Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
План:
1).Актуальность проблемы
2).Система экологического образования
3).Естественно-научные идеи современного естествознния
4).Педагогические идеи
1.Почему так важно воспитывать людей,которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней?Как вы считаете,экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?
Как вы думаете,почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе,которая наблюдается сейчас?(Из-за нерационального использования природных ресурсов;воды,газа и т.д,из-за интенсивного развития промышленности,из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ)Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека.Деятельность человека-это его внешнее проявление его внутренней экологической культуры.Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека.Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ,в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод,содержащих большое количество ядовитых веществ,к которым организм человека не успел приспособиться.Эти вещества не включаются в круговорот,а следовательно не перерабатываются,а накапливаются и загрязняют природу,а в результате нарушается качество условий среды(воды,воздуха,эемли).Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний:генетических,аллергических,эндокринных и других.В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось,что в непосредственной близости от ядерных испытаний,заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще,а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития.В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире.В стране воспитано поколение,заботящееся о природе,понимающее ее самоценность.Давайте поговорим о том,что такое экологическая воспитанность,которую канадцы сумели воспитать в своих детях,которую предстоит прививать нашим детям.
2.Система экологического образования.
Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.
Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры,являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.
Экологическая культура-важная часть общей культуры человека,проявляющаяся в его духовной жизни,в быту.Это особое качество личности понимать ценность природы,характеризуемое совокупностью знаний по экологии,умений природопользовательской деятельности,гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.
Воспитывая ребенка,экологически ориентированного,мы прививаем ему элементы экологической культуры общества,а он приобретает экологическую воспитанность.
Экологическая воспитанность имеет 3 компанента
1.Экологическое сознание и чувства
2.Экологическая деятельность и поведение
3.Экологическое отношение к природе
Экологическое сознание и чувства включают:
-Знание о растениях и животных как живых существах
-Знание о человеке как живом существе
-Знание о разнообразных ценностях природы
-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе(как себя вести)
Экологическая деятельность и поведение
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
-Игровая деятельность
-Речевая деятельность
-Художественно-творческая деятельность
-Трудовая деятельность
Экологически правильное,гуманное отношение к природе
-Осознанное
-Деятельное
-Побуждается гуманным мотивом
Эти компаненты на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.
В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства.Например,ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.
А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение,как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ
Характеристика поступка
-Побуждается гуманным мотивом
-Осознан
-Выражен в положительных действиях(помощь,создание условий)
-Он доставляет ребенку удовольствие
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1)Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств
2)Формирование у детей навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения
3)Формирование гуманного,зкологически правильного отношения к природе
3.Естественно-научные идеи современногоестествознания
1)Идея единства человека и природы
Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы,был над ней.Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису.Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы,а возьмем их сами»привел к тому,что человек счел возможным разорять природные ресурсы,перекраивать реки,не задумываясь о последствиях.Но природа не только источник природных ресурсов,она самоценна.Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.
2)Идея многообразия ценностей природы
Духовная, эстетическая,нравственная,познавательная,гигиеническая ,самоценность,прагматическая ценность.Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека,порождает гуманное отношение к природе.
3)Идея единства всего живого
Важно показать основные свойства живого организма:дыхание,движения,рост,размножение….Человеку присуще все,что присуще живому,но человек не только биологическое,но и социальное существо .Поняв это- ребенок начинает менять отношение к живым существам.
4)Идея единства живого и неживого в природе
Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние.Например,как зависит жизнь рыб от воды.В систему живого нужно включать человека.Идея состовляет гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.
5)Идея разумности и гуманности человека
Например,разумность,как качество,присущее людям,может быть представлено детям, как способность думать,говорить,выражать свои мысли,действовать,предвидя последствия действий,сознательно относиться к себе и к другим живым существам,к природе в целом
6)Идея приспособления живого друг к другу и к среде.
Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений природы.Создает основу экологически целесообразного поведения.Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.
7.)Идея системного строения природы
Природа-система систем.Мы должны показать детям:1.Связи внутри
организма
2.Связи организма и вида
3.Внутривидовые связи
4.Связи вида и экосистемы
5.Связи внутри экосистемы
Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально.Нарушая одно звено,мы нарушаем систему.В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи.Погиб урожай,закупали воробьев в других странах.
8)Идея целостности природы на любом ее уровне
Организм –целостная система.Знания помогают бороться с травмами,способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей,повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ИДЕИ составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания,поведения,составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.
УСПЕШНОСТЬ экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей,но и эффективностью педагогического прцесса воспитания и обучения детей.
4.Педагогические идеи
1.Идея системности и целостности развития личности
Необходимо развивать все компаненты,базисные структуры личности:сознание,деятельность,отношение,иначе человек не будет экологически воспитан.
2.Идея единства сознания и деятельности
Сознание формируется только посредством деятельности,поэтому нужно организовать деятельность детей в природе,имеющую природоохранное направление(игра,рисование,конструирование,выращивание растений,придумывание экологических сказок ….)Создаются условия для приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой,проявления активности,своего отношения.
3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.
Приемы:антропоморфизма-придумывание имени растениям ,животным,рассказывание сказок, чтение стихов для растений,животных,расскажи секрет,поделись секретом с рыбкой…,празднование дня рождения объекту природы,погладь,пожалей….,звуковое письмо от объекта природы,представь,что ты бабочка,что чувствуешь,когда к тебе подходит человек?и др.
4.Идея преемственности детского сада и школы
Необходимо согласовывать программы,чтобы дети не получали одну информацию дважды,чтобы учиться было интересно.Воспитатель детского сада и учитель школы дол
Скачать:
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
План:
1).Актуальность проблемы
2).Система экологического образования
3).Естественно-научные идеи современного естествознния
4).Педагогические идеи
1.Почему так важно воспитывать людей,которые смогли бы ответственно относиться к природе и гармонично жить с ней?Как вы считаете,экологический кризис как-то влияет на жизнь людей?
Как вы думаете,почему мы пришли к такой неблагоприятной ситуации в природе,которая наблюдается сейчас?(Из-за нерационального использования природных ресурсов;воды,газа и т.д,из-за интенсивного развития промышленности,из-за выбросов в атмосферу загрязняющих веществ)Проблемы загрязнения атмосферы связаны с деятельностью человека.Деятельность человека-это его внешнее проявление его внутренней экологической культуры.Во многих странах с развитой промышленностью экологическая ситуация опасна для жизни и здоровья человека.Ежегодно в атмосферу выбрасывается сотни тонн отравляющих веществ,в водоемы поступает миллион тонн неочищенных сточных вод,содержащих большое количество ядовитых веществ,к которым организм человека не успел приспособиться.Эти вещества не включаются в круговорот,а следовательно не перерабатываются,а накапливаются и загрязняют природу,а в результате нарушается качество условий среды(воды,воздуха,эемли).Это приводит к возникновению ранее неизвестных заболеваний:генетических,аллергических,эндокринных и других.В 90-х годах 20 века в Казахстане проводилось обследование населения и выяснилось,что в непосредственной близости от ядерных испытаний,заболевания аллергического характера встречается в 2 раза чаще,а также здесь чаще рождаются дети с уже врожденными пороками развития.В то же время в такой промышленно развитой стране как Канада-продолжительность жизни одна из самых высоких в мире.В стране воспитано поколение,заботящееся о природе,понимающее ее самоценность.Давайте поговорим о том,что такое экологическая воспитанность,которую канадцы сумели воспитать в своих детях,которую предстоит прививать нашим детям.
2.Система экологического образования.
Цель экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста-формирование основ экологической культуры.
Экологическая культура-часть материальной и духовной культуры,являющаяся результатом обобщения исторического опыта отношения человека и природы.
Экологическая культура-важная часть общей культуры человека,проявляющаяся в его духовной жизни,в быту.Это особое качество личности понимать ценность природы,характеризуемое совокупностью знаний по экологии,умений природопользовательской деятельности,гуманистических отношений ко всему живому и к окружающей среде.
Воспитывая ребенка,экологически ориентированного,мы прививаем ему элементы экологической культуры общества,а он приобретает экологическую воспитанность.
Экологическая воспитанность имеет 3 компанента
1.Экологическое сознание и чувства
2.Экологическая деятельность и поведение
3.Экологическое отношение к природе
Экологическое сознание и чувства включают:
-Знание о растениях и животных как живых существах
-Знание о человеке как живом существе
-Знание о разнообразных ценностях природы
-Знание о нормах и правилах взаимодействия в природе(как себя вести)
Экологическая деятельность и поведение
-Познавательная деятельность
-Исследовательская деятельность
-Игровая деятельность
-Речевая деятельность
-Художественно-творческая деятельность
-Трудовая деятельность
Экологически правильное,гуманное отношение к природе
-Осознанное
-Деятельное
-Побуждается гуманным мотивом
Эти компаненты на протяжении дошкольного возраста вступают в разные взаимоотношения.
В младшем дошкольном возрасте экологическая деятельность порождает экологические чувства.Например,ребенок гладит котенка и у него появляется чувство любви к нему.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка уже сформированы экологические чувства и в соответствии с ними он поступает.
А к старшему дошкольному возрасту уже формируется экологическое отношение,как результат экологического воспитания и содержит в себе экологическое сознание и экологическое поведение и определяет их.
ЕДИНИЦЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТУПОК РЕБЕНКА В ПРИРОДЕ
Характеристика поступка
-Побуждается гуманным мотивом
-Осознан
-Выражен в положительных действиях(помощь,создание условий)
-Он доставляет ребенку удовольствие
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1)Формирование у ребенка элементов экологического сознания и чувств
2)Формирование у детей навыков и умений экологически ориентированной деятельности и поведения
3)Формирование гуманного,зкологически правильного отношения к природе
3.Естественно-научные идеи современногоестествознания
1)Идея единства человека и природы
Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы,был над ней.Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису.Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы,а возьмем их сами»привел к тому,что человек счел возможным разорять природные ресурсы,перекраивать реки,не задумываясь о последствиях.Но природа не только источник природных ресурсов,она самоценна.Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.
2)Идея многообразия ценностей природы
Духовная, эстетическая,нравственная,познавательная,гигиеническая ,самоценность,прагматическая ценность.Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека,порождает гуманное отношение к природе.
3)Идея единства всего живого
Важно показать основные свойства живого организма:дыхание,движения,рост,размножение….Человеку присуще все,что присуще живому,но человек не только биологическое,но и социальное существо .Поняв это- ребенок начинает менять отношение к живым существам.
4)Идея единства живого и неживого в природе
Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние.Например,как зависит жизнь рыб от воды.В систему живого нужно включать человека.Идея состовляет гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.
5)Идея разумности и гуманности человека
Например,разумность,как качество,присущее людям,может быть представлено детям, как способность думать,говорить,выражать свои мысли,действовать,предвидя последствия действий,сознательно относиться к себе и к другим живым существам,к природе в целом
6)Идея приспособления живого друг к другу и к среде.
Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений природы.Создает основу экологически целесообразного поведения.Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.
7.)Идея системного строения природы
Природа-система систем.Мы должны показать детям:1.Связи внутри
организма
2.Связи организма и вида
3.Внутривидовые связи
4.Связи вида и экосистемы
5.Связи внутри экосистемы
Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально.Нарушая одно звено,мы нарушаем систему.В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи.Погиб урожай,закупали воробьев в других странах.
8)Идея целостности природы на любом ее уровне
Организм –целостная система.Знания помогают бороться с травмами,способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей,повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ИДЕИ составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания,поведения,составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.
УСПЕШНОСТЬ экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей,но и эффективностью педагогического прцесса воспитания и обучения детей.
4.Педагогические идеи
1.Идея системности и целостности развития личности
Необходимо развивать все компаненты,базисные структуры личности:сознание,деятельность,отношение,иначе человек не будет экологически воспитан.
2.Идея единства сознания и деятельности
Сознание формируется только посредством деятельности,поэтому нужно организовать деятельность детей в природе,имеющую природоохранное направление(игра,рисование,конструирование,выращивание растений,придумывание экологических сказок ….)Создаются условия для приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой,проявления активности,своего отношения.
3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.
Приемы:антропоморфизма-придумывание имени растениям ,животным,рассказывание сказок, чтение стихов для растений,животных,расскажи секрет,поделись секретом с рыбкой…,празднование дня рождения объекту природы,погладь,пожалей….,звуковое письмо от объекта природы,представь,что ты бабочка,что чувствуешь,когда к тебе подходит человек?и др.
4.Идея преемственности детского сада и школы
Необходимо согласовывать программы,чтобы дети не получали одну информацию дважды,чтобы учиться было интересно.Воспитатель детского сада и учитель школы должны работать в контакте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа
Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...
Экологическое мероприятие в младшей группе "Экологическая тропа"
Экскурсия по эко тропе в ДОУ...
Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»
Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интерес...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы
План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....