Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Фомина  Валентина Ивановна

    «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Фомина В. И., воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 106» г. Саратов.

 

 Содержание:

Введение.

Глава 1. Природа – как источник эстетического воспитания.

1.1.         Эстетическое восприятие природы.

1.2.         Виды деятельности, способствующие развитию  эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста.

Глава 2. Практическая часть. Условия реализации, формы, средства и дидактические приёмы, используемые  для эффективного формирования эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста.

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

    «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Фомина В. И., воспитатель высшей квалификационной категории, Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад № 106» г. Саратов.

 Содержание:

Введение.

Глава 1. Природа – как источник эстетического воспитания.

  1. Эстетическое восприятие природы.
  2. Виды деятельности, способствующие развитию  эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста.

Глава 2. Практическая часть. Условия реализации, формы, средства и дидактические приёмы, используемые  для эффективного формирования эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста.

Заключение.

Литература.

Приложение.

Введение.

Природа – это вся вселенная   с существующим  в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания научных исследований, общественных организаций  и средств массовой информации. Обратимся к словарю: экология (гр.  экос)  - дом, жилище, родина ; логос – учение. Иначе говоря, экология – наука о Доме – Родине. Насколько это глубже того содержания, которое мы вкладываем в традиционное «экологическое воспитание». Сегодня наш общий  Дом в опасности. Остановить опасность, уберечь общий Дом от катастрофы может только человек. И сразу вспоминается избитая, но мудрая фраза « Красота спасёт мир».

           В связи с актуальностью проблемы тему для своей работы выбрала следующую: «Особенности эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста». Была поставлена  цель: определить основные направления и виды деятельности эффективного формирования эстетического восприятия дошкольника.

   Процесс формирования эстетического восприятия  детьми дошкольного возраста будет достаточно эффективен, если  конкретизировать виды деятельности, сформировать приёмы и использовать  специальные задания и упражнения.

Глава 1. Природа – источник эстетического воспитания.

 Природа - это всё естественное многообразие  окружающего мира. Из всего многообразия проявлений  эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребёнку и взрослому присуще интуитивное  стремление к близости с природой, выделение в ней  прекрасное,   поэтичное. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней, вечно изменчивой, вечно угрожающей и дающей убежище от любой опасности. Человек, не видящий красоты природы,  хуже, чем слепой:  у него слепота души.  Влияние родной природы  каждый из нас в большей или в меньшей степени испытал на себе и знает, что она является  источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

    Ещё в самом раннем своём  детстве человечество, познавая мир, воспринимало природу и свой нелёгкий труд в природе образно, поэтически. Об этом говорят нам наскальные рисунки древних, высеченные их руками скульптуры, разнообразные выразительные украшения. Эстетическое восприятие природы сказалось и в других творческих формах самовыражения человека. Прислушайтесь к песням любого народа: широкие, раздольные, заунывные, буйно-радостные, выражая человеческие настроения, они  сплетаются с картинами природы.

   Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту  вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение  соловья и пережил восхищение красотой пространства, с тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий.

     

1.1Эстетическое восприятие природы.

        Во всестороннем гармоническом развитии личности особая роль отводится эстетическому воспитанию. Эстетика – наука о природе и закономерностях эстетического освоения  действительности, о творчестве по законам  красоты.

    Это понятие можно описать так:  эстетика –  наука о природе, живописи, скульптуре, художественном  произведении, творчестве, с помощью  которых  человек  воспринимает,  ощущает, чувствует, осмысливает окружающий мир, в зависимости от его образа  жизни,  потребностей, уровня развития и представлений о красоте.

     Стремление к красоте, эстетическая потребность – не врождённое качество. Оно появилось у человека под  воздействием окружающей среды. Изменяя окружающий мир, человек  менялся  сам, развиваясь не только физически, но и духовно. Постепенно развились и воспитывались его духовные способности и прежде всего эстетическое чувство.

    Эстетическое чувство – это способность воспринимать и оценивать окружающий мир  с точки зрения красоты и уродства, возвышенного и низменного, трагического и комического, вызывающая в человеке  определённое переживание.

      Широкие возможности   для эстетического развития предоставляет сама природа. Природа – самый древний и обширный источник красоты. Красота в природе существует независимо от человека, но только человеку дано понимать её совершенство, только для человека она источник творческого вдохновения.

       Красота   в природе существовало и до человека. Учёные сумели воссоздать облик могучих  папортниковых  лесов, определить  какие цветы  росли на земле и какие  животные населяли её  десятки миллионов  лет назад. Искусству  и эстетика  и на заре человеческой истории открывали и воспевали красоту природы Земли – родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг неё космоса. Само слово «космос»  у древних греков обозначало  два родственных понятия: «мир» и «красота».

      Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Необходимо, чтобы дети научились   видеть  прекрасное  в природе,   чтобы  в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей её красоте и всём многообразии. Нужно учить детей видеть, различать и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.

     Живая и неживая природа живёт и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребёнку в процессе познания, труда и творчества.

  Природа  широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она  как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть  не только   что – то  броское,  яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно  жизнь и труд человека в природе. Поэтому искусство занимает особое место в эстетическом отношении человека к природе. Искусство  учит  вглядываться в природу, оно  создаёт её образы, но эти уроки ребёнок не всегда  может извлечь сам без помощи взрослых. Нужно помочь ему увидеть и понять красоту и выразительность природы, отражённой в искусстве. В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано очеловеченное отношение к природе. Если у ребёнка  не пробуждена способность  чувствовать ,  переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление  сохранить её, то он может стать  не  другом, не  защитником природы, а её разрушителем.

2.1.  Виды деятельности, способствующие развитию  эстетического  восприятия природы

    Эстетическое восприятие природы происходит в различных видах деятельности.  Музыкальное искусство   помогает детям  постичь красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.  Развитие у детей способности определять характер музыки, её выразительные образы и особенности  позволяет  устанавливать  взаимосвязь  эстетическими качествами природы и художественным  воплощением её образов в музыке. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы.  Наблюдая за детьми, замечаешь, что в целом дети способны   эмоционально и с  большим интересом воспринимать всё, что окружает их в природе, и чаще всего это бывает, когда взрослые специально обращают на это внимание детей. В каждом конкретном случае воспитатель выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми. И одной из них является организация наблюдений за природными объектами и явлениями во время прогулок, экскурсий и бесед. У детей накапливаются интересные зрительные и слуховые впечатления, которые позволяют им более эмоционально и осознанно воспринимать музыкальные произведения, в которых переданы образы природы, а также отражать  эти впечатления в музыкальной деятельности: при исполнении песен, танцев, игр, в творческих импровизациях, игре на музыкальных  инструментах. Очень важно для развития чувств научить ребёнка слышать звуки природы. Гуляя с детьми по лесу, по парку, нужно обращать внимание на то, как и что ваш ребёнок слушает. Постепенное, последовательное приобщение ребёнка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыкальные звуки, музыка, с которой его будут знакомить, - это нечто близкое ему, связанное с его окружением, с природой.

    Таким образом, через музыкальные произведения дети получают разнообразные  впечатления о природе, учатся видеть её красоту, сопоставляя реальные образы с образами художественными, дают им оценку.

    Детское творчество отражает природу, как  на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых  запечетлены   живые, неповторимые явления природы. Эстетическое  восприятие  предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить  жизненные наблюдения, побуждает к отображению  своих впечатлений в своём творчестве. Живое наблюдение природы подготавливает    восприятие её в стихах. При знакомстве с опоэтизированной  природой  воспитатель должен дать детям возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы. Продолжая опираться на опыт ребёнка, воспитатель имеет возможность свободно использовать  не только иллюстрации к тексту, но и репродукции картин о природе, помогающие осмыслить литературное произведение. В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого составляют несложные поэтические и художественные образы природы.  Поэтические образы природы надолго  сохраняются в памяти  ребёнка, а выработанное   к ним эмоционально-творческое отношение  способствует   воспитанию  лучших человеческих качеств. С детства  научившись  понимать природу, ценить её красоту, узнавать её в поэтическом описании, ребёнок и в  старшем  возрасте  будет испытывать на себе её благотворное влияние. И так, эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более  глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество. Отражение  поэтических образов в рисунках доступно детям дошкольного возраста, оно имеет большое значение для их  эстетического  воспитания, для развития творческих способностей.  

        Прекрасным источником развития творческих способностей детей служит природный материал. Работа с природным материалом заключает в себе большие  возможности сближения ребёнка с родной природой. Увлекательные занятия объединяют взрослых и детей, открывают удивительный мир творчества, дают возможность проявить фантазию, развить вкус.

    Приобщение к миру прекрасного открывает пред детьми богатство и красоту окружающей природы, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Дети по своей  природе открыватели мира, их сердце чутко к призыву творить красоту. Они естественны в своём стремлении жить в мире сказок, музыки, поэзии, творчества.

Глава 2. Практическая часть. Условия реализации, формы, средства и дидактические приёмы, используемые  для  эффективного  формирования эстетического восприятия природы детьми дошкольного возраста.

     Чтобы дети видели и понимали красоту природы,   они  должны получить необходимые знание о природе. Проводить  исследования  было нетрудно, потому что вся наша жизнь  связана с природой. Даже сами дети подсказывали темы наблюдений, игр, занятий своими вопросами. Чем больше они узнавали, тем больше у них возникало вопросов.

   Особенно детям нравится работать по экологическим проектам. Таким как:

- проект  «Чистое утро»

  Цель: бережное отношение к природе.

Содержание: в форме игры,  дети  каждое утро приводят свой участок в порядок.

- проект « Книга   жалоб в  природе»

Цель: научить детей сопереживать и помогать всем живым существам

Содержание: занести в книгу жалобы,  которые,  по мнению детей, могут поступить от животных и растений (нарисовать рисунки), затем придумать, как помочь им.

-проект: «Собери животных и растения, которые ты видел»

Цель: расширять знания о животных и растениях

Содержание: дети оформляют альбом различных животных и растений (рисунки, фотографии, иллюстрации).

    Работая по таким проектам, сразу можно видеть результат: дети начинают воспринимать природные объекты, явления, как что-то необычное, прекрасное, живое, которое тоже нуждается в помощи.

        В формировании экологических представлений дошкольников  и их систематизации особое  место отводила играм экологического содержания. Это: «Птички на кормушках» - уточнить знания детей о зимующих птицах, природоохранительные представления; «Пирамидки» - развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев экологическую пирамидку, объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы; «Две белочки» - закрепить знания об особенностях жизни белки, аналогично можно проводить игру и с другими животными; «Отгадалки» - закрепить знания детей о животных, растениях и их образе жизни; «Лесорубы» - уметь  находить экологические связи  между растениями и животными;  «Живое-неживое» - отгадать по вопросам живой или неживой объект ; «Угадай правило» - описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти  действия; «Выбери правильно дорогу» - уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.

   Игры экологического содержания помогают лучше усвоить материал и активнее включаться в разнообразные виды деятельности.

   В своей работе использую больше музыки, потому что невозможно переоценить роль музыки  в формировании эстетического, эмоционального отношения к природе.

      В русских  народных  попевках, прибаутках, которые дети очень много учат, переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Это такие как «Не летай соловей», «Лиса по лесу ходила», «Котя, котенька – коток», «Кукушка» и другие. В незатейливых мелодиях этих попевок, коротких, но очень выразительных словах  переданы  любовь  и уважительное отношение народа к животным.  Это дети чувствуют и в ласковом обращение  к ним (Котя, котенька – коток, котя – серенький хвосток), и в прекрасном  знании  повадок этих животных, и в  народном юморе, который   проявляется в приписывании им некоторых человеческих качеств (лиса по лесу ходила, звонки песни выводила).  

    Дети по своей природе любознательны и среди вопросов  немало таких, как  «Зачем чирикают  воробьи?», «Как спят рыбки?». Поэтому в своей работе большое внимание уделяла  элементарной поисковой  деятельности, которая помогает ввести детей в мир познания природы, пробудить умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.  Проводила такие наблюдения и опыты:

  «Кто посеял одуванчик»

Цель: подвести детей к пониманию того, что в природе  семена распространяются разными способами.

Ход: обращаю внимание на красоту цветущих одуванчиков.

- Кто  посеял одуванчики? (выросли сами)

- Из чего они выросли? (из семян)

- Верно, из семян. Кто же сеял семена?  (сами посеялись)

- А как они посеялись?

 Предлагаю детям найти пушистую головку одуванчика, рассмотреть семена. Затем все вместе выясняем, как же одуванчик сеет семена. Их срывает ветер и сеет. Где упадут  семена, там и вырастут новые одуванчики. Делаем вывод, что семена со всех растений  рассеивает ветер. Затем делаем зарисовки посева семян ветром.

  «Куда исчезла вода».

 Цель: формировать у детей представления о том, что под воздействием  солнечного тепла, происходит испарение воды.

Оборудование:  две  плоские тарелки, мерный стакан, вода.

Ход:  после небольшого летнего дождя обращаю внимание детей на мокрый асфальт.

- Каким  стал асфальт? (мокрым)

- Почему? (прошёл дождь)

- Всегда ли он будет мокрым? (нет)

- Что с ним произойдёт? (высохнет)

- Что же произошло с водой? Что  означает - высохнет? (воды на асфальте не будет)

- Почему вода высохла? Как определить, что вода высыхает, испаряется?

Наливаем мерным стаканом в тарелки одинаковое количество воды. Одну ставим на солнце, а другую в тень. Через  некоторое время сравниваем их.

- Что произошло с водой? Почему в одной тарелке меньше?

Делаем вывод: от солнечного тепла вода  нагрелась и превратилась в пар, т.е. испарилась.

  «Какого  цвета снег»

Цель: подвести детей к пониманию того, что снег, только кажется белым, а на самом деле он бесцветный.

Оборудование: два стакана, чаша, две ложки, белая гуашь.

Ход: поле снегопада обращаю внимание на красоту зимнего пейзажа.

- Какого цвета снег? (белый)

Набираем в чашу снега, в два стакана наливаем воды. Уточняем, что  вода  в стаканах чистая, прозрачная, бесцветная. Положили в один стакан гуашь, в другой – снег.

- Какого цвета снег? А гуашь?

Размешиваем воду в стаканах и делаем вывод: гуашь белая, а снег – бесцветный.

  Поддерживая  в детях познавательные интересы, важно сделать их целенаправленными, углубленными. И тут неоценимым  помощником оказалась художественная  литература. Рассказы В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, И Соколова – Микитина и многие другие помогли углубить, закрепить и уточнить знания детей о природе. А лирические произведения С. Есенина, А. Фета, Ф.Тютчев помогли детям лучше увидеть и  понять красоту, нежность хрупкость родной природы. Очень часто устраиваем  в группе вечера чтения, где сравниваем произведения о природе со своими наблюдениями.

  Большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия природы заключает в себе работа с природным материалом. Для сбора природного материала использовала каждую встречу с природой. Мы с детьми заметили, чем разнообразнее материал, тем интересней с ним работать. И здесь незаменимыми  помощниками оказались  родители. Когда  природный   материал накапливался,  подбирали детали, прикладывали   друг к другу и из обычных  веточек, шишек, желудей,  семян и других материалов получались сказочные образы.

    Окружающий мир  насыщен тайнами и чудесами. В природе есть такое, что можно лишь почувствовать, пережить, ощутить, пропустить через душу. И такой тайной  и чудом для нас   стало искусство – икэбана. Искусство составления букетов (икэбана) получило широкое распространение в Японии.  Икэбана для японцев не столько средство украшения помещения, сколько символ  живой одухотворённой природы. Этот вид искусства  доступен  не только взрослым, но и детям, конечно в простейшей форме.

 Ни к чему изучать эстетические   корни традиционного японского искусства и пытаться подражать полностью японским мастерам. Ведь у нашего народа свои традиции, вкусы, взгляды на мир природы.

  Для художника  икэбаны главное не в количестве или пышности растительного материала,  а в умении правильно использовать его, отражении в композиции красоты  природы и своего видения окружающего мира, нахождении прекрасного и необыкновенного   в   простом и обыденном. Трудно переоценить значение приобщения к этому творчеству детей для их эстетического воспитания. Составление  композиций из цветов воспитывает тонкий художественный вкус, помогает чувствовать прелесть естественных форм, линий, красок, развивает любознательность,  внимание,  наблюдательность.   Увлекаясь сама этим искусством, постаралась заинтересовать  и  своих воспитанников. С весны до осени цветут разнообразные цветы, но наступала осень, а затем зима и вся эта  красота исчезала. Тогда предложила продлить жизнь этой  красоте, и дети заинтересовались этим предложением. А раз появился интерес – его надо поддержать, во время, отведённое для свободной деятельности, занималась работой по аранжировке цветов. У меня сразу появились помощники, которые изъявили желание сделать что – то своими руками. Так образовался кружок «Вальс цветов» ( приложение № 1).   Дети учились не только создавать букеты, но и узнавали какие травы, цветы можно засушить для зимних букетов.

  Обучение аранжировке букетов начинала  с составления простого классического букета «Мама, папа и я». Почти каждый ребёнок с восторгом создал эту композицию. И что порадовало, так это непохожесть работ. Сейчас дети уже умеют составлять букеты из одного, трёх и более цветов, зная, что главное не количество, а подбор к ним или к нему красивых сочетаний из веточек, корешков, камней, листьев, мха и даже фруктов и овощей. И испытанным методическим приёмом стала игра «Что здесь лишнее?». Проводились беседы об истории возникновения  этого искусства, и что представляет икэбана для японского народа. Это помогло детям понять, что они не просто составляют красивые букеты, а выражают в них своё мироощущение, настроение. Это отражалось в названии композиций. Часто дети признавались, что создать букет легче, чем придумать название. Вот, например, композиция из одного крупного  белого цветка – «Снежная королева», «Снежинка»; из одного крупного красного цветка – «Красно солнышко»; из одного жёлтого цветка – «Колобок», «Солнышко»; из трёх и более цветов – «Подружки»; осенние композиции – «Осенняя сказка», «Осенняя песня», «Золотая грусть», «Листопад», «Красивые наряды».

   Опыт работы с детьми по обучению аранжировке букетов подтверждает, что дошкольники эмоционально откликаются на красоту, испытывают чувство наслаждения от любования цветами, создавая букеты, дети получают свободу самовыражения, у них проявляется индивидуальный художественный вкус и наклонности. Открытие новых оригинальных аранжировок, непохожих на   другие,  развивает мышление, творчество и воображение. Поэтому дети всегда находятся в поиске, и  поиск этот не только  в процессе создания художественного произведения из цветов, но в самой природе. Когда он наблюдает её, подмечает скрытую до времени красоту, когда ищет и находит замысловато переплетённые корни, фантастической формы ветки, прикидывает мысленно ещё на месте, среди природы, возможные сочетания этого материала с цветами и другими растениями.

 

 Заключение.

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Воспитывая  эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребёнка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое  впоследствии может сделать жизнь его   бесцельной и для самого   себя и для общества. Эстетическое восприятие природы во многом определяет поведение детей их переживания, суждения и эстетический вкус, способствует созданию определённого мировоззрения, позволяющего дать правильную оценку жизни.

  Непосредственное наблюдение окружающей природы научило детей понимать форму предметов, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время дня и в разное время года. Наблюдательность повысило силу и яркость восприятия детей, они глубже стали чувствовать красоту природы.

   Эффективное формирование эстетического восприятия природы осуществимы по следующим направлениям:

   - изменения формы общения  воспитателя с детьми

суть в том, что воспитатель  должен воспринимать ребёнка, как равного себе, со своими проблемами, желаниями, интересами. У многих воспитателей есть свои  увлечения, всё это можно раскрыть детям. Только эмоционально увлечённый   каким – то делом человек подаст гораздо больше примера для воспитания;

  - обновление форм и содержания деятельности

 применение  в своей работе  игр - путешествий, КВНов, занятий познавательного цикла, викторин, ребусов, опытов, экспериментальной деятельности, где дети гораздо легче усваивают конкретные сведения об окружающем мире;

 - насыщение жизни детей классической  и современной музыкой, произведениями искусства, использование лучших образцов литературы о природе

 эстетическое  восприятие природы гораздо  эффективнее, если  оно будет  проходить и в процессе свободного общения с природой и на различных занятиях при помощи музыки, художественной литературы и искусства.

   Исследования ещё продолжаются, но уже сейчас можно сделать вывод: познавая природу, её законы, её красоту, участвуя в её охране и приумножении, достигли больших результатов. Дети научились воспринимать красоту не только созданную природой, но и  трудом  людей и  у них формируется стремление украшать родную землю. Вместе с познанием красоты и её восприятием у дошкольников зарождается чувство бережного отношения к природе, что выражается в его защите и охране.

Литература:

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль. Академия  развитие 1997 г.

2. Букин А. П. В  дружбе с людьми и с природой    М. Просвещение 1991 г.

3. Вахрушев А.А., Бурский О. В. Мир и человек. М. Новая школа 1996 г.

4.Венгер Л. А. Программа «Развитие» 1995 г.

5. Веретенникова С. Л. Ознакомление дошкольников с природой. М. Просвещение 1980 г.

6. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в д/с. М. Просвещение 1984 г.

7. Година Г., Филипова С. Экологическое воспитание: проблемы и перспективы.

д/в №7 1993 г.

8. Компанцев Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М. Просвещение 1985 г.

9. Логинова В. И. Бабаева Г. И. Программа «Детство» Санкт – Петербург. 1995 г.

10. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде М. Просвещение. 1983 г.

11. Николаенко Н. П. Композиции из цветов (икэбана) Ташкент 1988 г.

12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка  к природе Н. Новая школа 1993 г.

 

Приложение № 1.

  План работы кружка «Вальс цветов» в подготовительной группе.

 Задачи : научить детей составлять композиции из природного материала, аранжировке цветов,  собирать и готовить материал для работы, развивать мышление, внимание, воображение и фантазию.

 Сентябрь.

Сбор природного материала. Беседа «История возникновения искусства – икэбана». Составление букета из одного цветка.

Октябрь.

Поделки из желудей и шишек. Составление букета из осенних листьев.

Ноябрь.

Изготовление бус из рябины. Поделки из скорлупы грецких орехов. Составление букета из трёх цветов.

Декабрь.

Декоративные узоры из семян. Поделки из камней и моха. Составление букетов из еловых веток, сухостоя.

Январь.

Поделки по сказкам из  природного материала. Составление букетов с применением комнатных растений.

Февраль.

 Панно на коробочках из семян. Составление букетов к празднику «День Защитника отечества.

Март.

Композиция из природного материала на тему « в подарок маме». Составление букетов из мимозы и сухостоя.

Апрель.

Весенняя фантазия из веток. Изготовление поделок из скорлупы яиц и веток.

Май.

Изготовление поделок и аранжировка букетов на тему «Фантазия и мы».

Июнь. Июль. Август.

Сбор природного материала, засушивание растений. Изготовление поделок и составление букетов на свободные темы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества

Презентация по формированию эстетического восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в процессе художественного творчества...

«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...

Консультация для воспитателей на тему: «Эстетическое восприятие природы детьми дошкольного возраста»

Сегодня проблема эстетического воспитания стоит как нельзя более остро. Следует обратить внимание на красоту действительности. Насладиться этими мгновениями. Порадоваться ими, разделить свою радость с...