НОД по познавательной деятельности "Путешествие в мир часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Муратова Лиана Радиковна

Программное содержание:

1. Познакомить детей с историей возникновения часов, рассказать и показать разные виды часов, подвести к элементарному осмыслению времени.

2. Вызывать интерес к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.

3. Формировать заинтересованность, желание научиться разбираться во времени.

4. Развивать и активизировать устную речь детей.

Материал и оборудование:

- выставка различных часов;

- фото «Кремлёвские часы-куранты»;

- аудиозапись «Бой курантов», «Крик петуха», «Звон будильника»;

- картинки с изображением солнечных часов, песочных, водяных;

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель.

Ребята к нам в гости пришел медвежонок. И он зовет нас в путешествие. А для того чтобы узнать, что это за путешествие нам надо отгадать его загадку, которую он нам принес. Слушаем внимательно!

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети: часы. 

Воспитатель: Молодцы! А сейчас все вместе с медвежонком отправляемся в путешествие в мир часов!

Воспитатель: А какие вы знаете поговорки о часах?

Делу время - потехе час.

Времени не воротишь.

Аппетит приходит во время еды.

День и ночь – сутки прочь.

А как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что такое время?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?

Дети: давно.

Воспитатель.

Время было всегда, оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя».  В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.

Физминутка

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Включается аудиозапись «Бой курантов»

Воспитатель. Ребята, что это такое?

Дети отвечают.

Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.

А вы хотите посетить выставку часов и узнать, какие же были часы раньше? Какие сейчас?

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бегают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Эти часы давали узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не сколько времени вообще. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

Дети: нет солнца на небе – нет и тени.

Воспитатель. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро! » (включается аудиозапись крика петуха)

Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.

А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.

Воспитатель.

«Течёт» время и в песочных часах.

Стих читает ребёнок:

Часы песочные – точные!

В них песчинки текут-

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла!

Песочными часами люди пользуются и теперь, например, в поликлиниках.

Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?

Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают выставку часов)

Читают стихи, заранее подготовленные дети:

А ходики-избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся,

Ку-ку! Ку-ку! -

Как в лесу на суку.

А будильник!

С вечера заведёшь

И спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудит-

Не забудет! (включается аудиозапись звонка будильника)

А есть часы настенные-

Чинные, степенные!

Не убегают, не отстают-

Вовремя бьют!

Маятник туда-сюда…

Сегодня, завтра и всегда!

А есть и новые – электронные

Часы неугомонные.

Только раз заведи,

Заведёшь – и год ходи!

Воспитатель.  Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах.

А сейчас мы попробуем нарисовать часы.

-Для чего нужны часы?

-Про какие часы, которыми мы пользовались в давние времена, мы рассказали?

 -Какие современные часы вы знаете?

Понравилась вам экскурсия?

 

Спасибо за работу! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chasy.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

часы

Слайд 2

настенные часы с кукушкой

Слайд 3

напольные часы

Слайд 4

настенные часы с маятником

Слайд 5

часы с римскими цифрами

Слайд 6

часы с арабскими цифрами

Слайд 7

часы-пазл

Слайд 8

цветочные часы

Слайд 9

куранты

Слайд 10

часы-будильник

Слайд 11

электронные часы-радио

Слайд 12

мужские наручные часы

Слайд 13

женские наручные часы

Слайд 14

наручные электронные часы

Слайд 15

шахматные часы

Слайд 16

древние солнечные часы

Слайд 17

солнечные часы

Слайд 18

песочные часы

Слайд 19

водяные часы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие на тему "Часы"

Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие, раздел Мир природы и Мир человека на тему "Часы". Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов....

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 6-7 лет по образовательной области познавательное развитие тема: «Волшебные часы»

Цель: Ознакомление детей с часами и их назначением.Задачи:Образовательная- Обобщить и закрепить знание детей о часах, их назначении.Продолжать формировать умение: ориентироваться  в частях суток...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Волшебные часы"...

НОД по познавательному развитию «Знакомство с часами »

Задачи: • Обучающие: познакомить детей с историей часов и их назначением, расширить представление о часах (устройство, виды часов,определять время по часам; закреплять умение изображать разн...

Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение времени. Часы» для подготовительной группы.

Задачи:1. Познакомить детей с историей возникновения часов, подвести к пониманию их назначения и функции.2. Уточнить знания детей о часах и их видах.3. Обогащать словарный запас детей.4. Способствоват...

Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Какие бывают часы»для детей средней...