Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ефремова Людмила Викторовна
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.
 
Задачи: 
1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. 
2) Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба.
3) Активизировать и расширять словарный запас детей.
4) Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей. 
5)  Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук. 
6) Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности. 
7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karavay.odt20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №132»

Советского района

г. Воронежа

Конспект образовательной ситуации

с детьми старшего дошкольного возраста

«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!»

Подготовили:

воспитатель первой квалификационной категории

Ефремова Людмила Викторовна;

воспитатель первой квалификационной категории

Погорелая Виктория Борисовна

Октябрь 2014г.

Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.

Задачи:

1)        Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

2)        Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба.

3)        Активизировать и расширять словарный запас детей.

4)        Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

5)  Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук.

6)        Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.

7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова  «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный»,  «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И.И. Шишкина «Рожь», С.А. Куприянова «Вспашка». Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Оформление мини-музея  хлеба. Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры: «Что сделано из муки?», «Хлеб всему голова». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее?», «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай», «Хлебец».

Материалы:

Картинки с изображением хлебобулочных изделий; сельскохозяйственной техники; профессий, принимающих участие в уборке зерна. Настоящие хлебобулочные изделия на подносе, каравай на «рушник», соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания  хлеба, мяч. Зерна пшеницы, семечки подсолнуха и горох.  Фартуки, колпаки. Мерные стаканчики, мука, соль, вода, сито, поднос, чаши для замешивания теста. Приспособления для лепки (доска, стеки), влажные салфетки, формочки. Самовар, чашки.

Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации:

Метод создания условий для свободного восприятия.

Прием направленного диалога с детьми.

Прием «тематического стихотворного каскада».

Прием направленного диалога с детьми.

Метод пояснения.

Прием использования вопросов.

Ход образовательной ситуации:

Педагог привлекает внимание детей к изображению каравая на экране.

Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!

- Кто из вас видел каравай?

Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость.  Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

- Ребята, я предлагаю отправиться в гости к хозяюшке и узнать о каравае. Хотите?

Хозяюшка. Встреча гостей с караваем.

Здравствуйте, гости дорогие!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

- Осень, с полей, садов и огородов убран весь урожай и начинаются посиделки. И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на посиделки.

- А вы знаете, что делали на посиделках?

- Сегодня на наших посиделках мы будем много говорить о хлебе.

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. У меня проблема: все зерна перемешались. Помогите мне выбрать пшеничные зернышки. (Выбирают из общего подноса. Складывают в мешочек. Хозяюшка уносит мешочек.)

Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел»

Разложить картинки.

Воспитатель: Я вам предлагаю еще поиграть. Становитесь в круг. (Игра с мячом).

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Хлебница? (Посуда для хлеба).

Хлебороб? (Тот, кто выращивает хлеб).

Хлебопёк? (Тот, кто печёт хлеб).

Хлебозавод? (Где выпекают хлеб).

Хозяюшка. Игра «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий)

В осенний день у каравая

Хороводы, звон и смех.

Сам друзей он выбирает.

Выбирает – да не всех.

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)

Ведущий:

«Я люблю, конечно, всех,

Ну а больше всех…» (останавливается и кланяется перед одним из участников игры)

Тот, кого выбрал ведущий, отвечает:

«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,

они выходят в круг, танцуют).

Воспитатель.

- Хорошо мы с вами поиграли. Послушайте стихотворение Степанова В. и вспомните профессии людей, участвующих в выращивании хлеба:

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое — страда

— Праздник мирного труда.

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

(тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, шофер, продавец)

- А кто из вас видел людей этих профессий? Где?

Хозяюшка. – Ребята, зернышки пшеничные вы мне отобрали, а из них я намолола муки.

- Что можно приготовить из муки?

Белый-белый порошок
Насыпают нам в мешок.
… Вот и есть у нас мука
Из зерна пшеничного.
Как белёшенька, мелка –
Качества отличного!
Как теперь нам дальше быть?
Тесто из чего месить?

- Ребята, проходите к столу, надевайте фартуки и колпаки. Мы с вами будем месить тесто, из которого приготовим хлебобулочные изделия для нашего магазина. Это тесто особенное – соленое тесто. Еще с давних пор люди использовали его для изготовления игрушек, сувениров.

(во время лепки:

Поработаем искусно!

Есть у пекарей секрет
Терпеливым лишь здесь место!
Чем мы дольше месим тесто –
Тем пышнее будет хлеб!

- Положим наши изделия на поднос и поставим сушиться.

Хозяюшка:

- Хлеб на Руси почитали и слагали  о нем пословицы и поговорки. Что в народе про хлеб говорили? (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко — калачу дедушка. Хлеб на стол — стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба везде тоска. Много снега — много хлеба. Не трудиться — хлеба не добиться. Плох обед, коли хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится). Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)

- Порадовали вы меня, много пословиц о хлебе вспомнили.

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки.

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный,

Хлеб душистый и чудесный!

 

- Как мы должны обращаться с хлебом?

(бережно)

- Бережно - это как?

(не крошить хлеб, не бросать, не выбрасывать…)

Хозяюшка:

- Я вас приглашаю к самовару с караваем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Зима белоснежная».Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:  Закрепить знания детей о временах года. Уточнить и расширить представления о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие природы. Воспитывать любовь к родной ...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"КонспектНепосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.«Как м...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "В гостях у сказки"КонспектНепосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.«Как м...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "В гости к Нюше"

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Ш"...

"Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай"

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей: радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, с...