Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Токарева Алёна Николаевна

Закладывание основ экологического сознания и поведения  в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИНТЕГРАЦИЯ ПОДХОДОВ.

А. Н. Токарева, воспитатель

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»,

 г Бийск, Россия

Задумываясь о значении окружающего нас мира, мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство - не последние достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние - земля. В условиях современной научно - технической революции, когда происходит глубокое и разностороннее воздействие общества на природную среду, все возрастающее значение приобретает экологическое образование подрастающего поколения.

Самый ответственный период жизни человека - дошкольное детство, так как именно в этот период - закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Одним из главных  экологических факторов  является деятельность человека в природе, которая имеет двустороннее значение: влияет на условия жизни животных и растений и изменяет состояние экологической обстановки, где живут люди. Зависимость прямая: чем больше разрушается и гибнет биоценозов, тем хуже становится физическая среда для жизни человека. Основным стержнем экологической науки являются различного типа связи и зависимости, которые существуют  в едином комплексе «природа - общество». Это отражается на специфике и содержании экологического  образования детей в дошкольном детстве.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому работа по формированию экологической культуры начинается  с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

Специфика содержания и воспитания заключается в выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разного возраста. Знания о единичных связях в природе о цепочках взаимосвязанных явлений имеют большой образовательный и воспитательный смысл - это основа всей работы по ознакомлению дошкольников с природой. Особо  значение приобретает показ воспитанникам  конкретных фактов воздействия человека на природу: усвоение систематизированных знаний и применение их  в практической повседневной деятельности – начало формирования у дошкольников правильного отношения к ближайшему природному окружению, что и будет началом становления экологической культуры.  Формирование таких экологических представлений осуществляется на протяжении  всего дошкольного  периода. В младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать единичные связи. При последовательной систематической работе в старшем дошкольном возрасте дети могут понимать связь комплекса признаков, зависимость жизни живого существа одновременно от ряда факторов. Воспитатель, как правило, показывает, как человек становится важным фактором жизни живых существ.

Проблема экологического образования не  является новой для дошкольной педагогики, усиленно развиваются тенденции системно - целостного подхода к экологическому образованию. Комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с разных точек зрения: необходимости слияния экологического обучения с различными видами детской деятельности; принципов непрерывности и универсальности.

Параллельно проводится работа по совершенствованию содержания экологического образования дошкольников: по определению познавательных, ценностных, нравственно–эстетических и деятельностных элементов содержания и их роли в развитии экологической культуры личности; по выявлению принципов отбора и конструирования содержания экологического образования.

Интегративные тенденции получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.

Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм подготовки, к появлению в контексте теоретических работ категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. В связи с этим в практике экологического образования дошкольников наблюдается  существенное усиление деятельностного и личностного подходов.

Дети дошкольного возраста могут понять как простые, так и сложные природные явления и способны рассуждать в понятных им проблемных ситуациях.

Чувства деятельной любви к природе и соответствующей ей поведения развиваются постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности. Основой формирования положительного отношения детей к природе, является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-положительного отношения к ней, знаний полезной деятельности у детей, предполагается  возможность развития у детей разнообразных чувств, усвоения ими знаний о взаимосвязях в природе и обучения их элементарным навыкам создания условий для жизни живых существ.

Содержательный аспект экологического воспитания дошкольников  включает в себя и познание детьми явление из области природопользования - различных сторон взаимодействия человека с природой. Три ветви знаний при этом становятся  наиболее значимыми: примеры использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека; охрана природных богатств и их восстановление; человек как живое существо, нуждающееся в определенной среде обитания. Из этих «ветвей» наиболее разработанной является вторая - ознакомление детей с фактами охраны природы (создание заповедников, Красной книги и другое).

Из области природопользования на уровень дошкольного возраста выходят те знания, которые связаны с практической деятельностью воспитанников и их повседневными наблюдениями. Поэтому в нашей работе целесообразны беседы со старшими дошкольниками о бережном отношении к воде, бумаге, дерево материалам и их экономичном расходовании. Очень важным является выбор методов экологического воспитания дошкольников. Начало  экологической культуры, рассматриваемое как становление у детей осознанного и правильного отношения к объектам природы, составляющее их непосредственное окружение, в большей степени зависит от экологической грамотности и педагогического мастерства взрослых, воспитывающих дошкольников. Первостепенное значение имеют грамотно построенные комплексные занятия и  наблюдения. Содержательным стержнем наблюдения, всегда является взаимосвязь живого организма со средой обитания. С наблюдением связана экологически грамотная  организация зоны природы в детском саду, фиксация явлений в календарях природы, организация труда детей, проведение прогулок, экскурсий, походов.

Важным аспектом методов становления начал экологической культуры является включение  дошкольников в различные  виды деятельности. Труд детей и взрослых в природе, рассматриваемый как средообразующий фактор в жизни живых существ, ценен тем, что является действенной созидательной практикой взаимодействия с окружающей средой. Изодеятельность  детей дает возможность им вторичного переживания впечатлений природы, их практического воплощения в  изопродукцию. Особо значимое  место для дошкольного детства является игра, проведение акций, создание игровых обучающих ситуация и их привнесение в процесс ознакомления дошкольников с природой позволяет в экологическом воспитании перенести акцент  на становление у детей отношения к природе, при этом не умаляя роли экологических знаний.

Интеграция, интегративные процессы, активно проникающие в дошкольное образование и школу, затрагивают не только формы и методы экологического  образования дошкольников и школьников. Сама интеграция подразумевает изменение деятельности, как учителя, так и воспитателя. Педагоги могут организовать и проводить  совместный познавательный процесс. Необходимо,  чтобы дети чаще вовлекались в самостоятельные поиски, учились прогнозированию последствий своего поведения и деятельности в окружающей среде, участвовали в обсуждениях, овладевали  практическими навыками и умениями  по благоустройству природного и социального окружения, сохранению  и укреплению своего здоровья, вовлекались в творческую деятельность по выражению своего  отношения к окружающей среде. Основная цель экологического  образования в начальной школе -  становление у младших школьников эмоционально- нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. В школе  много времени отводится на контакты учащихся  с окружающей и природной  и социальной средой, практическую, исследовательскую и творческую деятельность. Эту роль выполняют разнообразные формы обучения: вводные и обобщающие уроки, полевые практикумы по изучению и охране окружающей среды, комплексные экскурсии в природное и социальное окружение человека, дидактические и сюжетно - ролевые игры, факультативные занятия и  упорядоченная  практическая деятельность младших школьников в окружающей среде. Методы изучения среды жизнедеятельности человека тоже разнообразны:  наблюдения, постановка опытов и экспериментов, восприятие произведений искусства, моделирование, проектирование и  прогнозирование  последствий своего поведения и деятельности в окружающей и социальной среде, работа с книгой. В наше время предлагается множество программ и курсов по экологическому образованию и воспитанию, ведущая идея которых -  идея о неразрывной связи человека с природой

На данном этапе образования существует много программ и направлений по экологическому воспитанию. Работа по программе Н.М. Крыловой интересна и систематизирована, наиболее ярко интегративные тенденции прослеживаются в данной методике. По мнению автора, природная среда является не только источником формирования у детей ярких художественных и музыкальных образов, но и специальных знаний, умений и навыков. Основная цель программы - формирования у детей чувства прекрасного в природе,  разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности. В программе одним из главных направлений  является формирование у дошкольников бережного отношения к природе,  как необходимого личностного качества, развития которого предполагает учет следующего фактора – интереса к природе. Наличие знаний о природных компонентах и взаимосвязям между ними, о влиянии человека на природу; стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению к природе, организации посильной деятельности по оказанию природе помощи; учета мотивов, определяющих действия в природе - все это развивает и совершенствует знания дошкольников.  Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы формируются в единстве и взаимосвязи только тогда, когда продуманы, учтены и целесообразно подобраны все составные части процесса экологического образования: цели, принципы, задачи, содержания, формы и методы работы, условия и предполагаемые результаты.

Программа предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдения, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность, конструирование. С различными видами деятельности их содержанием и результатом связываются проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

Таким образом, в последних разработках практических материалов по экологическому образованию явно прослеживается акцент на интеграцию разных видов в рамках экологического подхода. Посредством интегративных комплексных мероприятий решается не одна, а сразу несколько задач обучения, воспитания детей – дошкольников, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога.

Литература:

  1. Королева А.   Естествознание для малышей : программа экологического воспитания детей старшей группы (5-6 лет) / Дошкольное воспитание. – 1998. - N 10
  2. Николаева С. Н.   Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве /   М: Просвещение 2002.-144с.
  3. Детский сад - Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности /Н.М. Крылова.- Пермский государственный педагогический университет.- Пермь. 2005.- 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Концептуальные основы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Согласно концепции развития математического образования Российской Федерации мы рассматриваем современные подходы к организации математического развития детей раннего возраста и дошкольного возраста в...

Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Концептуальные  основы экологического образования  детей дошкольного  и младшего школьного  возрастаПлан:1).Актуальность проблемы2).Система экологического образования3).Естественно...

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Преемственность в системном подходе к развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста...