Конспект занятия «Ознакомление с качествами предметов»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Неверова Ольга Александровна

 

Возрастная группа первая младшая группа

Тема: «Ознакомление с качествами предметов»

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с качествами предметов.

Задачи:

1.Различать и называть твёрдые и мягкие предметы на ощупь и по образцу.

2.Активизировать в речи детей слова: «твёрдый», «мягкий», «мнётся», «нельзя мять».

3.Развивать внимание и познавательный интерес к элементарной исследовательской деятельности.

4.Вызвать желание участвовать в исследовательской деятельности.

 

Предварительная работа:

Разучивание физминутки «Мишка лапки подними…» и пальчиковой игры «Жили-были пальчики».

Оборудование:

  1. демонстрационный материал: мягкий и пластмассовый медвежонок; чудесный мешочек с игрушками: мягкий и деревянный кубики, пластмассовая и резиновая рыбки, совочек, матрёшка, мяч и шар, мягкая и резиновая игрушки; магнитофон, аудиозапись, угощение, 2 больших разноса;
  2. раздаточный материал:  разнос с кусочками ваты и теста, пластмассовой пробкой и камнем; салфетка и клеёнка на каждого ребенка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Педагог (ФИО) Неверова Ольга Александровна

Образовательная область «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Возрастная группа первая младшая группа

Тема: «Ознакомление с качествами предметов»

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с качествами предметов.

Задачи:

1.Различать и называть твёрдые и мягкие предметы на ощупь и по образцу.

2.Активизировать в речи детей слова: «твёрдый», «мягкий», «мнётся», «нельзя мять».

3.Развивать внимание и познавательный интерес к элементарной исследовательской деятельности.

4.Вызвать желание участвовать в исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

Разучивание физминутки «Мишка лапки подними…» и пальчиковой игры «Жили-были пальчики».

Оборудование:

  1. демонстрационный материал: мягкий и пластмассовый медвежонок; чудесный мешочек с игрушками: мягкий и деревянный кубики, пластмассовая и резиновая рыбки, совочек, матрёшка, мяч и шар, мягкая и резиновая игрушки; магнитофон, аудиозапись, угощение, 2 больших разноса;
  2. раздаточный материал:  разнос с кусочками ваты и теста, пластмассовой пробкой и камнем; салфетка и клеёнка на каждого ребенка.

Организационный момент, начало НОД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг и выполняют движения по тексту.

Дети проявляют интерес, соглашаются, стоя в кругу.

- Мишка, медведь.

Изображают походку медведя.

- Нет, разные.

Дети здороваются.

Каждый ребёнок на ощупь определяет и отвечает на вопрос: твёрдый или мягкий.

Жили-были пальчики: девочки и мальчики,

Девочки и мальчики:

Этот пальчик - Тонечка, этот пальчик - Сонечка,

Посерёдочке - Сергей, рядом с братцем - Алексей,

А вот этот – Гришка, пятый шалунишка.

Ребята, посмотрите:

Стулья пустые стоят,

Значит, гости к нам спешат.

Попробуйте отгадать, кто к нам собирается прийти (включаю магнитофон; звучит музыка, передающая неспешную тяжёлую походку медведя)

Кто это?

Покажите, как он ходит.

Сейчас я выйду в раздевалку и посмотрю, пришёл ли медведь.

Посмотрите, к нам пришли 2 медвежонка.

Они одинаковые?

Правильно.

У нас сегодня в гостях медвежата,

Весёлые ребята:

Этот Мишка - Мягкий бочок,

А этот – Твёрдый кулачок.

Поздоровайтесь с ними.

Давайте с ними познакомимся, и вы убедитесь, что у одного мишки мягкий бочок, а у другого твёрдый кулачок. Потрогайте.

Пальчиковая игра «Жили-были пальчики» на установку эмоционального контакта

Аудиозапись

Сюрпризный момент

 Основная часть НОД

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проходят к столам, установленным в ряд, и усаживаются на стулья. Внимательно слушают воспитателя.

Дети находят и показывают кусочек теста.

Обследуют его.

- Мягкое.

Дети проговаривают вместе с воспитателем.

- Мягкое.

- Нет.

- Мягкое.

Дети вытирают руки о салфетку.

Дети находят камешек.

- Нет. Он твёрдый.

Дети стучат по столу и устанавливают, что стучит громко, значит камешек твёрдый.

Дети показывают кусочек ваты.

- Да, мнётся.

- Мягкая.

- Нет. Не слышно. Тихо.

- Мягкая.

Дети находят пробочку на разносе.

- Нет. Твёрдая.

- Да. Громко. Твёрдая.

- Пробка твёрдая, а тесто мягкое.

- Вата мягкая, а камешек твёрдый.

Дети проходят на ковёр.

Выполняют движения по тексту и проговаривают слова вместе с воспитателем.

Дети рассаживаются на стулья полукругом.

Аналогично дети раскладывают игрушки, объясняя свой выбор. Твёрдые: шар, пластмассовая рыбка, деревянный кубик и матрёшка. Мягкие: мягкий кубик, резиновая собачка, резиновая рыбка, мягкая обезьянка и мяч.

Ребята, а медвежата нам что-то приготовили. Проходите за столы.

(Медвежат усаживаю за стол).

Найдите у себя на разносах кусочек теста. Покажите. Потрогайте его. Какое оно?

Правильно, мягкое. Его можно мять, вот так:

«Тесто месим, месим, месим,

Тесто жмём, жмём, жмём…»

Тесто всё смялось. Значит, оно, Егор, какое?

Спрашиваю 3-4 детей.

Попробуйте им постучать по клеёнке. Слышно, как стучит?

Тесто только смялось. Потому что оно какое? (спрашиваю у 3-4 детей).

Правильно. Возьмите салфетку и вытрите руки.

 

А теперь, ребята, покажите камешек. Попробуйте его смять. Мнётся? Правильно, его нельзя мять. Значит, он какой? Спрашиваю несколько малышей.

А теперь постучите им по столу. Как он стучит?

Потому что он какой?

Аналогично сравнивают кусочек ваты и пробку.

Найдите у себя кусочек ваты. Покажите. Попробуйте смять. Мнётся, Настя? Значит, вата какая? (Спрашиваю 3-4 детей).

Теперь постучите по столу. Слышно?

Правильно, она только смялась. Значит, вата какая?

Покажите пробочку. Попробуйте её смять. Мнётся?

Правильно, её нельзя мять, потому что она какая?

Постучите ею по столу. Стучит? Как? Значит, она какая?

Спрашиваю у каждого: какая пробка: твёрдая или мягкая? А тесто какое?

Вата какая: твёрдая или мягкая? А камешек какой?

Молодцы, ребята!

А теперь предлагаю вам немного отдохнуть.

Медвежат усаживаю в центр на стулья за маленькие столы.

Мишка лапки подними,

А потом их опусти.

Мишка, Мишка покружись,

А потом земли коснись

И животик свой потри:

1-2-3, 1-2-3.

Медвежата хвалят детей: «Молодцы, ребята! Нам понравилась игра».

А теперь присаживайтесь на стулья.

Медвежата пришли к нам в гости, поэтому я приготовила для них подарки. Они лежат в этом чудесном мешочке.

Вы сейчас будете дарить подарки каждому мишутке, но помните, что Мишка - Мягкий бочок любит мягкие игрушки, а Твёрдый кулачок – твёрдые (ставлю перед каждым медвежонком большой разнос). Их нужно доставать из мешочка, не подсматривая, и говорить, какие они: твёрдые или мягкие.

Демонстрирую на примере одной игрушки: «Это твёрдая игрушка. Её нельзя мять (достаю из мешка). Это совочек. Стучит громко (демонстрирую)».  

Вызываю детей по очереди. Если ребёнок ошибается, то другие помогают. Проверяем вместе предмет на ощупь и его стук.

Все игрушки раздали. Мешочек пустой. Молодцы, все справились!

Медвежата благодарят детей за подарки: «Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки!».

Мотивация детей к занятию

Объяснение нового материала, исследовательская деятельность

Оценка деятельности

Физминутка «Мишка лапки подними…»

Оценка деятельности

от имени гостей

Закрепление пройденного материла, дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Оценка деятельности

Заключительная часть НОД

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Построение в круг.

 - Медвежата. Мягкий бочок и Твёрдый кулачок.

- Камешек твёрдый, его нельзя мять, а тесто мягкое, оно мнётся.

Дети проявляют интерес.

Каждый ребёнок обследует угощение и убеждается, что сушки твёрдые и их принёс Твёрдый кулачок, а конфеты мягкие, значит -  Мягкий бочок. Дети благодарят медвежат: «Спасибо».  И идут мыть руки.

Ребята, подойдите ко мне. Возьмитесь за руки.

Кто к нам сегодня приходил в гости? Как их зовут?

Давайте вспомним, камешек какой: твёрдый или мягкий? А тесто?

Молодцы, ребята!

Медвежатам очень понравились ваши игрушки,  и они принесли для вас угощение (показываю мешочек с сушками и мешочек с мармеладными конфетами). Только я забыла, кто из них какое приготовил угощение. Давайте проверим.

Сушки какие: твёрдые или мягкие? Кто их принёс?

А конфеты?

Медвежата остаются в группе и угощают детей.

Подведение итогов деятельности

Оценка деятельности

Угощение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по окружающему миру "Ознакомление с качествами предметов" для детей младшего дошкольного возраста

Учить детей различать и называть качества "твердый", "мягкий", активизировать в речи детей слова "мнется", "нельзя мять". Развивать наблюдательность, внимание....

Ознакомление с качествами предметов

Учить различать и называть качества предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий; свойства: тонет, плывет. Активизировать в речи детей слова: лепится, нельзя мять. Учить четко и правильно произносить з...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КАЧЕСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ. ИГРА «ШИРОКИЙ И УЗКИЙ»(мл.гр)

Ознакомление с качествами предметов.Игра «Широкий и узкий»Цели: учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом ...