Конспект занятия по познавательному развитию «Как появились часы?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Иванова Ольга Васильевна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Как появились часы?"32.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО

Иванова Ольга Васильевна

Место работы

МБДОУ «Детский сад №  26 комбинированного вида «АБВГДейка», г. Чистополь, РТ

Возрастная группа

Старшая группа

Образовательная область

Познавательное развитие

Тема занятия

«Как появились часы?»

Используемая образовательная программа

«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования»/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильеваой

Цель

Познакомить с историей появления часов

Программные задачи

Расширять и углублять представления детей об истории создания разных видов часов: солнечные, водяные,  песочные, огненные,  механические.

Формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Развивать у детей познавательные и исследовательские способности.

Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение.

Воспитывать способность и умение беречь время

Предварительная работа

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и чтение в них информации о часах;

- создание в группе выставки часов;

-  рассматривание разных видов часов;

- просмотр мультфильма «Фиксики» -серия «Будильник»;

- заучивание стихотворения "Часы" В.Берестова

Дидактическое обеспечение занятия (наглядность)

Демонстрационный:  мультимедийное устройство, макет солнечных часов, песочные часы, заготовка огненных часов, выставка часов, карточки с проблемными вопросами

Раздаточный материал: набор деталей для моделирования водяных часов, разрезанные иллюстрации часов на липучках, коврографы

Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие        

Инновационный подход

- создание проблемных ситуаций

- опытно-экспериментальная деятельность

Использованная литература

- Дыбина О. В. «Что было до...» Игры - путешествия в прошлое предмета, 2010 г.

- Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , 2010 год.

- Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2008 г.

- Козлова С. А. «Мой мир», 2002 год.

Этапы работы

Содержание работы

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся с нашими гостями. (Здравствуйте)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Я хочу подарить вам волшебные звуки утра.

(Дети слушают звуки - звонок будильника,  крик петуха, часы с кукушкой.)

- Какие звуки вы услышали?

- Какую роль выполняют эти звуки утром? (Они помогают человеку проснуться, будят нас)

- Верно, они выполняют роль будильника.

(Показ будильника)

- Что такое будильник? (Часы)

- А для чего людям нужны часы? (Чтобы знать время)

- Зачем нужно знать время?  (Чтобы все делать вовремя, чтобы не проспать в          детский сад, а родителям на работу  и т.д.) 

III. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ

 - Ну что ж. А судя по нашим часам, сейчас самое время посмотреть мультфильм.

(Отрывок из мультфильма «Фиксики»)

- Что случилось у Дим Димыча? (Он проспал и опоздал в школу)

- А почему так произошло? (Потому что у него сломался будильник)

- Какая неприятность случилась у мальчика только из-за того, что у него сломались часы!

- Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?  

- Действительно, без часов был бы настоящий беспорядок!

 (Звук электронного письма)

- Ой, ребята! Кажется, нам пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.

(Видеообращение Дим Димыча  к ребятам: «Здравствуйте, ребята! Вы уже знаете, какая история произошла со мной. Представляете, из-за сломанного будильника я проспал и опоздал в школу! И мне стало интересно,

как же  в далеком прошлом люди обходились без часов?

Как люди определяли время?

Помогите мне разобраться в этом вопросе»

IV. ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ

- Ребята, а вы как думаете, часы были всегда?

- Давайте предположим, что в давние времена не было часов. Тогда как же без них обходились люди, как они  определяли время?

- А если часы были и в давние времена, то как они выглядели?

- А хотите узнать об этом больше?

- Тогда я приглашаю вас в Экспериментальный центр «Хочу все знать» и почувствовать себя настоящими учеными. А собранный материал отправить Дим Димычу. Впереди нас ждут загадки, интересные истории, необычные исследования. Вы готовы?

- Но чтобы войти в экспериментальный центр, нужно надеть специальную одежду.

(Дети надевают халатики. Под музыку «Часики» дети проходят в экспериментальный центр)

V. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Знакомство с солнечными часами.

Эксперимент № 1.

- Уважаемые коллеги, вот мы и в экспериментальном центре. А вот и первая загадка-испытание  для нас.

В дверь в окно стучать не будет,

а взойдёт и всех разбудит.

- Верно. Это солнце. Как же связано солнце с часами?

- Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел- смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы.

- Давайте, попробуем испытать, как же работали солнечные часы.

(Опыт с солнечными часами)

- Всегда ли люди могли пользоваться солнечными часами?

- Почему вы так думаете?

- Вы правы. Такие часы были не всегда удобны. В пасмурный и дождливый день не определить время по таким часам. Почему?

- Верно. А еще их нельзя взять с собой. Да и время они показывали не точное.

2. Знакомство с водяными часами.

Эксперимент № 2.

- А наше исследование продолжается. И мы переходим к следующему объекту.

  И вот вам еще одна загадка- испытание:

В море я всегда солена,

А в реке я пресная.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

- Что может быть общего между часами и водой?

- Вы правы.  Людям нужны были более удобные часы. И люди изобрели часы с водой. Как бы вы назвали эти часы?

- Верно. Их так и назвали «водяные».

- Ну что ж, пора испытать и водяные часы. Давайте посмотрим, как же были устроены и как работали водяные часы.

(Опыт с водяными часами)

- Именно с этого времени появилось выражение «время течет». И даже в наше время люди иногда говорят такую фразу «С тех пор много воды утекло»… Как вы понимаете это выражение? (Что прошло много времени)

- Как вы думаете, удобны были такие часы людям?

- А чем они были не удобны?

- Вы правы, такие часы тоже оказались не удобны людям. В них надо было постоянно подливать воду. С собой их носить тоже было нельзя. И даже если их можно было бы вынести на улицу, смогли бы они работать, например, зимой?

- Почему?

3. Знакомство с песочными часами.

Эксперимент № 3.

- А нам пора отправляться дальше.

- И снова для вас, мои юные коллеги, загадка-испытание.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я - …                     (Песок)

- С тех пор прошло немало лет, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные)

- Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».

(Показ песочных часов)

Вот это часы песочные.

И  они достаточно точные!

В них песчинки текут - секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись

В колбочку из стекла, так минутка истекла.

- Чем они были лучше водяных часов?

- А какие у них были недостатки?

- Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1минуту. Нужно каждую  минуту их переворачивать.

- А как вы думаете, 1 минута – это много или мало?

- Давайте проверим это.

- Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту, пока сыплется песок.

(Игра «Молчанка»)

- Как вам показалось, молчали мы долго? (Кажется, что мы молчали очень долго). 

-А теперь давайте  ровно 1 минуту поиграем. Готовы?

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? 

Ходьба на месте

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт 

Наклоны влево -вправо.

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка.

Дети садятся в глубокий присед.

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверь,

Наклоны вперед, закрыв. и открыв. лицо руками.

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. 

Вращение туловищем вправо.

Повернёмся мы с тобой,

Против стрелки часовой

Вращение туловищем влево.

А часы идут, идут, 

Ходьба на месте.

Иногда вдруг отстают. 

Замедление темпа ходьбы.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! 

Бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают. 

Дети останавливаются.

- Ой, ребятки, а минутка уже прошла. Долго длилась наша игра? (Нет. Все  закончилось очень быстро. Мы даже не успели доиграть)

- Как вы думаете, почему, когда мы занимались делом, время прошло быстро, а когда мы просто молчали, время тянулось долго?

- Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

- Как вы думаете, используют ли сейчас песочные часы?

- Да их можно встретить в больницах, в лабораториях.

4. Знакомство с огненными часами.

- Дорогие друзья, давайте пройдем к следующему объекту.

- Посмотрите. Здесь есть свеча. Как вы думаете, как связаны свеча, часы и время?

- Людьми были придуманы даже огненные часы.

(Показ слайда)

- На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло времени.

- Как вы думаете, почему люди перестали использовать, свечи как часы?

- Действительно, эти часы были не удобны и даже опасны. Если свеча упадёт, то может случиться пожар.

- Поэтому испытывать огненные часы мы не будем. А сразу отправимся дальше.

5. Знакомство с механическими часами.

- Наконец, людьми был придуман часовой механизм.  

(Показ)

- И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома.

- Давайте пройдем на нашу  выставку часов и рассмотрим современные часы.

- Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры…)

- Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм.

- А это что-за часы? (Электронные)

- Чем они отличаются от механических? (Работают от батареек, у них нет стрелок)

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

 (Игра с мячом: воспитатель кидает мяч, задавая вопрос.  Тот, у кого мяч и отвечает на вопрос:

- Часы, которые висят на стене, как будут называться? (настенные)

- Часы, которые стоят на полу, как будут называться? (напольные)

- Часы, которые стоят на столе, как будут называться? (настольные)

- Часы, которые носят в кармане, как будут называться? (карманные)

- Часы, которые носят на руке, как будут называться? (наручные)

- Часы на башне…(башенные)

(На экране последовательно появляются слайды с данными часами)

- А кто из вас знает, где находятся самые главные часы нашей страны? ( В Москве. На Спасской башне Кремля.)

(Показ слайда)

- Главные часы нашей страны – Кремлевские куранты. Каждый час раздается торжественный бой этих часов.

- А сейчас мы вспомним все, о чем говорили, и эти знания помогут вам справиться с последним испытанием.

VI. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. РЕФЛЕКСИЯ.

 (Дети подходят к столу, на котором находятся разрезанные иллюстрации солнечных, песочных, огненных, водяных, механических часов и коврографы)

- Уважаемые коллеги, я прошу вас встать парами и собрать картинки с разными часами.

 (Бой Курантов – дети собирают картинки «История развития часов)

- Посмотрите, какая богатая история у обычных часов.

- В начале  нашего исследования мы предположили, что часов в далекие времена не было. Подтвердились наши предположения? (Нет. Часы были.)

- Тогда у нас возник второй вопрос: как часы выглядели? Мы нашли ответ на этот вопрос? (Да.)

- Так какие часы были в прошлом? (Солнечные, водяные, огненные, песочные и потом появились механические)

- Для чего же людям нужны были часы?

- Действительно, много разных часов было придумано людьми еще в далекие времена. А все потому, что люди во все времена ценили время, учились не тратить его зря.

- Ну что ж. Вот и готов ответ Дим Димычу. Целая посылка получилась. Мы отправим ее, чтобы и Дим Димыч про все это тоже узнал.

- А сейчас нам пора покинуть экспериментальный центр и вернуться в детский сад.

(Снимаем халатики. Проходим в группу)

- Всем большое спасибо за работу. И самое главное, я надеюсь, что наше время  не прошло даром.

Желаю вам дальнейших успехов и новых открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности.

Занятие по познавательному развитию  «Космическая кухня» для детей старшей группы в рамках познавательно-исследовательской деятельности....

Занятие по познавательному развитию: «Как появились игрушки ?»

Сложно найти   взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев стали  разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают  в музее?...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как появились деньги ?»

В занятии дети знакомятся с тем, откуда появились деньги....