НОД по Познавательному развитию "Гостья из прошлого"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Это занятие можно проводить в старшей группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostya_i_z_proshlogo.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Задачи

        Образовательные:

Закрепить представление о характерных особенностях русской избы, ее внутреннем убранстве.

Продолжать знакомить детей с бытом, культурой и традициями семьи.

Продолжать формировать навыки работы с тестом, используя прием возвратно - поступательного движения ладоней рук.

Продолжать учить сравнивать детали предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий; короче, длиннее, самый длинный.

        Развивающие:

Развивать:

- мелкую моторику кисти рук, стимулируя речевые центры мозга; развивать логическое мышление,

- слуховое и зрительное восприятие, умение слушать и слышать.

        Воспитательные:

Формировать интегративные качества:

- интерес к прошлому своего народа, его быту, духовной культуре;

- вызвать потребность в бытовом труде, чувство уважения к повседневным трудовым действиям,  сопричастности к результатам коллективного труда;

- умение испытывать удовлетворение от результатов своего труда и труда сверстников.

- начальные навыки учебной деятельности - культуру речевого общения - отвечать внятно, не перебивая взрослого и сверстников, не выкрикивая;

- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в процессе совместной трудовой деятельности, вызвать положительные отклики на оказание помощи нуждающимся.

        Предварительная работа: чтение русских народных сказок: слушание русской народной музыки; экскурсии в русскую избу; знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа: знакомство с домашними животными.

        Обогащение словаря: пряжа, спицы, крючок, шерсть, пух, изба, русская печь, красный угол, часы - ходики, лубочные картины, рукомойник, лампадка, полати, сундук , рубель.

        Оборудование: выставка образцов вязаной детской одежды: магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; пряжа, спицы, крючок, начатое вязаное изделие на спицах и крючком, вязанные вещи; доски для лепки, влажные салфетки, сдобное тесто, готовый пирог.

        Ход НОД:

Дети входят в группу, их встречает хозяйка.

        Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие.

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге -  хозяйке радость.

Для них и место готово.

Красному гостю - красное место.

        Хозяйка: Я  очень рада   гостям, в избе порядок навела (показ слайда русской избы), пол подмела, дров наносила, печку затопила (показ слайда русской печки).

        Давайте закроем глаза, протяните ручки и почувствуйте какое тепло идет от печки, чествуете тепло руками? Откройте глаза, потрогайте свои ладошки, вам тепло? И сразу стало хорошо!

        Русская печь находится у входа в избе, она кормилица семьи.

Загадка:

В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать.

(утюг)

Ой, а вы знаете что это такое, как называется? 

        Хозяйка: Это - рубель с помощью его гладили вещи полотенце, рубаха или другая вещь наматывалось на круглый предмет и таким образом выпрямлялась, потом появился утюг куда ложили горящие угли при помощи которых он нагревался, затем стали гладить утюгом который ставили на печь , при появления света появились электроутюги.

         У печи находится шкафчик или полки на которых хранится посуда, вещи хранятся в сундуке (показ слайда сундука). Напротив печи красный угол (показ слайда красного угла) здесь располагалась полка с иконами, убранная бумажными цветами, полотенцами. Перед иконой к потолку прикреплена лампадка, на стене висят часы - ходики (показ слайда часов - ходиков). В качестве украшений на стене висят лубочные картины, (показ слайда лубочных картин) зеркала в разных деревянных рамках. Ближе к красному углу стоит обеденный стол. У меня нету сеней поэтому рукомойник (показ слайда красного рукомойника) весит под полатями и здесь же рядом стоят кадки с водой. В избе мебели немного(показ слайда внутри избы): обеденный стол, две скамьи и несколько табуреток. И как говорили  в  старину  «Не  красна изба углами,  а  красна  пирогами»,   поэтому  я  тесто замесила, а испечь не успела. Вы мне поможете испечь пирог к чаю?

{Дети проходят, садятся за столы, на столе разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста.)

        Хозяйка: Ребята, вы умеете пирог лепить? Дома мамам помогали лепить пирог? Расскажите, как будем лепить пирог?(Если дети не смогут рассказать, как лепить калачи, то Хозяйка сама рассказывает: я беру небольшой кусочек теста, раскатываю скалкой в корж и лежим на противень, а вы из своих кусочков катайте колбаски ими будем украшать корж А теперь будем украшать фруктами. Дети укладывают десертными ложечками кусочки фруктов на пирог и хозяйка ставит противень в печь.)

        Хозяйка: Расскажите, как мы лепили пирог? (Если дети смогут, то рассказывают, если нет , то рассказать вместе с ними.)

        Хозяйка: На Руси люди собирались вместе (показ слайда посиделок), играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали (показ слайда с народными танцами) и играли в игры. Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру "Ручеек".

        Подвижная игра "Ручеек"Участники разделяются на пары и встают в две колонны на расстоянии друг от друга, соединяют попарно высоко поднятые руки, образуя тоннель.

Есть два варианта игры в ручеек: с водящим и без.

При игре с водящим (водой), он входит в образовавшийся коридор сзади и выбирает себе пару из числа участников, взяв игрока за руку и встает со своей парой в начало «ручейка». Освободившийся игрок становится водящим и тоже идет в конец коридора, где процесс повторяется. Если участников игры много, то водящих может быть несколько.

При игре без водящего (количество игроком четное) пары постоянны. В этом случае последняя пара в колонне входит в тоннель и не отпуская рук проходит через него, становясь в начало «ручейка» и т.д.

В игре нет победителей и проигравших, играют в нее пока не надоест.

Ребята, вставайте парами, а я буду водить.

        Играет русская народная песня «Бежит ручей» в исполнении

Н. Кадышевой.

        Хозяйка: Ребята, сегодня когда я шла в детский сад встретила почтальона и он передал вам посылку. (Открывает посылку и достает от туда письмо)

        Здравствуйте, дорогие ребята!

Я – Емеля  из русской народной сказки. Хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба: поставьте, пожалуйста, заплатки на мои носки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.

        Хозяйка: ребята, поможем Емеле?

        Д/и. «подбери заплатку»

Хозяйка раздает детям по 2 носка, на столе выкладывает заплатки, дети должны к своим носкам подобрать нужную заплатку. Затем хозяйка спрашивает, почему дети подобрали именно эту заплатку?

        Хозяйка: молодцы ребята, починили все носки Емеле. Отправим ему посылку с его носками, и  еще подарим Емеле вот эти носки.( все складывает в посылку)

        Раздается телефонный звонок, Хозяйка ставит телефон на громкую связь и дети слышат слова благодарности от Емели.

        (Хозяйка показывает детям пару вязанных шерстяных носков)

        Хозяйка:  Из чего связаны носки, какие они?(из пряжи, вязанные)

        Хозяйка:  Чем можно вязать? (спицы. крючок)

        Хозяйка:  Из чего вяжут? (пряжа)

        Хозяйка:  Из чего делают пряжу? (шерсть, пух)

        Хозяйка:  Шерсть каких животных люди используют для получения пряжи?

         Хозяйка: Что можно связать из пряжи, какие вязаные вещи есть у вас? (показывает ребятам вязаные вещи: шарф, шапку, кофту, носки)

        Хозяйка: Ой, ребята, мы совсем забыли про наш пирог.

Достает противень с уже готовыми пирогом и предлагает всем пойти в группу пить чай.

        Хозяйка: Вам понравилось сегодня на занятие? Что вам понравилось, а что не понравилось?

Хозяйка прощается с детьми, приглашает их прийти еще в гости. Прощаются все с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"

Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему  "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на тему: "Путешествие из прошлого в настоящее"

Создать условия для ознакомления детей с жизнью и бытом русских людей в прошлом и современности. Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам к Родине....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект НОД по познавательному развитию "Без прошлого - нет настоящего"

Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; Способствовать воспитанию уважения к людям старшего п...

Конспект по познавательному развитию "Гиганты прошлого"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе....