Конструкт совместной познавательно-поисковой деятельности с детьми раннего возраста «На помощь к лесным зверятам»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Панкрушина Татьяна Сергеевна

Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_na_pomoshch_k_lesnym_zveryatam.doc92.5 КБ
Office presentation icon zima_v_lesu.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (КОНСТРУКТ) ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

«На помощь к лесным зверятам»

Возрастная группа: ранний возраст с 1,5 до 2 лет

Форма совместной деятельности: познавательно-поисковая деятельность

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка

Средства:

Зрительный ряд: палочка-удочка со снежинкой на нитке, мягкие игрушки (белка, заяц, медведь), ёлка, таз с водой, блюдо, дупло, берлога для мишки оборудована простынёй, 3 предмета зверюшек (белка, заяц, медведь) и 3 предмета (кубик, мячик, куколка), дом и лес (2-3 дерева)

Литературный ряд: логоритмическое упражнение «Это я!», стихотворение «Медведь» И. Токмаковой

Музыкальный ряд: музыка зимы, белочки, зайца, медведя, запись песенки «Зайчик» из методики «Музыка с мамой»

Сергея и Екатерины Железновых, мелодия песни «Кабы не было зимы» комп. Е. Крылатов)

Мультимедийные средства: презентация о зиме

Раздаточный материал: ложки, орешки.

Оборудование: ноутбук, магнитофон, стулья на подгруппу детей.

Предварительная работа:

  • разучивание упражнения «Это я!», игровой гимнастики «Зайчик»;
  • рассматривание альбома «Дикие животные» ;
  • чтение стихов о зиме, о зверях;
  • игры на развитие мелкой моторики.

Цель – закреплять знания у детей о зиме и расширять представления об обитателях леса (белка, заяц, медведь) через познавательную, коммуникативную, эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать закреплять знания детей о зиме;
  • Расширять знания детей об обитателях леса (белка, заяц, медведь), об их внешнем виде, питании.

Развивающие:

  • Развивать мелкую и крупную моторику.
  • Развивать произвольное внимание, мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие через игровые действия.
  • Побуждать к решению элементарных проблемных ситуаций.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к диким животным.
  • Вызвать эмоциональный отклик детей на участие в игровых моментах.
  • Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в совместной деятельности со взрослым.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап

Организационный

Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный день, и я вас хочу пригласить на прогулку в зимний лес к зверятам. Хотите?

Пойдемте!

Вот уж зимушка-зима,

Много снега принесла

Да-да, да-да,

Много снега принесла.

Игра «Кто поймает снежинку»

Воспитатель приветствует детей, создает положительный эмоциональный настрой.

Предлагает идти и выполнять движения.

Включает музыку зимы.

Воспитатель держит палочку-удочку, на которой привязана снежинка на ниточке.

Управляет удочкой так, чтобы дети, подпрыгивая, немного затрагивали снежинку.

Приветствуют.

Напевая и пританцовывая, идут в лес.

Дети подпрыгивают, пытаясь поймать снежинку.

Дети эмоционально отзывчивы.

Мотивированы и готовы к путешествию в зимний лес.

Проявляют двигательную активность.

2 этап

Целеполагание

Зимой выпадает много-много таких снежинок, и весь лес покрывается белым снегом.

Смотрите, какой красивый лес зимой, нарядный.

Здесь живут дикие звери - белки, зайцы и медведи. Интересно, встретится ли нам кто-нибудь?

Воспитатель показывает на экране зимний лес, снега, деревья, покрытые белым снегом. Вызывает интерес у детей. (Презентация или иллюстрация)

Создает проблемную ситуацию, показывает свою заинтересованность. Ставит цель, вводит в тему. 

Дети рассматривают слайды на экране.

Пытаются высказать свои предположения.

Проявляют любознатель-ность.

Проявляют интерес.

3 этап

Основная часть

Ушки слушают, а глазки смотрят.

Ой, послушайте ушками,

Шуршит кто-то?!

Кто же это?

Посмотрите, да это же белочка!

Давайте поздороваемся с ней!

Как высоко забралась.

А скажите, на каком дереве сидит белка?

Ребята, мне кажется, что она грустная. Давайте спросим у нее, что случилось?

- Я очень люблю кушать орешки. Прыгала - прыгала по веточкам и растеряла свои орешки. Теперь мне нечего кушать.

Давайте поможем белочке собрать орешки.

Упражнение-игра «Вылови орешки»

Ребята, но это еще не все, нужно спрятать орешки в домик к белочке.

Кто знает, как называется домик у белочки? Дупло.

Упражнение-игра «Положи в дупло орешки»

Спасибо ребята, что помогли мне собрать орешки, спасибо за помощь! 

Сидит белочка на ветке

И грызет она орешки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк

Упражнение-игра «Это я!»

Это глазки - вот, вот!

Это ушки - вот, вот!

Это нос, это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки - хлоп, хлоп.

Это ножки - топ, топ.

Ой, устали, вытрем лоб!

Ушки слушают, а глазки смотрят.

Послушайте, кто-то плачет? Слышите? Вы не плачете? А кто?

Давайте поищем.

Вот кто, оказывается плакал.

Кто это, дети?

Давайте поздороваемся с ним!

Ой, какой он холодный. Зайчонок замерз, его надо согреть. Давайте погреем его.

Игра "Погрей зайчонка ..." (ушки, щечки, носик, животик, лапки)

Вот и согрелся наш зайчонок.

Посмотрите, у зайчика есть шерстка. Какая она? (пушистая, мягкая, белая)

Ребята, а посмотрите-ка, зайчонок то грустит.

- Я потерял свою маму-зайчиху, поэтому и плакал.

Ребята, давайте поможем зайчонку найти маму-зайчиху?

Игровая гимнастика «Зайчик»

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

Прыгал и устал (прыжки)

Хвостиком пошевелил,

(складываем ручки за спиной «хвостиком»)

Ушки вверх поднял

(руками делаем «ушки» над головой)

И услышал зайка тихий,

Очень тихий звук

(прикладываем руку к правому уху, поворачиваясь вправо и то же самое влево)

Посмотрел по сторонам,

(делаем рукой «козырёк» - смотрим)

В норку прыгнул вдруг.

(подпрыгнуть и присесть) 

Ну, ребятки, пойдемте по лесу, в путь,

Может, встретим в лесу ещё кого-нибудь?

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише ... Не шуметь!

Ребята, вот мы с вами и добрались до берлоги. Чей же это домик? Кто спит в берлоге?

Правильно, в берлоге спит мишенька - медведь.

Мишка, что же ты не спишь? Все медведи зимой спят в своей берлоге.

Спи мишенька-медведь.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад!

Воспитатель, таинственно привлекая детей, жестами подзывает их к ёлочке

Предлагает поздороваться со зверьком.

Вызывает диалог.

Показывает свою заинтересованность.

Воспитатель произносит жалобным голосом белочки.

Предлагает принять решение путем совместного обсуждения, стимулирует интерес детей к деятельности (оказание помощи белочке). При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь при выполнении задания.

Воспитатель выражает восхищение от деятельности детей.

Воспитатель вносит дополнение к заданию.

Предлагает взять орешки из блюда и опустить его в домик к белочке.

Воспитатель произносит радостным голосом белочки

Воспитатель приговаривает слова из потешки, призывая детей повторять их.

Воспитатель проводит логоритмическое упражнение «Это я», проговаривая и показывая движения.

(раздается звук плача)

Воспитатель, шутя с детьми, привлекает детей прислушаться и идти на плач, искать кого-то (зайчонка)

Находят плачущего зверька, и предлагает назвать кто это?

Предлагает поздороваться со зверьком.

Вызывает чувство сочувствия, помощи у детей к зайчонку.

Воспитатель организует игру, при необходимости помогает. «Погрей нос зайчонку!» и т.п.

Воспитатель обращает внимание на шерстку зайчонка (короткая, пушистая, мягкая, белая)

Воспитатель произносит жалобным голосом зайчонка.

Воспитатель предлагает позвать маму-зайчиху: Ау, ау.

Затем объясняет, что мама-зайчиха ждёт зайчонка в их домике-норке.

Воспитатель проводит игровую гимнастику «Зайчик» из методики «Музыка с мамой»

Сергея и Екатерины Железновых

Выделить, что зайка прыгнул в «норку». Это дом зайца.

Спрятался зайчонок со своей мамой. Ой, какие шустрые, даже не попрощались.

Воспитатель предлагает продолжить прогулу.

Воспитатель читает стихотворение «Медведь» Ирины Токмаковой, показывая движениями высоко - низко, тихо.

Показывает на декорацию сугроба (берлоги), где спит медведь. Вызывает диалог, направляя на правильные ответы.

Выделить, что медведь спит в «берлоге». Это его дом.

Воспитатель предлагает попрощаться с медведем.

Организует детей под мелодию песни «Кабы не было зимы»

Дети подходят к ёлочке, прислушиваются

Здороваются с белочкой

Дети вступают в диалог.

Дети сопереживают белочке

Решение проблемы (возможно с помощью воспитателя)

Дети вылавливают орешки ложкой из таза с водой и кладут в блюдо. Выполняют задание самостоятельно.

Дети принимают задачу, соглашаются положить орешки в дупло.

Проговаривают (дупло).

Дети складывают орешки из блюда в дупло.

Дети проговаривают (щёлк-щёлк).

Дети проговаривают, как белочка щелкает орешки.

Прощаются с белочкой.

Дети показывают части тела за воспитателем, повторяют движения.

Дети вместе с воспитателем ищут того, кто плачет.

Дети радуются, что нашли зверька и называют его (зайчонок)

Здороваются с зайчонком

Дети выполняют индиви-дуальные поручения, закрепляя части тела.

Дети проговаривают, по возможности, признаки шёрстки.

Дети сопереживают зайчонку

Дети помогают найти маму-зайчиху, зовут.

Слушают объяснение воспитателя.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом песенки.

Дети повторяют движения за воспитателем в соответствии с текстом стихотворения.

Вступают в диалог. Находят медведя.

Дети проговаривают (берлога - дом медведя).

Дети прощаются с медведем

Под музыку дети кружатся и садятся на стульчики.

Проявляют заинтересованность

Обогащение речевого опыта, выражение отношения к белочке

Проявляют сочувствие

Включаются в решение проблемы.

Развитие мелкой моторики рук.

Обогащение речевого опыта

Развитие мелкой моторики рук.

Проявляют двигательную активность, эмоционально-

отзывчивы.

Проявляют заинтересо-ванность

Проявляют радость.

Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений.

Обогащение речевого опыта

Проявляют сочувствие

Проявление помощи

Проявляют двигательную активность, эмоционально-

отзывчивы.

Проявляют двигательную активность, эмоционально-

отзывчивы.

Проявляют заинтересо-ванность

Обогащение речевого опыта.

4 этап

Самоконтроль

В лесу живут не игрушки, в лесу живут зверушки

Игра "Зверушка - не зверушка"

(зверей отправим в лес, а не зверей положим в домик)

Ах, какие мы молодцы!

Воспитатель предлагает обобщить полученную информацию о диких зверях.

Побуждение к умозаключению о правильном выборе предметов.

Дети группируют предметы (белка, заяц, медведь, яблоко, кубик, мячик) по признаку: зверушка-не зверушка.

Решение проблемной ситуации.

Выводы детей

5 этап

Рефлексия

Поделитесь, пожалуйста,

1. Где мы успели побывать?

2.Что запомнилось вам больше всего?

3.Хотели бы вы еще путешествовать?

Спасибо всем за общение и работу. 

Обращает внимание на результат совместной деятельности. Привлекает детей к подведению итогов.

Делятся впечатлениями.

Попытки оценивать результат своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: