Конспект образовательной деятельности "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хатиашвили Ольга Борисовна

Данный материал поможет педагогам познакомить детей со свойствами воды, используя экспериментирование и проблемные ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группы

«Свойства воды»

                                                  Воспитатель: Хатиашвили О.Б.

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.

Задачи: способствовать накоплению детьми конкретных представлений о свойствах воды; уточнить знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле; дать представление о круговороте воды в природе; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, стимулировать самостоятельное формулирование выводов; способствовать развитию умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам; воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: видеофайл, набор посуды для опытов (пластиковые тарелки, стаканчики разной формы, пластиковые ложки), кисти, баночки с краской, вода, молоко, сахар, соль, духи, растительное масло, модели «Свойства воды».

- Ребята, посмотрите на эту фотографию (слайд 1). Что здесь изображено? (ответы) Да, так выглядит наша Земля из космоса, именно такой ее видят космонавты. Что можно сказать о ней, какая Земля? (ответы) Как вы думаете, почему ее называют голубой планетой? (ответы)

Если на планету нам посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда.

Планета должна называться вода?

- Зачем же на Земле столько воды? (рассуждения детей)

- Кому и зачем нужна вода на Земле? (ответы) Действительно, вода нужна всему живому прежде всего для того, чтобы выжить. Растения, животные, птицы, насекомые, обитатели вод и, конечно, человек без воды погибнут (слайд 2).

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- Скажите, где можно встретить воду в природе? (ответы) Как называется вода в океане (океаническая), в море (…), в реке (…), в озере (…), в роднике (…), в болоте (…)? А всякая ли вода пригодна для питья? (ответы). Океаническую и морскую воду пить нельзя, т.к. она соленая. А как называется вода, которую можно использовать для питья? (ответы)

- Где можно в природе встретить пресную воду? (ответы) (Озёра, реки, туман, снег, лед, сосульки, облака, водопад, ледники.) А теперь посмотрите на нашу Землю и скажите, какой воды больше, соленой или пресной? (ответы) Выходит, не так-то много в мире пресной воды. А теперь посмотрите на эти картинки и скажите, что бы вы здесь хотели изменить и почему (подвести детей к выводу о том, что воду надо беречь).

- Как вы думаете, почему вода на нашей планете не исчезает, что с ней постоянно происходит? (предположения детей)

- Оказывается, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе. Когда влаги в тучах становится слишком много, она выпадает на землю в виде осадков. Летом это дождь или град, зимой - снег. Так происходит круговорот воды в природе (слайд 3).

- Предлагаю вам поиграть в интересную игру,  которая вам поможет лучше понять это природное явление.

Игра «Капельки и тучка»

- Я буду мама Тучка, а вы мои дети-капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.

- А что вы еще знаете о воде? Какая она? (ответы) Чтобы выяснить это, нам надо превратиться в ученых-исследователей и отправиться в лабораторию, место для проведения опытов.

Опыт 1. Дать детям две тарелки и три стаканчика: один с водой, другой  пустой, третий с речным песком. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (ответы) Потому, что она жидкая. Предложить вылить небольшое количество воды на одну тарелку, а на другую высыпать песок (описать наблюдение). Вода растеклась, а песок остался лежать горкой. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, она может течь.  Вывод: вода - жидкость.

Опыт 2. На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предложить опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

Что заметили? (высказывания детей) В стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она хорошо видна. Вывод: чистая вода прозрачна.

Опыт  3.  На столе стакан с водой, кисть, краска. Попросить детей добавить с помощью кисти немного краски в воду. Что изменилось? Вывод: вода меняет цвет в зависимости от того,  какого цвета вещество в нее добавляют. Сама же вода бесцветна.

Опыт 4. Предложить детям попробовать воду на вкус и высказать свое мнение. Вывод: вода не имеет вкуса. Что может придать вкус воде? (ответы) Предложить детям размешать в воде небольшое количество сахара и соли, объяснить, что изменилось. Куда исчезли сахар и соль? (ответы) Вывод: вода меняет вкус при добавлении в нее некоторых веществ, при этом вещества растворяются. Значит, вода – хороший растворитель. Но все ли растворяется в воде? Предложить капнуть несколько капель растительного масла в воду, объяснить увиденное.

Опыт 5. Как определить, есть ли у воды запах? (ответы) Предложить понюхать воду. Вывод: чистая вода не имеет запаха. А если вода чем-нибудь пахнет, о чем это говорит? (предположения детей) Добавить в сосуд с водой несколько капель духов. Вывод: пахучие вещества, растворяясь в воде, меняют ее запах.

Динамическая пауза

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1, 2, 3, 4 (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брасс,

(круги двумя руками вперёд)

Одной, другой, это кроль.

(поочередно круги руками)

Все как один плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Вот и оказались в лаборатории мы с тобой.

Опыт  6. Попросить детей сказать, какой формы стаканчики у них на столе (ответы). Стаканчики в виде шара, куба и цилиндра. Можем ли мы изменить их форму? Почему? (ответы) Переливая воду из одного стаканчика в другой, понаблюдать, как меняется форма воды. Имеет ли вода форму? (ответы) Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Предложить вылить небольшое количество воды в тарелку. Вода растеклась. Вывод: вода, в отличие от твердых тел,  не имеет формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Познание» во второй младшей группе «Водичка, водичка»

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе. Тема: «Водичка, водичка…» (развитие культурно-гигиенических навыков)

Предлагается конспект занятия в первой младшей группе по развитию культурно-гигиенических навыков, в котором решаются задачи:Образовательные задачи: Учить правильно называть предметы туалета. Расширят...

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности "Водичка, водичка"

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению.Задачи: образовательные: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и ...

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект образовательной деятельности по "Ознакомлению с предметным и социальным окружением" в подготовительной группе на тему " В воде родится, а воды боится".

Интеграция образовательных областей: "Познание".-Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды и соли.-Развивать познавательную активность детей ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Конспект образовательной деятельности на тему: "Водичка, водичка

В ходе эксперемантальной деятельности на занятии дети проводят опыты с водой и знакомятся со свойствами воды....