узнать, что такое товар? ( Продукт труда для продажи). Поиграем в игру «Товар или нет». Вы должны поднимать зеленую карточку, если поймете, что я говорю про товар, а если нет- красную. Начинает команда «Финансисты».

- фермер привез на рынок молоко (зеленая)

- мама испекла торт к празднику (красная)

- столяр сделал шкаф и продал его (зеленая)

- папа отремонтировал скутер (красная)

А теперь команда «Экономисты».

- бабушка сварила варенье для внуков (красная)

- на фабрике сделали игрушки и отвезли в магазин (зеленая)

- девочка подарила подружке куклу (красная)

- садовод вырастил яблоки и продал на рынке (зеленая).

  1. Рефлексия.

         Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Пока жюри подсчитывает, чья команда заработала больше денег, гном Эконом спрашивает, как можно сэкономить бюджет в семье?  Не лить зря воду, выключать свет, беречь здоровье, чтоб не покупать лекарства, беречь вещи, не просить бесполезные игрушки.  Гном Эконом хочет узнать  у вас, все ли можно купить за деньги?  Нельзя купить дружбу, любовь, уважение, семейное тепло. (Жюри подводит итоги. Одна команда показала быстроту реакции, быстрее отвечала на вопросы, а вторая команда получает дополнительные купюры за активность, смекалку, сообразительность. Побеждает дружба, то есть ничья. Ребятам вручают дипломы). Гном Эконом благодарит вас всех за то, что вы помогли сказочным героям стать умнее, финансово грамотнее. Что вам понравилось на занятии? ( Ответы детей). А теперь, ребята, гном Эконом хочет наградить вас за ваши старания и труды волшебными монетами, кто их съест, станет еще умнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект "Дракоша и его новые друзья." - встреча в семейном клубе

Конспект встречи в семейном клубе во второй младшей группе. Сказочные персонажи - наши бывшие воспитанники и их родители....

Конспект занятия "Незнайка и его друзья"

Конспект открытого занятия в старшей группе по теме "Творчество Н.Носова"...

конспект занятия. Петрушка и его друзья.

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  В  СТАРШЕЙЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  ГРУППЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РУССКОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА  В  РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИПРОГРАМНОЕ  СОД...

Конспект занятия "О дружбе и друзьях"

Данное занятие рекомендовано проводить с детьми младшего школьного возраста. Цель занятия: развивать связнуую речь детей, закрепить знания детей о положительных и отрицательных качеств характера, науч...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Пушистые друзья"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во 2 младшей группе с использованием ИКТ, интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Ху...

Конспект физкультурного досуга "Мы спортивные друзья", интеграция образовательных областей здоровье, безопасность, познание в образовательную область "Физическая культура"

Цель предлагаемого материала- продолжать  укреплять  здоровье  детей , приобщать  к  здоровому  образу  жизни;развивать  психофизические  качест...