« В гостях у лекарственных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пирч Нина Александровна

Конспект познавательно-игрового занятия « В гостях у лекарственных растений» Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_lekarstvennykh_rasteniy.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Модель совместной деятельности: обучающая

Форма проведения: учебно-игровая

Цель: закрепить представления о лекарственных травах Сибири.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать накоплению знаний детей о лекарственных растениях Сибири, их пользе для человека;

- формировать знания о сборе и сушке лекарственных растений.

Развивающие:

- формировать эмоционально-ценностные отношения к природе Сибири;

- развивать психические познавательные процессы: внимание, память, мышление;.

Воспитывающая:

- воспитывать любовь к родному краю, желание узнавать о нем новое, бережное отношение к растительному миру Сибири.

Речевая:

- в процессе занятия закреплять и развивать навыки речевого общения (диалог, монолог, связную речь). 

Оборудование:

слайды с изображением лекарственных растений; костюмы ромашки, крапивы, лопуха, одуванчика, подорожника; корзинка с лекарственными травами, фонограмма «Голоса леса»; Дидактическая игра «Собери траву»; модули с правилами сбора растений; фиточай с шиповником; открытки с изображением шиповника для каждого ребенка.

Герои:

 Лесовичок, Фея Леса, лекарственные растения: ромашка, крапива, лопух, одуванчик, подорожник ( дети в костюмах); мальчик.

Методические приемы: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия 

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?  Я Лесовичок-                             Сибирячок. Отправила к вам Фея Леса. Пока я сюда добирался, набрал целую корзину разных трав. Кто скажет, что это за травки такие?

- А как называются все эти растения? Почему их так назвали?

- Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли травниками. Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесе, на поле. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку и вам, ребята, тоже. поэтому фея леса приглашает вас в свой лес, поближе узнать лекарственные травы. Итак, отправляемся.

Аутотренинг

           Встанем в круг, поднимем руки к солнышку, оно согревает наши ладошки, как будто иголочки дотрагиваются до кончиков пальцев. Давайте скажем волшебные слова: Небо, солнце, природа, дайте здоровья  мне , моим друзьям и родным!

           А теперь закроем глаза и представим, что мы на разноцветном лугу. Постоим так немножко, подышим свежим воздухом, сделаем глубокий вдох.(ароматерапия)

Звуки леса. Выходит Фея.

Фея: - Когда ты входишь в лес, где все нам с детства мило,

           Где чистым воздухом приятно так дышать.

           Есть в травах и цветах целительная сила

           Для всех умеющих их тайну разгадать.

Лесовичок: - Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства.

                       В каждой травке, в каждой ветке и микстура и таблетки.

                       Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

                       Все целебные растенья знаем мы без исключенья.

Фея: - С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

                        Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка.

                        В середине золотая, кто она такая?

Ромашка: - Это я – Ромашка. Ромашка – это название переводится как милая простота. Давным  – давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.

Лесовичок: - Кто знает, чем полезна ромашка?

Ромашка: - Если случится тебе простудится,

                    Появится кашель, поднимется жар,

                    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

                    Слегка горьковатый душистый отвар.

Лесовичок: - Милая Ромашка, отправляйся с нами гулять по лесу.

Фея: - Тонкий стебелек у дорожки на конце его сережки

           На земле лежат листки – маленькие лопушки.

          Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук.

Подорожник: - Это я – Подорожник.

Лесовичок: - Кто знает, почему он так называется?

                      Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника. Лежат на земле две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.

Подорожник: - С названьем простым и тревожным,

                           Зовущим за отчий порог,

                           Невзрачный цветок подорожник

                           Растет у российских дорог.

                           И важно, что путникам раны умеет цветок врачевать.

                          Листок оторви осторожно, и жгучую боль утоли.

                          Невзрачный цветок подорожник,

                          Да как же растешь ты в пыли?

Лесовичок: - Дорогой подорожник, а чем ты еще полезен?

Подорожник: - Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал,  сердце болит – беги ко мне, я помогу.

Лесовичок: - Посмотрите, какое интересное растение. Кто его узнал?

Лопух: - Выпускаю я листы широченной широты.

                Держатся на стеблях крепких сто плодов шершавых, цепких.

               Если их не обдерешь, на себе их все найдешь.

Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки, печень, желудок.

Фея: -    Золотое солнышко прямо у дорожки

              Листья треугольники на зеленой ножке.

              Озорной веселый мальчик этот рыжий ….

Одуванчик: - Цветок я желтый, озорной

                        Полит весеннею водой.

                        Время летит быстро

                        Стану белым и пушистым.

Лесовичок: -А вот я только играть умею с одуванчиками. Дунешь на его пушистую шапочку - он–и разлетелся.  Очень интересно, почему одуванчик назвали лекарственным растением?

Одуванчик: - Да я очень полезен, я служу для улучшения аппетита.

Лесовичок: - Ой, одуванчик, а мы про тебя игру знаем.

Ритмическая игра «Одуванчик»

           Солнце греет, всем тепло.

(руки в сторону)                    

                                             Семя уж росток дало.

                                             Быстро выросло оно.

(руки вверх)                          

                                              А потом и расцвело

 (изображают бутон руками)                                        

                                              Одуванчик солнцу рад

(все улыбаются)

                                               Качается вперед-назад

(дети качаютсяч)

                                               Вот он к солнцу потянулся

(поворачиваются вполоборота)

                                                И довольно улыбнулся

(все улыбаются)

                                                 Одуванчик, одуванчик,

                                                Стебель тоненький, как пальчик.

(дети вытягиваются)

                                                 Голова как шар пушистый

(показывают шар руками)

                                                Если ветер быстрый, быстрый

(дыхание)                               На головку налетит

                                                Все вокруг зашевелит

(качают руками)

                                                Разлетятся хороводом

                                                Одуванчика пушинки

(поднимают открытые ладошки)

                                                 И останутся кружиться

(кружатся)

                                                 И сольются с небосводом

                                                 И на землю упадут

(приседают)

                                                Там останутся лежать

                                                Чтобы снова по весне

                                                Одуванчиками стать.

(поднимаются)

Лесовичок: -  А что это за трава?

                             Только тронь – отдернешь ладонь.

                             Обжигает травка прямо как огонь.

- Ребята, а если крапива такая жгучая, то как же она может быть полезной?

Крапива : - Да, людям есть за что благодарить крапиву.

                  Из нее не только щи и салат можно приготовить.

                 Но все-таки важней другое.

Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам. Она раны вычистит и заживит. В крапиве  содержится вещество, убивающее микробов. Крапива хорошо останавливает кровь, укрепляет волосы.

Лесовичок: - Спасибо тебе, Фея леса, за интересные знакомства. Но что-то заскучали наши ребята. Давайте играть да песни петь.

Частушки.

Фонограмма «Голоса леса» . Появляется мальчик. Он срывает цветы, топчет их.

Лесовичок: - Стой, посмотри что ты делаешь?

Мальчик: - Я? Гуляю. А что?

Лесовичок: - Оглянись и посмотри, что ты натворил.

Мальчик: - Ну и что? Они все равно не красивые. Да и кому они нужны?

Мальчик хочет уйти с поляны, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: порезал руку, натер ногу, начал чихать, кашлять. Лекарственные растения приходят к нему на помощь.

Ногу натер – подорожник

Остановить кровь – крапива

Кашель – ромашка

Живот болит – лопух

Нет аппетита – одуванчик

Мальчик: - Большое вам спасибо! Я и не знал, что растения могут быть такими полезными.

Лесовичок: - Ну вот, ребята, пока мы с вами помогали мальчику да песни пели, у меня все лекарственные травы перепутались. Помогите мне разобрать травы на лекарственные и простые.

Игра «Собери траву»

Лесовичок: - А кто знает, как правильно собирать лекарственные травы?

Дети:  1. Хорошо знать лекарственные травы и отличать их от ядовитых.

           2. собирать летом, в сухую погоду, утором, когда высохнет роса.

           3. нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

           4. укладывать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.

           5. сушить растения в тени.

Дети составляют модули.

Лесовичок: - Где произрастают все эти растения?

    - В каком краю мы живем?

Фея: - Молодцы, ребята! Мы сегодня узнали много о пользе растений. И я хочу вам дать наказ, который вы должны помнить, тогда природа будет вам благодарна.

Ты, дружок, смотри не подкачай.

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей,

Все, что зовется Родиной твоей!

Лесовичок: - А на прощанье мы приготовили вам угощения.

Фея: - Каждая моя травинка, цветочек, листик вобрали в себя силы целебные Земли-Матушки, Солнышка Красного. Берите их, заваривайте и пейте на здоровье!

Музыка, фиточай.

Лесовичок: - Теплый, вкусный напиток разливается по вашему телу. Частицы шиповника попадают в каждую клеточуку вашего организма, наполняя его силой и здоровьем. Шиповник пользуется широкой известностью у всех народов мира. Это цветок радости, любви, веселья. Шиповник богат витамином С, способствует заживлению ран, борется с микробами.

    Чтобы вы запомнили о наших лекарственных травах, я дарю вам цветок шиповника – символ красоты и здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка "В гости к лекарственным растениям" (старшая группа)

Данный материал позволит воспитателям познакомить детей с лекарственными растениями во время проведения прогулки....

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе "В гости к лекарственным растениям"

Отчуждение  от  природы, игнорирование  её  законов, потребительское  отношение  к  природным  ресурсам, привели  к  тяжёлым  экологическим ...

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"

Организация  непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"...

Конспект занятия "В гости к лекарственным растениям"

цель занятия: формирование у дошкольников представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах....