Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие на тему "Часы"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по образовательной области Познавательное развитие, раздел Мир природы и Мир человека на тему "Часы". Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasy.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие

Раздел Мир природы и Мир человека

 старшая группа

Тема: Часы.

Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.

Задачи:

Образовательные:

Подвести детей к пониманию назначения часов. Познакомить с профессией часовщик.

Развивающие:

Расширять знания детей о разных видах часов.

Развивать  мышление, внимание, зрительную память, графические навыки ребёнка.

Воспитательные: Воспитывать способность и умение беречь время, стремление планировать свою жизнь по часам.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область Речевое развитие, раздел Связная речь: Задачи: Учить детей отвечать правильно на заданный вопрос.

Образовательная область Познавательное развитие, раздел Математические представления. Задачи: Продолжать учить детей отображать зеркально рисунок, узнавать время по часам.  Закрепить цифры первого до 10. Развивать  графические навыки ребёнка.

Образовательная область Художественно–эстетическое развитие (раздел Художественная литература). Задача: Развивать умение отгадывать загадку.

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно  исследовательская, двигательная, игровая.

Материал и оборудование: презентация «Такие разные часы», ТСО, компьютер, простые карандаши, листы бумаги с заданием «Дорисуй рисунок», мини  музей часов, песочные часы, циферблат часов с двигающимися стрелками, цифры.

Предварительная работа: подготовить мини  музей часов.

Словарь: циферблат, часовщик, часы солнечные, водяные, механизм, циферблат.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Ребята давайте мы с вами поздороваемся.

Ручки, ручки, просыпайтесь – здравствуйте!

Пальчики сердитые – здравствуйте!

И ладошки, наши крошки – здравствуйте!

Разбудите наши ножки – здравствуйте!

И притопы, и пружинки – здравствуйте!

Глазки, ушки, носик, ротик – здравствуйте!

И улыбки, и улыбки – здравствуйте!

Все друг другу улыбнулись – здравствуйте!

И лукаво подмигнули – здравствуйте

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в музей.  Вы хотите пойти со мной?

Дети: Да.

Воспитатель: А что такое музеи?

Дети: Музеи – это место, где хранятся какие - нибудь предметы.

Воспитатель: Что может находиться в музеях?

Дети: камни, скелеты животных, картины, одежда, игрушки, книги.

Воспитатель: А как нужно вести себя в музеях?

Дети: Нельзя шуметь, кричать, трогать предметы руками, нельзя бросать мусор.

Воспитатель: Молодцы! Отгадайте загадку.

На руке и на стене, 
И на башне в вышине:
Ходят, ходят 
Ровным ходом - 
От восхода до захода.
Дети: Часы.

Воспитатель: Молодцы, это часы. И мы с вами оправляемся в музей часов.

Дети с воспитателем проходят в группу, где находятся мини - музей часов. Дети рассматривают часы и садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать немного про историю часов. А скажите ребята, всегда были или было время, когда не было часов?

Дети: Часы были не всегда.

Воспитатель: Правильно, часы были не всегда, они не сразу появились. Но время было всегда. Мы знаем, что когда солнце всходит, начинается утро; долго- долго светит – день; начинается закат – темнеет, значит, вечер, а когда совсем темно – ночь. Было время, когда не было часов. В те времена люди определяли время по солнцу. Слайд 2

Солнце вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать. А когда люди дольше спали - зимой или летом?   

Дети: Зимой.

Воспитатель: Люди меньше спали летом, потому что летом ночь короткая, а зимой дольше спали, потому что зимой ночь длинная. Отгадайте ребята загадку.

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.
Дети: петух.
Слайд 3

Воспитатель:  Правильно, это петух. Люди заметили, что петух кричит «ку – ка – реку» три раза: первый раз в полночь (12 часов ночи) «первые петухи», глубокой ночью – «вторые петухи» и рано утром - «третьи петухи». Так люди узнавали раньше о времени.

Воспитатель:  Узнавали люди время еще по растениям. А вы слышали ли вы о цветочных часах?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг, 
Одуванчики вокруг 
Росами умылись, 
Дружно приоткрылись. 
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят: 
"На часах ровно пять, 
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем. Слайд 4

Физкультминутка «Часы».

Тик-так, тик-так, -

Так ходики стучат. Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.

Туки-так, туки-так, -

Так колеса стучат. Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.

Токи-ток, токи-ток, -

Так стучит молоток. Изображают кулачками молоточки.

Туки-ток, туки-ток, -

Так стучит каблучок.

Стучат каблучками.

Воспитатель: По солнцу можно определять время точно. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Ребята скажите, а когда тень бывает длиннее, утром, днем или вечером?

Дети: Утром, вечером.

Воспитатель: Когда солнце встает или когда солнце заходит за горизонт, то тень длиннее, а днем тень короче. Когда человек заметил свойства тени, то он придумал солнечные часы. Слайд 5

Воспитатель: Человеку было плохо с этими часами, потому, что такие часы работали только в солнечную погоду. Потом человек придумал песочные часы. Слайд 6

Воспитатель: Эти часы человеку тоже были неудобными, потому что все время их нужно было переворачивать каждые 3 минуты. Вместо песка в часы наливали масло, масляные часы, но такие часы время показывали не точно. Дальше человек придумал часы – свечка. Слайд 7

Воспитатель: В далекие времена, когда люди еще не изобрели самолет, было очень сложно перебираться через горы  без проводника (человека, который хорошо знал путь и проводил по нему людей). Путь через горы был трудным и долгим, приходилось делать привалы. Ночевать в горах. Так вот проводники в горах использовали особые часы – будильник. Будильником служила размеченная свеча. В определенном месте в свечу втыкали булавку, к которой привязывали тяжелый предмет. Когда огонь добирался до булавки, предмет падал на пол и будил путников. Потом человек придумал механизм и повесил на башню. Самые первые в мире башенные часы были установлены в Лондоне на башне Вестминстерского аббатства. Их нужно постоянно их смазывать, подводить стрелки, «обеспечивали» временем весь город. В России первые башенные часы появились на башне Московского Кремля. Слайд 8. И они не подошли. Вскоре появились разные часы: настенные (Слайд 9), напольные (Слайд 10), настольные (Слайд 11), наручные (Слайд 12). Наручные часы могут быть мужскими (слайд 13), женскими (слайд 14), командирскими (слайд 15), детскими (слайд 16).  И, в конце концов, человек придумал электронные часы, которые работают на батарейках (слайд 17), карманные (слайд 18).

Воспитатель: Все часы указывают время. Что общего во всех часах?

Дети: циферблат, стрелки

Воспитатель: Как заводятся часы?

Дети: ключиком, руками, батарейкой.

Воспитатель: Какие стрелки есть у часов?

Дети: Большая и маленькая.

Воспитатель: Что показывает большая стрелка?

Дети: Минуты.

Воспитатель: А маленькая?

Дети: Часы.

Воспитатель: Большая стрелка показывает, сколько минут, а маленькая сколько часов. Сейчас мы с вами научимся определять время.

Игра «Сколько время». У каждого ребёнка модель часов – круг циферблата с цифрами и стрелками. Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети переводят часовую стрелку на соответствующую цифру, минутная должна указывать на цифру 12. На моих часах 2 часа, а на ваших? Игра идёт на усложнение. Ребёнок называет цифры – дети указывают время.

Воспитатель: Ребята, а если часы сломаются, кто сможет их починить?

Дети: Папа, взрослые.

Воспитатель: Часы сможет починить часовщик.

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю выполнить задание. Нужно дорисовать часы с правой стороны, так же как и с левой. Но вы должны успеть выполнить задание пока песок в песочных часах пересыпается.

Дети выполняют задание за столами «Дорисуй рисунок».

Воспитатель: Какие виды часов вы запомнили?

Дети: напольные, настольные, настенные, наручные, башенные, солнечные, песочные.

Воспитатель: Как люди узнавали время, когда не было часов?

Дети: По солнцу, крику петуха, по цветам.

Воспитатель: Кто чинит часы?

Дети: Часовщик.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами познакомились с историей возникновения часов. И я советуют беречь время, не тратить его зря.

Список литературы:

Т. И. Рихтерман “Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста”. М.;”Просвещение” 1982 год.

Т. И. Гризик познаю мир. Москва, Просвещение 2004.

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Средняя группа Тема: «Комнатные растения».

Цели:1.     Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, фиалкой, фикусом, аспарагусом.)2.     Учить детей различать данные ...

Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».

Цели занятия: расширить, систематизировать и уточнить представления детей о космосе; уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики»; познакомить с понятием «Солнечная система», с её с...

Конспект НОД По образовательным областям «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений, «Художественно-эстетическое развитие» - рисование. В старшей группе. «Добрые дела Крокодила Гены»

«Добрые дела Крокодила Гены»Задачи:     Развивать  логического мышления, комбинаторику, аналитические способности;Формировать умение выявлять в объектах разнообразные сво...

Конспект НОД . Интеграция образовательных областей Познавательное развитие (ознакомление с социальным миром) - Художественно - эстетическое развитие (рисование) Старшая логопедическая группа Тема: "Веселые матрешки"

Расширять кругозор детей, развивать свободное общение, формировать эмоциональную отзывчивость, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, продолжать знакомить с предметом народного т...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"

Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...