Моя малая Родина
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Федельская Елена Юрьевна

НОД в старшей разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 с.Голуметь

Конспект  непосредственной образовательной деятельности   в старшей группе

"Село Голуметь - моя малая Родина".

                                                                               Фадеева Елена Юрьевна

                                                                   воспитатель детского сада

1.09.2014г.

                                            «Любовь к родному краю, родной культуре,                     родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

Актуальность:

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.  В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников.

  Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к своей семье,  к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своей семье, своем посёлке, усвоение принятых в них норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру  их культуры.

Цель:  Способствовать формированию  духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, селу.

Интеграция

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Способствовать формированию опыта общения детей в группе,
  • Способствовать развитию у детей умения работать сообща.
  • Способствовать развитию у детей умения проявлять инициативу с целью получения новых знаний;
  • Совершенствовать речь как средство общения.
  • Способствовать пополнению литературного багажа  детей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Расширять представления о  родном крае;
  • Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • Вызвать  у детей чувство восхищения, гордости за свое село, его жителей.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Закреплять умение создавать конструкции по схеме, словесной инструкции воспитателя.
  • Способствовать развитию у детях  умению фантазировать, мечтать

  Материалы и оборудование:  

фотографии с видами села;   альбомные листы, кисти, клей, цветная бумага для аппликации, конверт с письмом,

лист ватмана с рисунком для коллажа «Солнечная площадь»;

         

Предварительная работа.

1.Целевые прогулки по улицам села;                                      

2.Знакомство с общественными зданиями и их назначением;    

 3.Экскурсии к мемориалу в честь воинов-защитников;                                

4.Посещение вместе с родителями мероприятий в День села;    

5.   Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации;

     

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, побеседуем о нашем селе.

Стук в дверь, входит Мальвина.

Воспитатель: Здравствуй Мальвина!

Мальвина: Здравствуйте ребята!

Дети здороваются с Мальвиной.

Мальвина: Ребята, я живу на берегу Тихого пруда. В этом пруду живёт черепаха Тартилла, она вам написала письмо, а я вам его принесла ( отдаёт письмо воспитателю ).

Воспитатель: Мальвина! А почему Тартилла не отправила письмо по почте?

Мальвина: Потому, что она не знает вашего адреса.

Воспитатель: И правда ребята, смотрите письмо не подписано, нет на конверте нашего адреса, поможем Мальвине, назовём наш адрес. Ребята давайте сядем на стульчики и назовём наш адрес, а ты Мальвина, внимательно слушай и запоминай. Ребята, кто знает, как называется наша страна?

Дети: Россия

Воспитатель: А как называется наша область?

Дети: Иркутская

Воспитатель: А какое название у нашего района?

Дети: Черемховский

Воспитатель: Ребята, как называется село, в котором мы живём?

Дети: Голуметь

Воспитатель: Правильно (пишет на конверте: Россия, Иркутская  область, Черемховский  район, село Голуметь)

- Ребята, но чтобы письмо по почте пришло и не потерялось, надо ещё указать название улицы и номер дома. Кто-нибудь знает, как называется улица, на которой находится детский сад.

Дети называют улицу и номер строения: Школьная, 6

(Уточняют название детского сада и группы. Воспитатель записывает на конверте).

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и написали на конверте свой адрес (зачитывает). Ребята, кто назовёт свой адрес? (Дети называют свой адрес).

Воспитатель: Молодцы ребята. А ты, Мальвина, запомнила?

(Мальвина отвечает и ошибается, дети её исправляют).

Воспитатель: А теперь посмотрим, что же прислала нам черепаха Тартилла ( воспитатель достаёт письмо и читает ).

                      

Здравствуйте дети!

Пишет вам черепаха Тартилла . Я живу в тихом, заросшем тиной пруду на опушке леса. Ребята, я так долго живу на свете, что забыла, как называется мой пруд. А Вы знаете, как называется ваше село? Расскажите мне, пожалуйста, о своём селе и крае. Я очень многое хочу о Вас узнать. Давайте с Вами будем дружить и переписываться.

                                                                                                                                                                             Черепаха Тартилла.

- Грустное письмо, да дети? Поможем черепахе? Расскажем о своём селе и покажем Мальвине, а она потом расскажет Тартилле всё, о чём узнает от нас. Расскажешь Мальвина? (Мальвина соглашается).

- Ребята, сегодня в нашем детском саду открылась фото выставка нашего села. Посетим её?

Дети: да.

Воспитатель: Предлагаю вам быть посетителями этой выставки, а я буду экскурсоводом или гидом. Экскурсовод, гид это такой человек, который работает в музеях, выставках и рассказывает посетителям всё о картинах, фотографиях, экспонатах. Согласны? Встаньте на ноги, влево - вправо повернитесь и на выставке окажитесь. 

Воспитатель: Это фотография памятника воинам Великой Отечественной Войны.

Дети: Это памятник солдатам, погибшим на войне. Сюда люди приносят цветы и венки.

Воспитатель:   Посмотрите на эту фотографию, что здесь вы видите?

Дети: Это магазин. Там продают строительные материалы, инструменты

Воспитатель: Правильно, это торговый центр, который называется «ЦУМ».

 Воспитатель: Посмотрите дети сюда, что здесь изображено?

Дети: Это кафе!

Воспитатель: Правильно. Это кафе « Талисман», для чего оно?

Дети: Там можно покушать, отдохнуть, послушать музыку и потанцевать.

Воспитатель: Правильно, в кафе можно отдохнуть, отпраздновать день рождения или любой праздник. Ребята, посмотрите, что за строение изображено на этом фото?

 

Дети: Это храм, церковь.

Воспитатель: Правильно, для чего нужен храм?

Дети: В храме люди беседуют с Богом.

Воспитатель: Дети, село Голуметь  очень большое, занимает много места, тянется вдоль реки Голуметка.

Воспитатель: А теперь посмотрите сюда, что это за здание?

Дети: Это наш любимый детский сад «Солнышко». Здесь мы играем и живём.

Воспитатель: А это здание вам знакомо?

Дети: Да, это школа. Здесь дети учатся. И когда вы подрастете, тоже пойдете в школу.

Воспитатель: Ребята, что это за строение?

Дети: Это больница. Когда мы болеем, сюда нас водят мамы лечиться.

Воспитатель: Ребята, что это за строение?

Дети: Это Дом Культуры  «Сибирь», здесь проходят разнообразные концерты, показ фильмов, театральные представления. 

Дети: Мы с мамами сюда ходили на концерт.

Воспитатель: Ну вот и закончилась наша экскурсия, вам понравилось? А тебе Мальвина?

Запомнила что-нибудь? Ребята, а давайте фотографии нашего села отправим Тартилле, пусть она посмотрит в каком большом, красивом и чудесном селе  мы с вами живём, а Мальвина расскажет ей всё, что услышала на выставке. Расскажешь, Мальвина?

(Воспитатель кладёт фотографии в конверт и отдаёт Мальвине. Мальвина благодарит).

Воспитатель: Теперь на конверте мы написали свой адрес. Тартилла не забудет его, и ответ может прислать по почте.

(Мальвина прощается с детьми и уходит).

Воспитатель: Влево вправо повернись в детском саду очутись. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Дети вам понравилась экскурсия? Что-нибудь нового вы узнали о своём селе? Как оно называется? А какое оно? Вы любите свое село? А за что? (Дети отвечают на вопросы воспитателя, объясняют, за что они любят свое село)

Многодетные семьи рассказывают  о своих семьях, показывают свое генеологическое древо.

Воспитатель: Голуметь - это наша малая Родина, многие из нас здесь родились, выросли, живём. Здесь живут наши родители. Ребята приготовили стихи о Родине и сейчас их прочтут.

1. Жура-жура-журавель!                   

Облетал он сто земель.                 

Облетал, обходил,                         

Крылья, ноги, натрудил.              

Мы спросили журавля:                

Где же лучшая земля?                  

Отвечал он, пролетая:            

Лучше нет родного края!   

        

2. Родина моя - бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля, -

Всё напоминает нам о самом важном

Только здесь родимая земля!

 

3. Мне на тебя не наглядеться,

Заветный с детства уголок,

Любовь к земле родится в сердце

И расцветает как цветок.

 

4. Улицы и люди в Голумети  мне знакомы.

Каждая тропинка, каждый тротуар.

Всё в краю родимом мне очень мило,

Папа, мама, я и детский сад.

Воспитатель: Молодцы ребята. На этом наша беседа заканчивается.

(Формулировка новой проблемы)

 Наше село постоянно расширяется, появляются новостройки,

А какие дома вы бы хотели построить, давайте помечтаем об этом.

Наша игра-мечта так и будет называться «Мечтатели», ее можно начинать словами: «Когда я вырасту, … »

 (Дети слушают воспитателя и выполняют его задания.)

  Какие прекрасные у вас мечты! Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя приём аппликация.

 Представьте, что в центре села  построили огромную площадь Солнца (показ на доске). Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю построить вашу мечту на концах каждого лучика.

А что бы вам было легче осуществить вашу мечту,  возьмите конверты, и начинайте работать.

(Развитие в детях способность фантазировать, мечтать)

Дети выполняют аппликации, затем прикрепляют свои работы к лучикам «Солнечной площади».

Рефлексия

Воспитатель: 

- Какой  интересный  у нас получился  рассказ о нашем селе. Вы многое знаете о нём и можете об этом интересно рассказать.

А кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?

А сейчас, ребята, давайте подведём итоги своей работы.

(дети поднимают руку)

1. Что вы узнали нового и интересного?

2. А где вам могут пригодиться эти знания?

- У вас на столах лежат цветочки: если вам понравилось наше занятие, то возьмите яркий цветочек и украсите нашу площадь, а если занятие кому-то не понравилось, то вы украсите нашу площадь белым цветочком.

-  Хорошо, занятие почти всем понравилось.

-( А тебе….. почему наше занятие не понравилось?)

- Спасибо, ребята, за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...