Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Мальчики и девочки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бугаева Людмила Васильевна

Материал предназначен для педагогов интересующихся гендерным воспитанием детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Мальчики и девочки»

Разработчик: Бугаева Л.В.

Возрастная категория: средняя группа

Время проведения:  20 минут

Цель: формировать адекватное представление о  гендерной принадлежности.

Задачи:

        Обучающие:

- Формировать адекватное представление о  гендерной принадлежности.

-  Формировать умение детей быть внимательными друг к другу

Развивающие:

- Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметов трудовой деятельности мужчины и женщины

- Развивать навыки выполнения выразительных образных движений, соответствующих представлениям о женском и мужском поле.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение  между девочками и мальчиками

- Воспитывать культуру взаимодействия полов, адекватную полу модель поведения.

Организация развивающей среды:

Для мотивации к НОД:  эмблемы с именами детей (у каждого ребенка).  

Для проведения НОД: ноутбук, презентация с слайдами к НОД, записи звуков природы, красивой мелодии, кукла-мальчик, кукла-девочка,  одежда для кукол: для девочки и мальчика, шапочки пчел и цветов, набор орудий труда женских и мужских профессий,  волшебная палочка и красивая коробка.

Предварительная работа:

        Деятельность педагога с детьми: беседа с мальчиками «Наши защитники», беседа с девочками «Девочки-скромницы, красавицы», рассматривание картин с изображением женской и мужской одежды,  знакомство с мужскими и женскими профессиями, чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?», сказки «Гуси-лебеди», д/и «Одень куклу».

        Взаимодействие с родителями воспитанников:  проведение родительского собрания «Воспитание мальчиков и девочек в детском саду и семье», тематическая  консультация «Влияние родителей на воспитание мальчиков и девочек», стендовые консультации.

Форма организации совместной деятельности:

Проведение НОД:

        Мотивация: в группу входит Фея.

        Проведение НОД: беседа, символическая игра, дидактическая игра, специально организованная проблемная ситуация, подвижная игра.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:

        Утро: беседа с мальчиками «Наши защитники», беседа с девочками «Девочки-скромницы, красавицы», знакомство с мужскими и женскими профессиями, рассматривание картин с изображением женской и мужской одежды.

        Прогулка: рассматривание одежды мужской и женской на прохожих, наблюдение за трудом взрослых.

        Вечер: чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?», сказки «Гуси-лебеди», д\и «Одень куклу».

Список используемой литературы:

  1. В.Д. Еремеева “Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному”, Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005.
  2. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.
  3. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.

Ход деятельности:

Дети играют в группе. Неожиданно звучит красивая музыкальная композиция и входит Фея.

Фея: Здравствуйте ребята! Здравствуйте девочки и мальчики! Давайте с вами знакомиться! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она  волшебная. С помощью нее я могу совершать превращения, делать сюрпризы для детей. Сейчас я возьму свое имя и положу в эту коробочку. Положите и вы свои имена в коробочку, называя свое имя ласково (собирает имена).

Включается запись звука сильного ветра.

Фея: Но, что это, подул ветер, все наши имена разлетелись и перемешались. Что же нам теперь делать? Как теперь я буду без имени?  Я поймала имя Настенька. Это мальчик или девочка? Где у нас Настенька? Очень приятно с тобой познакомиться.

Далее Фея, поднимая имена, знакомится с остальными детьми.

Фея:        Вот мы и познакомились: я вижу здесь собрались замечательные ребята: мальчики и девочки дружные и приветливые. Приглашаю вас взяться за руки и сделать большой круг.        

        Игра «Мы разные»

        Дети вместе с Феей встают в круг. Фея выступает в роли ведущего, задает вопросы:

        Кто из мальчиков самый высокий?

        Кто из девочек самая высокая?

        Кто из детей низкого роста?

        У кого самые темные волосы, светлые?

        Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета у него глаза?

        У кого на голове есть бант, заколки?

        Кто носит платья, сарафаны, юбки?

        У кого в одежде присутствует синий, коричневый цвет?

        Какие украшения носят девочки и мальчики?

        В конце игры обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, что нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие» все люди отличаются друг от друга.

        Демонстрация слайда «Мы разные».

        Фея: Мы с вами убедились, что все люди похожи и непохожи друг на друга. Знаем, как отличить девочек и мальчиков. Маша и Саша брат и сестра. Им срочно нужна помощь. Вся их одежда перепуталась, вот какая куча одежды. Как тут разберешь, где чья. (Детям предлагаются куклы девочки и мальчика и достаточное количество для всех детей одежды).

        Игра «Одень куклу-мальчика и куклу-девочку»

        Дети берут одежду и классифицируют ее, обсуждают правильность выбора, «одевают» кукол девочки и мальчика.

Фея: А сейчас с помощью волшебной палочки я превращу вашу группу в волшебную поляну.

        Демонстрация слайда «Волшебная поляна» и звучит запись со звуками природы.

        

        Игра «Цветы и насекомые»

        Распределиться на 2 команды: мальчиков и девочек. Девочки – бабочки, а мальчики – цветы. (надеваются шапочки-маски).

        Дети бегают по  группе. По сигналу они начинают выполнять заранее распределенные роли.        

        Девочки изображают бабочек, передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами.

        Мальчики изображают цветы: встают на одно колено, распрямляют руки как лепестки.

        По сигналу педагога дети меняются ролями. Мальчики становятся шмелями, машут руками, словно крыльями, притопывая ногами, жужжат словно большие шмели «Ж-ж-ж», а девочки изображают красивые цветы.

        

        Фея: Все насекомые улетели, цветочки  уснули, а мы с вами вернулись назад в группу.

        - Ребята, у каждого из вас есть своя семья (мама, папа, братик, сестренка и т.д.). У каждого из них есть свои обязанности по дому.

        Папа выполняет мужскую работу, а мамы женскую.

        - Какую работу выполняет папа? (ремонтирует мебель, краны и т.д.)

        - А какую работу выполняет мама? (Готовит еду, стирает, убирает, гладит и т.д.)

        -А как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской? (Дети отвечают).

        

        Д/и «Наша семья».

        Демонстрация слайдов, детям дается задание – определить, что делают члены семьи.

        Д\и «Кому, что нужно».

        - Посмотрите, пожалуйста, на столе лежат предметы труда, которыми пользуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Вам нужно распределить эти предметы между всеми членами семьи (дети классифицируют предметы труда).

        - Вы молодцы! Я думаю, бабушка и дедушка, папа и мама останутся довольны.

        - Ребята, мне вы мне очень понравились. Сегодня  мы славно потрудились. Я бы хотела подарить вам вот эти настольные игры для девочек и мальчиков. Ну а мне пора домой. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию в подготовительной к школе группе"Мы дружные ребята"

Методическая разработа непосредственно образовательной деятельности по социально- личностному развитию направлена на формирование социальных навыков ребёнка, представлений о нормах и правилах общения ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственной образовательной деятельности направление Социально-личностное развитие, области «Безопасность» и «Ком-муникация» в подготовительной к школе группе, по теме «Безопасная дорога в школу»,

Программное содержание1. Формировать навыки выполнения основных правил поведения  на улице и дороге2.Воспитывать стремление соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах....

Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

Авторская разработка непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей по теме: "Осторожно, огонь!" Образовательная область "Безопасность" в соотвествии с ФГТ

Автором представлена методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Осторожно, огонь!", направление «Социа...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Ток-шоу «Вежливость» для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область: «Социализация»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о возникновении языка и речи, как главного средства общения людей....